Глава 3. Экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Содержание и организация формирующего эксперимента
Проведенный качественно-количественный анализ результатов обследования обнаружил наличие характерных особенностей культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях дома ребенка. На основе анализа изученной литературы, а также с учетом полученных в ходе констатирующего исследования данных, возникла необходимость экспериментального изучения возможностей формирования данных навыков у этой категории детей посредством серии игр и упражнений, т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с экспериментальной группой детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, в период с 22.09.11 по 21.11.11.
Игры и упражнения, направленные на формирование данных навыков, включались в занятия дефектолога и воспитателя, а также в совместную игровую деятельность и индивидуальную работу с детьми.
Цель экспериментальной работы заключалась в разработке и апробации комплекса игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Экспериментальная работа учитывала разработки Г.А.Урунтаевой, Е.А.Стребелевой, М.Г.Борисенко, Е.М.Белостоцкой.
Для реализации данной цели были разработаны серии занятий, направленные на формирование у детей самостоятельности. Каждое занятие, в свою очередь, проводилось также с определенной целью, которая разбивалась на ряд более подробных задач. При проведении коррекционно-воспитательной работы основными являлись следующие задачи:
1. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами.
6. обучение детей адекватно действовать с предметами быта.
Для решения этих задач были созданы специальные условия:
1. адекватная предметно-развивающая среда;
2. интересная игровая ситуация для ребенка в совместных действиях со взрослым.
Для реализации первого условия были подобраны предметы и игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин, парикмахерская; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок.
Для соблюдения второго условия возникла необходимость организации и проведения игр и упражнений с ребенком при использовании сюжетных игрушек, а также игр с реальными предметами, которые направлены на овладение ребенком действий по самообслуживанию: прием пищи, умывание и т.д.
Основными способами, с помощью которых мы обучали детей самостоятельности, явились следующие:
– совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);
– подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);
– по показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок, затем действует самостоятельно).
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, проводилась по следующим направлениям:
Первое направление: формирование навыка приема пищи.
Цель: cформировать навык самостоятельной еды.
Задачи:
- актуализировать знания о предметах, необходимых для приема пищи;
- совершенствовать умения действовать с этими предметами;
- соблюдать аккуратность при приеме пищи, умение пользоваться салфеткой.
Этапы работы:
1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.
2. Непосредственное формирования навыка самостоятельной еды.
3. Закрепление навыка в дидактической игре.
Для первого этапа нами было отобрано 4 упражнения: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин», «Раскладывание орехов» (приложение Б).
На втором этапе проводилось прямое обучение навыку самостоятельной еды по алгоритму (приложение В).
Третий этап: дидактические игры («К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Наш малыш», «Обед у кукол», «Чего не хватает») (приложение Г), активное включение навыка в режимные моменты.
Играм предшествовало прочтение произведение К.И.Чуковского «Федорино горе».
Второе направление: формирование навыка одевания.
Цель: cформировать навык одевания.
Задачи:
- формировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить правильно одевать одежду, соблюдая нужную последовательность, и самостоятельно застегивать «молнию»;
- учить различать обувь для правой и левой ноги.
Этапы работы:
1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.
2. Непосредственное формирование навыка одевания.
3. Закрепление навыка в дидактической игре.
На первом этапе использовались такие упражнения, как «Нанизывание шаров на шнурок», «Копилка», «Подбери к шнурку бусину», рассматривание сюжетных картинок «На прогулку» (приложение Д).
Второй этап – непосредственное обучение навыку одевания и застегивания «молнии» согласно алгоритму (приложение Е).
Третий этап: закрепление навыка в дидактических играх («Приведи куклу в порядок», «Оденем куклу на прогулку», «Что забыла надеть Маня?», «Двери закрываются», «Найди пару») (приложение Ж) и применение полученных умений в реальных ситуациях.
Третье направление: формирование гигиенических навыков.
Цель: сформировать гигиенические навыки.
Задачи:
- учить правильно определять свое полотенце, зубную щетку, стакан для полоскания рта;
- учить мыть руки с мылом и лицо, правильно соблюдая последовательность действий;
- учить самостоятельно чистить зубы, полоскать рот.
Этапы работы:
1. Косвенная подготовка – игры с водой.
2. Непосредственное формирование гигиенических навыков.
3. Закрепление навыков в дидактической игре.
На первом этапе были использованы следующие игры: «Переливание воды из одного кувшина в другой», «Найди домик», «Поймай мыло», «Сделаем лодочки», «Фонтанчики», «Мыльные перчатки» (приложение З).
На втором этапе осуществлялось обучение данным навыкам, следуя алгоритму, применение иллюстрации «Последовательность мытья рук» (приложение И).
На третьем этапе происходило закрепление навыка в дидактических играх: «Девочка чумазая…», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Умывалочка», «Почистим зубки», «Каждому свой домик». «Купание кукол» (приложение К). Усвоенные детьми действия постоянно вводились в повседневную деятельность.
Перед проведением игр детей познакомили с произведением «Мойдодыр».
В третьем направлении нашей работы не случайно были объединены формирование навыка умывания и ухода за полостью рта. На констатирующем этапе исследования мы выявили, что действия при мытье рук даются детям легче, чем полоскание рта и предположили, что ситуации успеха, а также увлекательные игры с водой повысят интерес воспитанников к работе, помогут создать положительный эмоциональный настрой, благодаря чему, формирование второго навыка может пройти успешнее.
Четвертое направление: формирование навыка опрятности.
Цель: сформировать навык опрятности.
Задачи:
- учить самостоятельно пользоваться расческой;
- учить пользоваться носовым платком (вытирать им нос, раскладывать и складывать носовой платок).
Этапы работы:
1. Непосредственное формирование навыка опрятности.
2.Закрепление навыка в дидактической игре.
Первый этап – обучение согласно алгоритму.
На втором этапе широко использовались игры: «Кукла заболела», «Носики-курносики», «Делаем прическу» (приложение Л). Побуждали детей следить за своим внешним видом в повседневной деятельности, замечать неполадки в своем внешнем виде, прическе и, по возможности, устранять их.
Необходимо отметить, что в процессе работы по формированию культурно-гигиенических навыков широко использовалось художественное слово (чтение коротких стихов, потешек), проводилось обогащение словаря воспитанников посредством частого употребления прилагательных (скользкое, шустрое; шелковистые, блестящие, гладкие и т.д.). В ходе занятий постоянно стимулировалась речевая деятельность детей, что способствовало развитию связной речи.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков нами были соблюдены следующие условия:
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в группе (мебель, оборудование соответствующие росту детей, закрепленные места для хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствовало более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действия должен быть неизменным, а формы – разные.
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми действий.
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Поставленные нами цели и задачи реализовывались с помощью следующих методов и приемов: наглядные (демонстрация натуральных предметов и картинок); практические (действия с игрушками, предметами быта); словесные (инструкции, речевой образец взрослого, объяснение, вопросы, уточнения, поощрение).
Одним из ведущих приемов, который мы использовали при проведении формирующего эксперимента, явился прием многократного повторения действий и упражнений.
Учитывая быструю утомляемость данной категории детей, производилась частая смена видов деятельности, переключение с одной формы работы на другую. Материал для коррекционной работы подбирался с учетом возраста детей и уровня развития у них культурно-гигиенических навыков, выявленного по результатам констатирующего исследования.
Помимо непосредственного проведения серии занятий с детьми по формированию данных навыков, нами были разработаны рекомендации для воспитателей с целью повышения эффективности проводимой работы (приложение М).
Таким образом, Характер и степень изменений, произошедших под влиянием коррекционной работы, позволяет выявить контрольное исследование.