Тема 10. Основные направления и формы работы социального педагога по социально-педагогической профилактике

Вопросы для обсуждения:

- Основные направления профилактической работы в деятельности социального педагога. Социально-педагогическая профилактическая деятельность с детьми девиантного поведения.

- Первичная профилактика как совершенствование социальной жизни, устранение социальных факторов риска и воспитание социально полезной ориентации.

- Вторичная профилактика девиантного поведения. Факторы риска.

- Третичная профилактика девиантного поведения. Предотвращение рецидивных отклонений в поведении, восстановление личностного и социального статуса несовершеннолетнего.

- Основные формы работы социального педагога по социально-педагогической профилактике. Социально-педагогическая работа с родителями учащихся по профилактике отклонений в поведении несовершеннолетних.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные концептуальные модели профилактики отклоняющегося поведения.

2. Каковы цели и задачи первичной, вторичной и третичной профилактики девиантного поведения?

3. Назовите основные формы социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения и раскройте их содержание.

4. Назовите формы работы с родителями по профилактике отклонений в поведении детей.

Практические задания:

1. Сформулируйте основные принципы социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения.

2. Разработайте социально-педагогическую программу профилактических мероприятий для детей и подростков по отдельным видам отклоняющегося поведения.

Занятие организуется по методу «Метаплан». Метод представляет собой систему разно­образных видов коллективной, групповой и индивидуаль­ной деятельности, в которой промежуточные результаты одной деятельности являются исходным материалом для организации другой деятельности.

Литература:

1. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб.пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 288 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

3. Как организовать работу по предупреждению торговли людьми и минимизации ее коренных причин: Учеб.-практ. пособие / под ред. Е.Г. Нестерук. - Минск: Мисанта, 2010. - 212 с.

4. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и
наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.

5. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие / Л.Я. Олиференко, И.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002. – 364 с.

6. Реабилитационная работа с семьей: Метод. пособие / под общ. ред. М.Г. Ананенко, В.С. Ахметовой, Л.А. Евлаш. - Минск: УП «Услуга», 2009. - 84 с.

7. Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 156 с.

8. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 227 c.

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА»

Тема 1. Основные подходы к социально-педагогической профилактике нарушений процесса адаптации (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Сущность и принципы социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

2. Основные направления социально-педагогической профилактики дезадаптации несовершеннолетних.

3. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

4. Межведомственное взаимодействие в деятельности по профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность и перечислите основные принципы социально-педагогической работы по профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.

2. Назовите основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению дезадаптации детей и подростков.

3. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности, направленной на повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении социальной дезадаптации детей и подростков.

4. Проанализируйте роль социального педагога в координации программ межведомственного взаимодействия по социально-педагогической профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Деловая игра:

Занятие организуется в форме педагогической студии. Программа педагогической студии «Основные подходы к социально-педагогической профилактике нарушений процесса адаптации». Ход взаимодействия:

1. Увертюра (приглашение в педагогическую студию).

2. Метод «Круг знакомства».

3. Презентация принципов взаимодействия участников студии.

4. Метод «Дюжина вопросов» (проблемное поле педагогической студии).

5. Метод «Заверши фразу» («Нарушение процесса адаптации – это…»)

6. Резюме ведущих (сущность основных подходов к социально-педагогической профилактике нарушений процесса адаптации).

7. Метод «Перекрестные группы» (Каковы основные направления и формы социально-педагогической работы по профилактике социальной дезадаптации детей и подростков?).

8. Резюме ведущих (основные направления и формы социально-педагогической работы по профилактике социальной дезадаптации детей и подростков).

9. Метод «Рефлексивный круг» (Насколько важно социальному педагогу владеть методиками социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних?).

Литература:

1. Беличева, С.А. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезаптивированных детей и подростков / С.А. Беличева. – М.: АЛЬКОР, 2001. – 405 с.

2. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 128 с.

3. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб.пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 288 с.

4. Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003. – 144 с.

5. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

6. Мартынова, М.С. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова. - М.: Социальный проект, 2003. – 80 с.

7. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации у подростков / Т.Д. Молодцова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 246 с.

8. Мустаева, Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2003. - 456 с.

Тема 2. Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Роль семьи в формировании аддиктивного поведения.

2. Характеристика созависимого поведения.

3. Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам.

4. Групповые формы работы в профилактике зависимостей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль родительской семьи в формировании аддиктивного поведения?

2. Назовите особенности формирования личности ребенка в семье,
отягощенной алкогольной зависимостью.

3. Охарактеризуйте созависимое поведение.

4. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних. Перечислите основные формы и методы профилактической работы.

Практические задания:

1. Сформулируйте основные принципы работы с зависимыми.

2. Разработайте примерную тематику групповых занятий с родителями по программе «Эффективное взаимодействие с зависимым подростком».

3. Разработайте рекомендации для родителей «Как избавиться от
созависимости».

Литература:

1. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240 с.

2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. – 476 с.

3. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд-во "Олсиб", 2001. - 251с.

4. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Класс, 2007. – 232 с.

5. Смагин, С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2000. – 250 с.

6. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2006. – 280 с.

7. Уайнхолд, Б., Уайнхолд, Дж. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд / Перевод с англ. А.Г. Чеславской. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

8. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 227 c.

Тема 3. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Особенности пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

2. Социальные, биологические, психологические факторы детского и подросткового алкоголизма.

3. Основные направления социально-педагогической работы по профилактике пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

4. Организация деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

2. Перечислите этапы развития алкогольной зависимости у детей и подростков.

3. Какие факторы способствуют формированию детского и подросткового алкоголизма?

4. Перечислите основные направления социально-педагогической работы по профилактике пьянства и алкоголизма у детей и подростков.

5. Раскройте содержание деятельности социального педагога с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Практическое задание:

Разработайте сценарий воспитательного мероприятия для подростков по профилактике пьянства и алкоголизма.

Литература:

1. Гофман, А.Г. Клиническая наркология / А.Г. Гофман. – М.: "МИКЛОШ", 2003. – 215 с.

2. Грузд, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости / Л.В. Грузд // Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464 с.

3. Гудвин, Д.У. Алкоголизм / Д.У. Гудвин / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002 . – 240 с.

4. Егоров, А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия / А.Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М., 2003. – 286 с.

5. Залыгина, Н.А.Социальные факторы потребления учащимися-старшеклассниками алкоголя, наркотических и токсических средств / Н.А. Залыгина // Социология. - 2000. - №2. - С. 53-63.

6. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. - 487 с.

7. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и
наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособ. / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с.

8. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Класс, 2007. – 232 с.

Тема 4. Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у детей и подростков (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Наркотическая зависимость, основные виды. Абстинентный синдром.

2. Механизмы формирования наркотической зависимости.

3. Деятельность социальных институтов общества и социальных служб по профилактике и преодолению наркомании и токсикомании.

4. Отечественный и зарубежный опыт профилактики наркотической зависимости среди несовершеннолетних.

5. Формы и методы социально-педагогической работы по профилактике наркотической зависимости у детей и подростков.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «наркотическая зависимость» и охарактеризуйте основные виды наркотической зависимости.

2. Каковы механизмы формирования наркотической зависимости?

3. Что Вам известно об отечественном и зарубежном опыте работы по профилактике наркомании и токсикомании? Покажите, как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с наркоманией и токсикоманией.

4. Назовите основные формы и методы социально-педагогической работы по профилактике наркотической зависимости у детей и подростков.

Практическое задание:

Разработайте сценарий воспитательного мероприятия для подростков по профилактике наркотической зависимости.

Литература:

1. Кесельман, Л.Е. Социальное пространство наркотизма / Л.Е. Кесельман, М.Г. Мацкевич. - СПб.: Изд-во инст. им. В.М. Бехтерева, 2002. – 250 с.

2. Комиссаров, Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь / Б.Г. Комиссаров. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 128 с.

3. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и
наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособ. / Н.Ю. Максимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.

4. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М.: Лаб. базовых знаний, 2000. - 384 с.

5. Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя / Л.П. Николаева, Д.В. Колесов; Рос. акад. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: МПСИ, 2003.- 63 c.

6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Институт психотерапии, 2000. — 256 с.

7. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике: Методическое пособие / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. - М.: Генезис, 2001. - 215 c.

8. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 227c.

Тема 5. Современные технологии социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

a. Основные подходы в организации профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения: зарубежный и отечественный опыт.

b. Современные социальные технологии социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации, технология изменения социальной среды.

c. Интерактивные формы и методы работы с подростками группы риска.

d. Информационные технологии и коммуникационное взаимодействие в социально-профилактической работе.

Вопросы для самоконтроля:

- Проанализируйте зарубежный и отечественный опыт организации профилактической работы с детьми и подростками девиантного поведения.

- Охарактеризуйте современные методы и социальные технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков.

- Перечислите наиболее эффективные интерактивные формы социально-профилактической работы с подростками группы риска.

Деловая игра:

Занятие организуется в форме деловой игры «Развитие умений и навыков проектной деятельности по формированию системы социально-профилактической работы с подростками девиантного поведения».

Цель: усвоение сущности инновационных подходов в социально-профилактической работе с подростками девиантного поведения.

Задачи:

- приобретение навыка написания проектов различной целевой направленности и уровня сложности (проект инновационной деятельности, социальный проект).

- разработка структуры, содержания, системы социально-профилактической работы в условиях общественной молодежной организации

В результате проведения деловой игры планируется отработка навыков использования воспитательного потенциала молодежных общественных объединений, педагогической общественности в социально-профилактической работе с несовершеннолетними, входящими в «группы риска» и находящимися в социально опасном положении.

Организация игры:

Продолжительность проведения игры: 1 день
Объем учебных часов: 2 часа
Количество творческих групп студентов
Численность творческих групп 7-9 человек
Педагогическое руководство игрой: - руководитель игры - руководитель творческих групп   1 человек 3 человека

Порядок проведения деловой игры:

- Открытие деловой игры (ДИ). Презентация руководителей и участников ДИ.

- Погружение в тему «Развитие умений и навыков проектной деятельности по формированию системы социально-профилактической работы с подростками девиантного поведения».

- Создание творческих групп слушателей-участников игры.

- Рефлексия в малых группах опыта проектной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.

- Презентация проблемного поля и программы ДИ.

а) Составляющие системы социально-профилактической работы: содержание, структура, функции, технологии.

б) Технология проектного обучения (технология реализации игры).

в) Системный подход к проектированию процесса воспитания.

г) Концептуальные и структурно-функциональные модели системы социально-профилактической работы.

6. Работа в группах.

Проведение деловой игры:

Введение в игру.

1.1. Презентация темы, цели, задач и планируемых результатов игры.

1.2. Представление участников игры.

1.3. Знакомство участников с инновационными методами социально-профилактической работы с подростками девиантного поведения.

Порядок взаимодействия:

1. Погружение в проблему «Проект как документ: структура, содержание, функциональное назначение в системе управления».

2. Проектирование системы социально-профилактической работы.

a. Содержание, этапы, алгоритм реализации проекта.

b.Составление плана реализации проекта.

c.Организационные условия реализации проекта социально-профилактической работы.

3. Разработка социально-профилактической работы с учетом специфики общественной молодежной организации.

Работа в группах (3 рабочих группы).

Группа 1. Проект по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения среди молодежи.

Группа 2. Организация летних образовательно-профилактических лагерей с участием подростков социальных групп риска.

Группа 3. Проект организации социально-профилактической работы с использованием технологии «Равный обучает равного».

4. Подведение итогов ДИ.

- защита проектов;

- экспертная оценка проектов руководителями игры.

5. Рефлексия состоявшегося взаимодействия участников ДИ.

Литература:

1. Ананенко, А.А. Восстановительные подходы в профилактике правонарушений несовершеннолетних / А.А. Ананенко, Н.М. Немкевич, Е.А. Герасименко. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 104 с.

2. Бедулина, Г.Ф. Инновационные подходы во взаимодействии школы и семьи по защите прав и законных интересов детей / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - № 12. - С.22-29.

3. Бедулина, Г.Ф. Инновационные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. -№ 2. - С.22-29.

4. Бедулина, Г.Ф. Интерактивные формы социально-профилактической работы в зарытом учебном заведении / Г.Ф. Бедулина. – Минск: ООО «Лазурак», 2007. - 184 с.

5. Бедулина, Г.Ф. Построение модели профилактики преступлений и безнадзорности несовершеннолетних, основанной на восстановительных подходах / Г.Ф. Бедулина // Адукацыя і выхаванне. - 2009. - № 11. - С.15-22.

6. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: компьютерные технологии в подготовке тренеров-сверстников / Г.Ф. Бедулина. – Минск: ООО «Лазурак», 2008. - 160 с.

7. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

8. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. - Минск: Изд. ООО «Красико-Принт», 2001. - 120 с.

Тема 6. Основные направления и формы работы социального педагога по социально-педагогической профилактике (2 ч.)

Вопросы для самостоятельной работы:

- Основные формы профилактической работы в деятельности социального педагога: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.

- Особенности взаимодействия социального педагога с другими участниками педагогического процесса в профилактической работе с детьми и подростками.

Наши рекомендации