Методические подходы к организации образовательного процесса
Для эффективной организации образовательного процесса и обеспечения качественного воспитания и обучения детей в дошкольной организации должны предусматриваться следующее принципы и подходы:
- комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его способностей всеми участниками воспитания и обучения – педагогами, психологами, родителями;
- деятельностный подход к развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями;
- инновационный подход к мониторингу уровня развития ребенка и деятельности дошкольной организации (система автоматизации для проведения мониторинга развития детей дошкольного возраста);
- принцип единства, преемственности, непрерывности содержания и методов воспитания и обучения;
- интерактивное построение образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.
В целях инновационного подхода к осуществлению образовательного процесса внедряются новые, современные технологии и методы дошкольного воспитания и обучения, повышающие творческие и интеллектуальные способности детей, развивающие эмоционально-волевую сферу, активизирующие познавательные способности ребенка.
В содержание информационно-коммуникационных технологий входит интерактивное оборудование, включающее ресурсы, содержащие обучающие и развивающие программы для детей дошкольного возраста.
Данные технологии синхронизируют дидактический раздаточный материал с ресурсами электронного контента, что способствуют развитию логики, мышления, сенсорных способностей.
Особенности инновационных технологий заключаются в одновременном процессе:
- озвучивания текста профессиональными дикторами;
- показа мультимедийного анимационного материала;
- участия детей в образовательной деятельности.
Создание условий для развития и воспитания детей в соответствии
С требованиями Стандарта
Для реализации требований Стандарта необходимо в каждой дошкольной организации создать условия, которые включают следующие требования:
Требования к психолого-педагогическим условиям
1) уважительное отношение взрослых к ребенку, поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия всех педагогов, специалистов дошкольной организации и родителей с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности;
5) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
6) создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей;
7) поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение родителей в образовательную деятельность;
Требования к организации педагогического процесса
1) обеспечение дошкольной организации педагогическими кадрами, имеющими дошкольное образование;
2) повышение профессионального мастерства педагогических кадров;
3) консультативная поддержка педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, в том числе инклюзивного образования;
4) обеспечение организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Требования к организованной учебной деятельности
1) обеспечение максимально допустимого объема и продолжительности организованной учебной деятельности;
2) организованная учебная деятельность всех возрастных уровней дошкольного воспитания и обучения должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
3) организованная учебная деятельность каждого возрастного периода установлена в Типовых учебных планах.
4. Требования к предметно-пространственной развивающей среде
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная развивающая среда направлена на:
- эффективную реализацию содержания Программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
- охрану и укрепление здоровья детей;
- коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;
- реализацию различных образовательных и развивающих программ;
- обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;
- возможность самовыражения детей.
При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфичными предметами, игрушками и материалами для девочек и мальчиков.
Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется для следующих видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и другие, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей.
В своей деятельности все дошкольные организации руководствуются правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей», утвержденными приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 217.