История развития логопедической помощи в России

Лекция 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации

План лекции

История развития логопедической помощи в России.

Система логопедической помощи в России.

Личность логопеда.

Общие требования к оборудованию и оформлению логопедического кабинета.

Отбор детей и комплектование групп. ПМПК.

Первичная, вторичная, третичная профилактика речевых нарушений.

Список основных терминов:дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи, школьные логопедические пункты, логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Личность логопеда. Оборудование логопедического кабинета. Оформление логопедического кабинета.

История развития логопедической помощи в России

Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведен Н.Н. Малофеевым (1996 г.). Выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к лицам с особыми нуждами.

1. История развития логопедии. Зарождение логопедии как науки в середине 19 века в связи с выявлением анатомо-физиологических механизмов обеспечения речевой деятельности. Формирование классификации речевых расстройств.

2. В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц существовали за счет частных благотворительных средств, в которых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных школах под руководством сурдопедагога Ф.A. Pay, в 1915 г. создаются первые логопедические курсы.

3. Систематическая разносторонняя помощь лицам с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х годов. В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в общегосударственную задачу.

Еще до создания системы специального образования, съезды педагогических работников поднимали вопросы обучения, воспитания и развития аномальных детей, в том числе, и детей с речевыми нарушениями:

- I Всероссийский съезд (1920) по борьбе с детской дефективностью определил принципы построения системы воспитания и обучения детей с различными видами аномального развития;

- на Всероссийском съезде заведующих губоно (1922) говорилось о важности создания учреждений для этих категорий детей;

- выступая на II съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) (1924) Л.С. Выготский предложил новый подход к анализу структуры дефекта, его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов воспитания детей.

В 1929 году создан научный центр по разработке проблем дефектологии - Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), ныне НИИ коррекционной педагогики РАО, что способствовало проведению комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания, обучения в них детей. Институт участвовал в принятии (начало 30-х годов) закона об обязательном всеобуче аномальных детей.

Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школьных учреждений.

4. При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы. С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи. Школа состоит из двух отделений: в I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие ОНР тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта; во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

4. Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с ОНР). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учи­телей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечивающих потребность в логопедической помощи, происходит дальнейшая дифференциация детей с различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития — заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).

5. Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г. В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.

Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи: исправлять недостатки речи у учащихся; пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения; своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

6. Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, решаются также в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.

В приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов: при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи.

Роль неврологии, нейропсихологии, нейролингвистики, психологии, педагогики и др. наук в научном обосновании механизмов и структуры нарушения речи, в разработке и использовании научно обоснованных методов развития, исправления и восстановления речи. Современный этап развития логопедии.

Наши рекомендации