Организации трудовой деятельности детей в экологическом уголке
СТАРШАЯ ГРУППА
Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах.Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.
Продолжительность труда в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.
Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.
Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).
По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.
Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.
Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.
При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.
Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
В связи с общим развитием детей становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.
В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.
Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
Время года | Содержание труда | Задачи трудового воспитания детей | Перечень трудовых умений и навыков | Формы организации детей | Основные приемы руководства деятельностью детей | |
ОСЕНЬ | Дежурство по уголку природы | Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. | Осуществление дежурства в течение 2-3 дней. | дежурство | Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений. Оценка выполненной работы детьми. | |
Уход за комнатными растениями | Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения. | Поливка; Рыхление земли в горшках; Удаление пыли; | Дежурство Индивидуальные поручения | Закрепление знаний детей моделей растения. Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия. | ||
Уборка уголка природы (ежемесячно) | Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения | Подгрупповая | Распределение поручений. | |||
Уход за срезанными цветами | Воспитывать бережное отношение к растениям. | Смена воды; Подрезка стебля. | Индивидуальные поручения | |||
Пересадка цветущих растений из грунта | Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.). Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). | Навык пересадки растений; | Коллективный труд (подгруппами) | |||
Сбор семян растений | Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой. | |||||
Работа в цветнике | Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой. | Перекопка земли; | Коллективный труд | |||
ЗИМА | Способы ухода за комнатными растениями. | Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. | Умение определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Умение ставить самостоятельно цель предстоящей деятельности и планировать деятельность. | Дежурство Индивидуальные поручения | Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия. | |
Уход за растениями в группе | Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора | Умения ухаживать за растением, учитывая его особенности. Умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому. Осуществлять «избирательный подход» к растениям при поливе. | Дежурство Индивидуальные поручения | Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия. | ||
Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы. | Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. | Умение размножать растения семенами | Коллективный труд | Беседа о времени года, о посеве семян. Уточнение, напоминание, указания. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности. | ||
Уход за посевами | Обучать детей уходу за посевами | Полив Прополка | Длительные, систематические поручения | Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей. | ||
Работа в цветнике. | Учить укрывать посадки в цветнике снегом. Воспитывать бережное отношение к природе | Коллективная. Индивидуальные поручения | Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда. | |||
Уход за деревьями | Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться. | Подгребание снега под деревья и кусты. | Коллективная Индивидуальные поручения. | Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда. | ||
Осмотр и подкормка комнатных растений. | Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними | Полив Рыхление Обрезка Подкормка | Совместная деятельность с педагогом. | Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать. | ||
ВЕСНА | Черенкование комнатных растений. | Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. | Навык черенкования комнатных растений | Совместная деятельность с педагогом. | Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат. | |
Пересадка комнатных растений | Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. | Навык пересадки растений | Структура процесса пересадки растения. | |||
Посев семян цветов в уголке природы для рассады | Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. | Умение размножать растения семенами; Уход за посадками; Рыхление; Полив; Подготовка к пикировке; | Коллективная | Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности. | ||
Уход за рассадой | Длительные, систематические поручения | Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей. | ||||
Пикировка рассады. | Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой. Развивать интерес к труду в природе. | Пикировка Уход за посадками Рыхление Полив Подготовка к высадке в клумбу. | Коллективная | Показ правильных действий при пикировке рассады. | ||
Уход за комнатными растениями | Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые -теневыносливые) | Удаление сухих листьев; Подкормка растений; Размножение растений; Пересадка растений; | Дежурство. Индивидуальные поручения. | Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету | ||
Устройство клумб, цветника | Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб, | Навык перекопки земли (вторая перекопка после взрослых) | Коллективная | Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы. | ||
Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник. | Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы. | Пересадка. Полив. | Коллективная | Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы. | ||
Труд детей на клумбе, в цветнике. | Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян. Закрепить умение ухаживать за растениями | Полив Прополка. Рыхление | Дежурство. Индивидуальные поручения. | Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер. Попросить ответить, почему нужно делать так. Обратить внимание детей на особенности полива большого пространства. Сравнить с поливом комнатных растений. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ