Пример аннотации научной статьи

Леденева А.В. Личные связи и неформальные сообщества: трансформация блата в постсоветском обществе // Мир России. Т. VI. № 4, 1997. С. 89-106

Использование личных контактов и неформальных процедур продолжает быть предпочтительным и эффективным способом решения проблем и в значительной степени определяет ту российскую специфику, на которую часто ссылаются, но не объясняют. В своей статье А.В. Леденева осуществляет концептуализацию и анализ появившейся в советское время практики, известной под названием «блат». Статья посвящена описанию роли личных контактов в становлении новых секторов экономики, развитии бизнеса и проведении приватизации в стране. Рассмотрены формы, которые принимают «блатные» контакты в современной России и их перспективы. В статье автор опирается на данные, полученные в результате исследования, проведенного по одной из двух схем неформализованного интервью — экспертное или биографическое — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, а также других городах Сибири и Урала. Анализируя эти данные, А.В. Леденева показывает, в результате чего исчезло такое распространенное явление советской России как блат и чем отличается советский блат от постсоветских неформальных отношений. Кроме того, А.В. Леденева подробно описывает сферы применения личных контактов и неформальных отношений в постсоветский период. Автор полагает, что навыки и особенности менталитета, сформированные блатом и их инерция, оказываются деструктивными для экономики и общества. То, что было естественно для советской системы, считает А.В. Леденева, только умножает проблемы постсоветского общества.

Составитель аннотации:

Юлия Шабаева

КОНСПЕКТ

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости аргументируются, иллюстрируются примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки информации. Конспект как форма накопления материала может использоваться для написания более объемной работы (доклада, реферата, курсовой работы).

Примерный алгоритм конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст;

2. Определите информационные центры текста;

3. Запишите главные положения, сформулировав их своими словами.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Оформите получившийся текст конспекта выделив главные мысли, разделив смысловые части различными цветами или шрифтами.

Требования к выполнению:

· Конспект должен содержать исходные данные источника конспектирования.

· В нем должны найти отражение основные положения текста.

· Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

· Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Критерии оценки конспекта:

· Оптимальный объем текста;

· Логическое построение и связность материала;

· Полнота изложения материала (отражение ключевых моментов);

· Аккуратное, привлекательное оформление;

· Творческие элементы в написании конспекта (составление схем, иллюстрации, привлечение дополнительных источников).

Написание ЭССЕ

Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Виды эссе:

· «Описательное» эссе указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.

· «Причинно-следственное» эссе. Студент фокусирует внимание на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: почему? (причина), или каков результат? (эффект).

· «Определяющее» эссе. Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование).

· «Сравнивающее» эссе. Фиксирует различия и/или сходства между людьми, явлениями, идеями и т.д.

· Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе. Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета: а) студент представляет возражения и опровергаете их; б) студент представляет аргументы, поддерживающие чужие или собственные предположения.

Примерный алгоритм написания эссе:

· Внимательно прочитайте указанную тему или выберите понравившуюся формулировку из списка;

· Оставьте время для размышлений о выбранной теме: побеседуйте с друзьями, коллегами, вспомните связанные с проблемой примеры из жизни, определите свой взгляд на проблему;

· В качестве начального этапа эссе используйте «поток мыслей» — пишите всё, что приходит в голову в течение 10-20 минут.

· Прочитав написанное, выделите основные идеи, аргументы. Попробуйте структурировать их, выделив смысловые связи;

· Составьте краткий план по выделенным пунктам;

· Напишите итоговое сочинение, используя выбранные идеи как опору.

· Уделите время итоговой обработке текста (перечитайте эссе, убирая стилистические неточности, помарки, ошибки, повторы);

· Подберите интересный эпиграф к тексту.

Критерии оценки эссе:

ü наличие логической структуры изложения (вступление, основная часть, заключение).

ü понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной теме.

ü наличие аргументов в пользу своей позиции.

ü употребление профессионально-педагогических терминов (научно-популярный уровень рассуждения).

ü наличие вывода.

ü эстетическое оформление работы (грамотное форматирование печатного текста, аккуратность письменной работы)

РОМАШКА ВОПРОСОВ

"Ромашка вопросов" была разработана на основе классификации вопросов, предложенной известным психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Подобная "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Шесть лепестков — шесть групп вопросов.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем одно явление отличается от другого?", "Каково ваше отношение к событию?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя?".

4.8. ТЕХНИКА «РАФТ»

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Дополнительное задание состоит в том, что этот персонаж должен учитывать особенности аудитории, к которой обращается. Итак РАФТ — это Роль, Аудитория, Форма, Тема.

Пример: «Праздник последнего звонка в моей школе». Теперь можно перейти к выбору роли. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым.

Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например: Роль — директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д. Аудитория — подруга, муж, товарищ по даче, жена, случайный попутчик. Форма — эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, докладная записка, заявление и т.д.

ТЕЗИСЫ

Тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; вывод, к которому он подводит. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его в кратких формулировках.

Тезисы могут быть простыми (утверждения или отрицания каких-то позиций) и сложными (высказанная позиция с обоснованием).

Примерный алгоритм составления тезисов:

1. Составьте назывной план текста.

2. Прочитайте фрагмент текста, который относится к первому пункту плана.

3. Определив его суть, сформулируйте и запишите первый тезис.

4. Действуйте по аналогии с оставшимися частями текста.

Критерии оценки тезисов:

v Четкая логика, связность текста тезисов.

v Полнота отражения материала исходного текста в тезисах.

v Обобщенные формулировки основных идей и выводов автора.

v Аккуратность, соответствие текста стандартам оформления.

ТЕХНИКА INSERT

ИНСЕРТ (INSERT) — метод активного чтения, который позволяет удерживать внимание к тексту и анализировать его содержание по заполненной таблице.

Примерный алгоритм работы:

В ходе чтения текста помечайте на полях информацию по следующим параметрам:

«V» «+» «—» «?»
данные, с которыми вы уже знакомы, сталкивались раньше информация, являющаяся для вас новой, интересной информация, которая противоречит вашим знаниям, взглядам непонятная информация, требующая дополнительного обсуждения, поисков.

После завершения первичного прочтения, обратите внимание на части текста, оставшиеся непомеченными — возможно, их можно отнести в какую-то отдельную группу, придумать новую рубрику.

Попытайтесь проанализировать соотношение пометок и обобщить результаты работы — какие знаки преобладают (плюсы — значит, текст оказался познавательным и полезным, знаки вопроса — много непонятного, требуются дополнительные источники данных и т.д.).

СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ

Схемы и таблицы помогают визуально представить информацию, увидеть связи между объектами и явлениями. Графические схемы позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно,обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений.

Несмотря на то, что визуализации материала нас учат со школы, создание схем и написание таблиц не всегда получается успешным. Для более эффективной работы со схемами и таблицами можно выделить критерии их оценки:

· наглядность, ясность схематических обозначений, условных знаков

· лаконичность формулировок; использование ключевых слов;

· соответствие теме задания;

· полнота отражения материала;

· аккуратное оформление; творческий подход (яркие образы, символы).

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения:

} Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

} Максимально точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Впишите глаголы в блоки второго уровня.

} Конкретизируйте в пространстве следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для раскрытия ключевого понятия.

} Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

} Проверяйте каждый блок информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

Пример денотатного графа:

пример аннотации научной статьи - student2.ru

КОЛЛАЖ

Коллаж — произведение художественно-научного творчества, которое представляет собой сочетание самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или скомпанованных в цифровом варианте. Коллажпредполагает наглядное схематическое отражение учебного вопроса или проблемы.

Существуют различныетипы коллажей:

· «солнечная система», в центре которой — «ядро» с ключевым понятием и «лучами» — дополнительной информацией;

· «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть — нет;

· «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и др.

Критерии оценки коллажа:

· Разносторонний характер, полнота представленной информации;

· Наличие логики отражения материала;

· Нестандартный подход к оформлению; аккуратность оформления;

· Релевантность изображений.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия — статья, раскрывающая содержание рецензируемого художественного или научного произведения, и дающая экспертизу, анализ и мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и тексту в целом. В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензии может быть сравнительно небольшой или пространной. Язык изложения — научный или научно-популярный.

Примерный план рецензии:

v Полное название статьи, Ф.И.О. автора.

v Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;

v Степень актуальности заявленной темы;

v Формулировка основного тезиса;

v Анализ отдельных элементов работы (позиции автора, глубины раскрытия темы, практической или теоретической значимости работы и т.д.).

v Общая оценка;

v Недостатки, недочеты;

v Выводы.

Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, Либо как завершение анализа.

Для написания рецензий используют речевые стандарты. Для различных частей рецензии могут быть использованы следующие фразы или их эквиваленты:

Ø Актуальность темы:

«Работа посвящена актуальной теме…»,

«Актуальность темы определяется…»;

Ø Краткое содержание:

«В начале работы автор указывает, что…»;

«Рассматривает вопрос о…»;

«…приходит к выводу о том…»;

Ø Основной тезис:

«Основное внимание в работе уделяется вопрос о…»;

«Центральным вопросом работы является вопрос о…»;

Ø Оценка анализируемого произведения

«Очевидным достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»;

«Работа отличается богатым эмпирическим материалом…»;

«…творческим подходом к анализу проблемы…»;

«Автор справедливо отмечает…»;

«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов…»; «Автору не удалось показать…».

Ø Выводы:

«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;

«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».

СИНКВЕЙН

Слово "синквейн” произошло от французского числительного "пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по устоявшимся правилам. В обучении синквейн может использоваться во время подведения итогов занятия, как краткое описание сущности изучаемой темы и выражение своего эмоционального состояния или отношения к данной теме.

Правила написания синквейна:

1 строчка — одно слово — тема (выражено существительным);

2 строчка — описание темы в двух словах (прилагательные, гла­голы);

3 строчка — описание трех действий в рамках темы (глаголы, деепричастия);

4 строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5 строчка — синоним (метафора) из одного слова, раскрывающего суть темы.

Снег.

Пушистый, мягкий.

Лежит, хрустит, сверкает.

Белоснежный ковёр покрыл землю.

Красота!

РЕФЕРАТ

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Цель написания реферата — осмысленное систематическое изложение научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой. Реферирование предполагает выражение авторской позиции по рассматриваемой проблеме. Рекомендуемый объем реферата — 10-15 страниц печатного текста (1,5 интер­вал, размер шрифта 14).

Структура реферата:

1. Введение (актуальность выбранной темы, цели и задачи рефе­ративной работы; основные источники информации). 1-2 страницы.

2. Основная часть.

3. Заключение (выводы по содержанию реферата, результат выполнения задачи, поставленной во введении) Объем 1-2 страницы.

4. Библиография.

Качественные характеристики Оценка
Работа основана на добросовестной проработке нескольких источников или рекомендованной монографии. 8-10 баллов
Работа выполнена серьезно, основательно, но есть недочеты. 6-7 баллов
Грамотный пересказ без представления собственной позиции 4-5 баллов
Работа списана или скачана из интернета. 1-3 балла
Работа не выполнена. 0 баллов

Реферат может быть следующих видов:

Ø реферат-конспект — содержит в обобщенном виде фактическую ин­формацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследова­ния, полученных результатах и возможностях их применения;

Ø реферат-резюме (основные положения, тесно свя­занные с темой текста);

Ø реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных тек­стов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному во­просу;

реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом ин­формации, приведенной, дает объективную оценку проблемы.

4.17. Методика «Мозаика»

Это универсальная структура взаимодействия, которая основана на идее разделения работы между исполнителями с последующей сборкой ре­зультатов. Ее можно использовать для организации эффективной ра­боты внутри группы. При этом:

• каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работает над ним самостоятельно, с участием других членов группы или других групп);

• подготовленный материал представляется партнерам, изучается и (или) используется совместно.

Экспертные группы мо­гут организовываться по разным основаниям. Например, члены экспертных групп могут искать информацию по общей теме в различных источниках (учебник, энциклопедия, Интернет).

4.18. Таблица «З — Х — У»

Методика работы с текстом по таблице «Знаю — Хочу знать — Узнал» позволяет комплексно анализировать учебные тексты, а также стимулирует анализ собственных познавательных интересов. Таблица может использоваться в рамках модерации групповой работы, в качестве индивидуальных заданий.

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Примерный алгоритм работы:

1. До знакомства с текстом самостоятельно или в группе заполните первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2. В ходе чтения текста и обсуждения прочитанного заполните графу «Узнал».

3. Анализ проделанной работы, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить еще 2 графы — «источники информации», «что осталось не раскрыто».

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Проект — форма или единица организации крупных, относительно са­мостоятельных начинаний.

Учебный проект — специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы (технологии), предусматри­вающая поиск условий и способов достижения реального практического ре­зультата в решении учебной проблемы.

Существует множество классификаций проек­тов, основанных на различных типологических признаках:

· доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный и т.д.

· предметная область: монопроект или межпредметный проект;

· характер координации проекта: непосредственный или неявный, имитирующий участника проекта;

· характер контактов: среди участников одного класса или школы, села, города, страны, международный;

· количество участников: индивидуальные, парные, групповые;

· продолжительность: краткосрочный, средний, долгосрочный.

Примерный алгоритм разработки учебного проекта:

1. Выявление проблемы и обоснование актуальности проекта.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Определение содержания проекта, выбор путей реализации проекта.

4. Составление плана работы.

5. Распределение обязанностей.

6. Определение человеческих и материальных ресурсов, составление бюджета.

7. Оформление результатов. Подготовка материалов для выступления (Power Point презентация, средства наглядности, раздаточные материалы).

Наши рекомендации