Понятие и сущность содержания образования
Основные теории формирования содержания образования.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Государственный образовательный стандарт.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
Базовые понятия:содержание образования, Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник.
1. Понятие и сущность содержания образования
Для успешного осуществления обучения необходимо понять — чему надо учить, т. е. каково должно быть содержание образования.
_ Существуют разные трактовки понятия «содержание образования».
В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реали- зацию образовательных функций школы, под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных ! с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обу- чающимся. Это так называемый знаниево ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют собой формиррвание творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более "*" утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, В. В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т. д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:
• опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);
• опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);
опыта творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);
• опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, клюдям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим идеям и т. д.).
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, способным вносить собственный вклад в существующую систему отношений.