Понятие и сущность содержания образования

Основные теории формирования содержания образования.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Государственный образовательный стандарт.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

Базовые понятия:содержание образования, Государственный образова­тельный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник.

1. Понятие и сущность содержания образования

Для успешного осуществления обучения необходимо понять — чему надо учить, т. е. каково должно быть содержание образования.

_ Существуют разные трактовки понятия «содержание образования».

В традиционной педагогике, ориентированной преимущественно на реали- зацию образовательных функций школы, под содержанием образования по­нимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных ! с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обу- чающимся. Это так называемый знаниево ориентированный подход в опреде­лении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исто­рического развития человечества. При таком подходе знания заслоняют со­бой формиррвание творческого, самостоятельно мыслящего человека де­мократического общества.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более "*" утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, В. В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным со­держанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые за­просы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей сре­ды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерант­ное отношение к инакомыслящим и т. д. Содержание образования пред­ставляется этими авторами как педагогически адаптированный социаль­ный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:

• опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее ре­зультатов — знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);

• опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

опыта творческой деятельности — в форме умений принимать не­стандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики экс­перимента, участие в художественном, техническом и социальном творче­стве);

• опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации (отношение к окружающему миру, клюдям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим идеям и т. д.).

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позво­ляет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать са­мостоятельно, творчески, способным вносить собственный вклад в суще­ствующую систему отношений.

Наши рекомендации