Детское движение; современные детско-юношеские организации
Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К. Маркс
СООБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ |
Существенным фактором развития детей и особенно подростков и юношества, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополнительные знания (научные и житейско-обыденные), обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверстниками, испытывает чувства дружбы и товарищества, находит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками... Спросите подростков, сбивающихся в стайки у школы 1 сентября, зачем они пришли в школу. Ответ однозначен: «Увидеться с друзьями...» Класс, как правило, разбит на группки. Вечерами они гуляют компаниями... В интернате после распада пионерской организации подростки организовали тайное общество «Звезда», в котором они занималось тем, что втайне делали хорошие дела и гордились, когда воспитатели и дети с удивлением восторгались «добрыми волшебниками». Но... потом общество пошло дальше: стали чинить самосуд над неугодными, мстить им, вредить... Потребовалось вмешательство взрослых.
У старшеклассников потребность в общении со сверстниками еще более значительна. Алла П. (15 лет): «Одиночество для меня невыносимо; не общаясь, я не могу пробыть и дня... Я всегда сама принимаю решения, но
'лава 111. Воспитывающая среда и ее развитие
пока я не скажу о своем решении своим близким, а главное -т- друзьям, я не спокойна».
Мы спросили у десятиклассников, к кому они обращаются в первую очередь, если им встречаются жизненные трудности? Ответы распределились так: сначала — к друзьям, потом -- «решаю сам(а)», потом -- к родителям и в последнюю очередь — к учителям.
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ |
В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) -важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.
Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы к параграфу).
Детские объединения* в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, .но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они
3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2Ц
приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных
объединениях.
:Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточи-вют свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.^ Проведенный социологический опрос* показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят:
О в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%), о родном селе, поселке, городе (20,6%); О в помощи семье (30,1%);
О в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%); О в дружбе с ребятами разных стран (28,5%); О в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружающей жизни (20,6%);
О в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%); О в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми (12,4%); О в воспитании в себе качеств настоящего гражданина
(21,6%).
ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ |
Детским объединениям присущи три основные функции:развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностью значимые цели), ориеитациопная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).
* Настоящий раздел параграфа написан по материалам Хорьксшской КЗ, опубликованным и книге: Сшсфановская Т.А. Педагогика: наука и ис-кусспю. М.. 1998. С. 213-222.
* Воспитание школьников. 1996. № 1.
212 Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие
Современное детское движение началосьв середине 1980-х годов: параллельно с пионерской организацией стали появляться многочисленные детские объединения,-как формальные, так и неформальные. Они представляют собой довольно пеструю картину.
ВАРИАТИВНОСТЬ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ |
Отличительной особенностью детского движения является его вариативность: О организационно-правовых форм:объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и другие. Например, объединение «Искра» (г. Волгоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.; О масштабов и уровней:международные (например, Союз пионерских организаций); республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассоциация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Сокол» г. Москвы);
О целей и направленности содержания деятельности:патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др.;
О программ деятельности:«Содружество», «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесменов), «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Маленький принц Земли» (для юных экологов), «Возрождение», «Школа выживания» (у скаутов) и др. О организационных структур, их внешнего оформления:звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т.д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;
О периодической печати:газеты, журналы, альманахи, вестники, информационно-методические бюллетени (например, газета союза пионерских организаций «Эй, кто с нами?»);
3.4. Детское движение; детско-юношеские организации 213
О баз формированиядетских объединений: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного _образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты, по месту жительства и др.;
О названия организатораобъединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого сохранена в школах и может использоваться в работе с детскими организациями. Изменилась и функция классного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на добровольных началах.
О системы подготовки педагогических кадров:в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогических отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);
О в пополнении бюджета.
ОРГАН ИЗАЦИ ОН -НЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ |
В настоящее время проводится и общая координация детских об7>единений: в 1991 г. образован Союз пионерских организаций — СПО (Федерация детских организаций — ФДО) в Москве. Это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая общественная организация детей и взрослых. Идеологический ориентир:гуманизм, приверженность общечеловеческим ценностям и целям. Ведущая идея— возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской самодеятельности. Основная задача—- забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.
Основные принципы:добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.
И последнее:современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют 70-летний опыт пионерской организации, опыт первых шагов детского движения в России (например, скаутов). Теоретической основой современного детского движения явля-
Глава III. Воспиты.вающая_среда и ее развитие
ются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Л. Сухо-млинского, И.П. Иванова.
Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время пионерские организации и движение скаутинга*.
ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ |
Пионерская организация 1990-х годов -это демократическая, гуманистическая, самодеятельная организация с общественно полезной многопрофильной деятельностью. Главная идея — забота об улучшении окружающей жизни, о людях, близких и далеких. Пионер — это позиция человека, первопроходца, открывающего хорошее в людях. Одна из задач — развить детскую самодеятельность, создать благоприятные отношения «личность — коллектив». Исчезла жесткая регламентированность деятельности, которую каждая организация выбирает для себя самостоятельно. Так, Союз пионерских организаций Воронежской области выбрал для себя такие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра -- дело серьезное», «Золотая игла», «Древо жизни», «Хочу делать свое дело», «Свой голос», «Каникулы», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Лидер» и «Рост».
Есть у пионеров младшие друзья: прежние «октябрята» и новые «искорки», «лучики», «жаворонки», «орлята» и др.
В символике превалирует красный цвет — цвет гринов-ских «Алых парусов» (символ мечты), цвет восходящего солнца. Три конца галстука означают единство трех поколений: малышей, пионеров и взрослых — вместе.
СКАУТИНГ |
Скаутинг — международное детское и молодежное движение. Цель его -помочь детям и молодежи воспитать себя интеллектуально, физически и духовно. Основано.в 1907 г. английским офицером Б. Пауэллом. В нашей стране первый отряд возник в 1909 г. Возрождение скаутинга началось в середине
* Подробнее о них: Стефшювская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М, 1998. С. 212-222; Вожатый века. 2001. № ], С. 8-10, 23-25.
3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2 15
80-х годов (в г. Томске), сейчас распространилось по всей стране.
И еще приведем пример ышкрорайон-
ОТРЯД «ДОРОГА* |
I--------------------- . ного отряда «Дорога» (г. Москва). Вот
как об этом пишет в местной газете член этого отряда Ольга Коновалова в статье под символичным названием «Спеши, мой. друг, иди дорогою добра».
«Отряд — это не клуб, не кружок и не секция. Здесь важно не просто получать новые знания. Главное, какую пользу принесут твои умения, чью жизнь ты сможешь сделать радостнее, что изменить в этом мире в лучшую сторону. Именно поэтому наряду с нашими основными направлениями — журналистикой, театром и туризмом — ребят учат быть организаторами, лидерами, учат принимать решения и отвечать за них. Да и на самих занятиях главным остается работа над развитием личности, а не просто профессиональный рост.
На занятиях по журналистике ребята учатся иметь свое мнение и уметь его отстаивать, уметь замечать проблемы и не проходить мимо несправедливости, привлекать к этому внимание людей, звать их и вести за собой. Например, ребята писали материалы о проблемах маленьких бомжат и о том, почему дети оказываются при живых родителях на улице и в приютах. Проводили социологический опрос об отношении окружающих к. бездомным детям и попрошайкам. Своими статьями мы пытались поставить перед людьми глобальную проблему нашего государства. Это была часть большой программы «Мир смотрит сквозь нас» (как сказал один ребенок из перехода). Мы много обсуждали и писали о школьных взаимоотношениях, о проблемах изгоев в классах.
Отрядный театр ставит спектакли, в которых перед героями встают проблемы нравственности и.морального выбора. Эти спектакли показываются в школах, приютах, на фестивалях.
В «Дороге» ребята открывают не только себя, но и мир. Именно для этого каждые каникулы мы ездим в разные города, проводим совместные лагеря с другими организациями, ходим в походы. А летняя Карелия — это уже не просто поход. Это память. Память о далекой войне. Совсем не так представляется война по фильмам и книжкам. Другое дело, когда попадаешь сам в мир окопов и дзотов, снайперских «кукушек». А вокруг стволы старых деревьев, испещренные
2|1б______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие
пулями и осколками снарядов. Говорят, что новая война начинается, когда люди забывают о старой. Поэтому ежегодно мы совместно с другими отрядами работаем в музее под открытом небом. Работа заключается в восстановлении окопов на линии обороны 27-й стрелковой дивизии.
Ребята в отряде учатся сами планировать и готовить к проведению различные дела, быть командирами групп и отвечать за возложенные на себя обязанности. У нас самоуправление, поэтому все важные решения принимаются общим кругом действительных членов отряда. Есть в отряде устав, где сформулированы наши жизненные принципы: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», «Я не пройду мимо несправедливости», «Я в ответе за тех, кого веду за собой»...
Мы вместе, и это нам помогает выстоять в трудностях».
Из приведенных примеров видно, что детское и молодежное движения становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи ________ 217
Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., !992.
Кабуш В. Т. Социальная активность и детское, молодежное движения // Кн. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск, 1995.
О детских и молодежных объединениях. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 28.09.1999, № 9 // Народное образование. 2000. № 4—5.
«Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (утверждена решением Коллегии Минобразования России от 28.09.1999, № 19).
Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие. М., 1999.
Рожков М.И., Волохов А.Б. Детские организации: возможность выбора. М., 1996.
Российское детское движение на рубеже тысячелетий // Вожатый века. 2001. № 1. С. 7-10, 23-25.
Журналы, освещающие состояние детского движения в РФ и деятельность детско-юношеских организаций: «Внешкольник», «Вожатый века», «Воспитание школьников», «Народ-•:ное образование».
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Обоснуйте необходимость детского движения и детских орга
низаций с точки зрения психологических особенностей де
тей и потребностей их воспитания.
2. Какие функции выполняют детские организации? Что дают
они для развития и воспитания ребенка?
3. Какие формы взаимодействия со школой, с ее целенап
равленным воспитанием могут иметь общественные детс
кие и молодежные организации?
4. Какова позиция взрослых в детском общественном объе
динении? Попробуйте сформулировать некоторые методи
ческие правила для педагога — участника (или руководите
ля) детского объединения.
5. Охарактеризуйте содержание и методику деятельности са
мых распространенных детских объединений и организаций.
Как они решают проблемы воспитания детей и молодежи?
Рекомендуемая литература
Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999. Детское движение: вопросы и ответы. Кострома, 1994.