Детское движение; современные детско-юношеские организации

Общественный контакт вызыва­ет своеобразное возбуждение жиз­ненной энергии людей, результат которого определяется не сложе­нием, а умножением их усилий. К. Маркс

СООБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

Существенным фактором развития де­тей и особенно подростков и юноше­ства, является общество сверстников. Ребенок по натуре своей существо социальное в высоком смысле этого слова: в общении со сверстниками он получает дополни­тельные знания (научные и житейско-обыденные), обо­гащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нор­мы и ценностные ориентации, вырабатывает критерии оценки, приобретает опыт взаимоотношений со сверст­никами, испытывает чувства дружбы и товарищества, на­ходит возможности самореализации и самоутверждения, ощущает эмоционально-положительное состояние едине­ния со сверстниками... Спросите подростков, сбивающих­ся в стайки у школы 1 сентября, зачем они пришли в школу. Ответ однозначен: «Увидеться с друзьями...» Класс, как правило, разбит на группки. Вечерами они гуляют компаниями... В интернате после распада пионерской организации подростки организовали тайное общество «Звезда», в котором они занималось тем, что втайне де­лали хорошие дела и гордились, когда воспитатели и дети с удивлением восторгались «добрыми волшебниками». Но... потом общество пошло дальше: стали чинить само­суд над неугодными, мстить им, вредить... Потребовалось вмешательство взрослых.

У старшеклассников потребность в общении со свер­стниками еще более значительна. Алла П. (15 лет): «Оди­ночество для меня невыносимо; не общаясь, я не могу пробыть и дня... Я всегда сама принимаю решения, но


'лава 111. Воспитывающая среда и ее развитие

пока я не скажу о своем решении своим близким, а глав­ное -т- друзьям, я не спокойна».

Мы спросили у десятиклассников, к кому они обра­щаются в первую очередь, если им встречаются жизнен­ные трудности? Ответы распределились так: сначала — к друзьям, потом -- «решаю сам(а)», потом -- к родите­лям и в последнюю очередь — к учителям.

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕ­НИЕ И ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В теории и методике воспитания из­давна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) -важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений со­временности, является во всем мире начальной ступе­нью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской орга­низаций некоторое время детское движение было в упад­ническом состоянии. Неприкаянность детей и подрост­ков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной рабо­ты школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, при­обретая формы различных по содержанию и методике де­ятельности детско-юношеских организаций. Эти организа­ции становятся хорошим подспорьем в воспитании. При­няты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы к пара­графу).

Детские объединения* в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный харак­тер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, .но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они

3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2Ц

приобретают самостоятельный социальный статус. Госу­дарство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регис­трации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных

объединениях.

:Объединяясь в различные группы, компании, коман­ды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточи-вют свои силы для достижения конкретных целей в раз­нообразных видах деятельности.^ Проведенный социологи­ческий опрос* показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят:

О в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%), о родном селе, поселке, городе (20,6%); О в помощи семье (30,1%);

О в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%); О в дружбе с ребятами разных стран (28,5%); О в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружаю­щей жизни (20,6%);

О в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%); О в обсуждении различных вопросов вместе со взрослы­ми (12,4%); О в воспитании в себе качеств настоящего гражданина

(21,6%).

ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Детским объединениям присущи три основные функции:развивающая (обес­печивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и лично­стью значимые цели), ориеитациопная (обеспечение ус­ловий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации по­требностей, интересов, возможностей ребенка, не во­стребованных в других общностях, для устранения де­фицита общения и соучастия).



* Настоящий раздел параграфа написан по материалам Хорьксшской КЗ, опубликованным и книге: Сшсфановская Т.А. Педагогика: наука и ис-кусспю. М.. 1998. С. 213-222.

* Воспитание школьников. 1996. № 1.

212 Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие

Современное детское движение началосьв середине 1980-х годов: параллельно с пионерской организацией ста­ли появляться многочисленные детские объединения,-как формальные, так и неформальные. Они представляют со­бой довольно пеструю картину.

ВАРИАТИВНОСТЬ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Отличительной особенностью детского движения является его вариативность: О организационно-правовых форм:объ­единения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клу­бы и другие. Например, объединение «Искра» (г. Вол­гоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристичес­кий клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.; О масштабов и уровней:международные (например, Союз пионерских организаций); республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассо­циация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Со­кол» г. Москвы);

О целей и направленности содержания деятельности:пат­риотические, экономические, экологические, пионер­ские, скаутские, политические, пацифистские, рели­гиозные и др.;

О программ деятельности:«Содружество», «Детский ор­ден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесме­нов), «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спа­сется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Малень­кий принц Земли» (для юных экологов), «Возрожде­ние», «Школа выживания» (у скаутов) и др. О организационных структур, их внешнего оформления:звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т.д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;

О периодической печати:газеты, журналы, альманахи, ве­стники, информационно-методические бюллетени (на­пример, газета союза пионерских организаций «Эй, кто с нами?»);

3.4. Детское движение; детско-юношеские организации 213

О баз формированиядетских объединений: общеобразо­вательные учреждения, учреждения дополнительного _образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты, по месту жительства и др.;

О названия организатораобъединения: руководитель, ли­дер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого со­хранена в школах и может использоваться в работе с детскими организациями. Изменилась и функция класс­ного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на доб­ровольных началах.

О системы подготовки педагогических кадров:в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогичес­ких отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);

О в пополнении бюджета.

ОРГАН ИЗАЦИ ОН -НЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

В настоящее время проводится и об­щая координация детских об7>единений: в 1991 г. образован Союз пионерских организаций — СПО (Федерация дет­ских организаций — ФДО) в Москве. Это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая общественная органи­зация детей и взрослых. Идеологический ориентир:гума­низм, приверженность общечеловеческим ценностям и целям. Ведущая идея— возвышение субъективной роли детей в организации, поиск путей развития детской са­модеятельности. Основная задача—- забота о духовном раз­витии растущего человека, приобщение к общечеловечес­ким ценностям и социально значимым делам.

Основные принципы:добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодатель­ству), гласность (открытость, публичность) деятельнос­ти любого объединения.

И последнее:современные детские объединения не возникли на пустом месте: они используют 70-летний опыт пионерской организации, опыт первых шагов дет­ского движения в России (например, скаутов). Теорети­ческой основой современного детского движения явля-


Глава III. Воспиты.вающая_среда и ее развитие

ются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Л. Сухо-млинского, И.П. Иванова.

Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время пионерские организации и движение скаутинга*.

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пионерская организация 1990-х годов -это демократическая, гуманистичес­кая, самодеятельная организация с общественно полезной многопрофильной деятельностью. Главная идея — забота об улучшении окружающей жиз­ни, о людях, близких и далеких. Пионер — это позиция человека, первопроходца, открывающего хорошее в лю­дях. Одна из задач — развить детскую самодеятельность, создать благоприятные отношения «личность — коллек­тив». Исчезла жесткая регламентированность деятельности, которую каждая организация выбирает для себя самосто­ятельно. Так, Союз пионерских организаций Воронежс­кой области выбрал для себя такие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра -- дело серьезное», «Золотая игла», «Древо жиз­ни», «Хочу делать свое дело», «Свой голос», «Каникулы», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Лидер» и «Рост».

Есть у пионеров младшие друзья: прежние «октября­та» и новые «искорки», «лучики», «жаворонки», «орля­та» и др.

В символике превалирует красный цвет — цвет гринов-ских «Алых парусов» (символ мечты), цвет восходящего солнца. Три конца галстука означают единство трех по­колений: малышей, пионеров и взрослых — вместе.

СКАУТИНГ

Скаутинг — международное детское и молодежное движение. Цель его -помочь детям и молодежи воспитать себя интеллектуаль­но, физически и духовно. Основано.в 1907 г. английским офицером Б. Пауэллом. В нашей стране первый отряд воз­ник в 1909 г. Возрождение скаутинга началось в середине

* Подробнее о них: Стефшювская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М, 1998. С. 212-222; Вожатый века. 2001. № ], С. 8-10, 23-25.

3.4. Детское движение; детско-юношеские организации________ 2 15

80-х годов (в г. Томске), сейчас распространилось по всей стране.

И еще приведем пример ышкрорайон-

ОТРЯД «ДОРОГА*

I--------------------- . ного отряда «Дорога» (г. Москва). Вот

как об этом пишет в местной газете член этого отряда Ольга Коновалова в статье под символичным названием «Спеши, мой. друг, иди дорогою добра».

«Отряд — это не клуб, не кружок и не секция. Здесь важно не просто получать новые знания. Главное, какую пользу при­несут твои умения, чью жизнь ты сможешь сделать радост­нее, что изменить в этом мире в лучшую сторону. Именно поэтому наряду с нашими основными направлениями — жур­налистикой, театром и туризмом — ребят учат быть органи­заторами, лидерами, учат принимать решения и отвечать за них. Да и на самих занятиях главным остается работа над раз­витием личности, а не просто профессиональный рост.

На занятиях по журналистике ребята учатся иметь свое мнение и уметь его отстаивать, уметь замечать проблемы и не проходить мимо несправедливости, привлекать к этому внимание людей, звать их и вести за собой. Например, ре­бята писали материалы о проблемах маленьких бомжат и о том, почему дети оказываются при живых родителях на ули­це и в приютах. Проводили социологический опрос об от­ношении окружающих к. бездомным детям и попрошайкам. Своими статьями мы пытались поставить перед людьми глобальную проблему нашего государства. Это была часть боль­шой программы «Мир смотрит сквозь нас» (как сказал один ребенок из перехода). Мы много обсуждали и писали о школь­ных взаимоотношениях, о проблемах изгоев в классах.

Отрядный театр ставит спектакли, в которых перед героя­ми встают проблемы нравственности и.морального выбора. Эти спектакли показываются в школах, приютах, на фестивалях.

В «Дороге» ребята открывают не только себя, но и мир. Именно для этого каждые каникулы мы ездим в разные го­рода, проводим совместные лагеря с другими организация­ми, ходим в походы. А летняя Карелия — это уже не просто поход. Это память. Память о далекой войне. Совсем не так представляется война по фильмам и книжкам. Другое дело, когда попадаешь сам в мир окопов и дзотов, снайперских «кукушек». А вокруг стволы старых деревьев, испещренные

2|1б______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие

пулями и осколками снарядов. Говорят, что новая война на­чинается, когда люди забывают о старой. Поэтому ежегодно мы совместно с другими отрядами работаем в музее под от­крытом небом. Работа заключается в восстановлении окопов на линии обороны 27-й стрелковой дивизии.

Ребята в отряде учатся сами планировать и готовить к проведению различные дела, быть командирами групп и отвечать за возложенные на себя обязанности. У нас са­моуправление, поэтому все важные решения принима­ются общим кругом действительных членов отряда. Есть в отряде устав, где сформулированы наши жизненные принципы: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», «Я не пройду мимо несправед­ливости», «Я в ответе за тех, кого веду за собой»...

Мы вместе, и это нам помогает выстоять в трудностях».

Из приведенных примеров видно, что детское и мо­лодежное движения становятся существенным фактором позитивного воспитания, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.

3.5. Неформальные объединения детей и молодежи ________ 217

Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Во­жатый века. 2001. № 1.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., !992.

Кабуш В. Т. Социальная активность и детское, молодежное движения // Кн. Открытые воспитательные системы: пробле­мы и пути решения. Минск, 1995.

О детских и молодежных объединениях. Методические ре­комендации Министерства образования РФ от 28.09.1999, № 9 // Народное образование. 2000. № 4—5.

«Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (утверждена решением Коллегии Минобразования России от 28.09.1999, № 19).

Разноцветный мир детства: Детские общественные органи­зации: Учебное пособие. М., 1999.

Рожков М.И., Волохов А.Б. Детские организации: возможность выбора. М., 1996.

Российское детское движение на рубеже тысячелетий // Вожатый века. 2001. № 1. С. 7-10, 23-25.

Журналы, освещающие состояние детского движения в РФ и деятельность детско-юношеских организаций: «Внешколь­ник», «Вожатый века», «Воспитание школьников», «Народ-•:ное образование».



Вопросы для самопроверки и размышления

1. Обоснуйте необходимость детского движения и детских орга­
низаций с точки зрения психологических особенностей де­
тей и потребностей их воспитания.

2. Какие функции выполняют детские организации? Что дают
они для развития и воспитания ребенка?

3. Какие формы взаимодействия со школой, с ее целенап­
равленным воспитанием могут иметь общественные детс­
кие и молодежные организации?

4. Какова позиция взрослых в детском общественном объе­
динении? Попробуйте сформулировать некоторые методи­
ческие правила для педагога — участника (или руководите­
ля) детского объединения.

5. Охарактеризуйте содержание и методику деятельности са­
мых распространенных детских объединений и организаций.
Как они решают проблемы воспитания детей и молодежи?

Рекомендуемая литература

Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999. Детское движение: вопросы и ответы. Кострома, 1994.

Наши рекомендации