Медико-биологические основы дефектологии
Цель дисциплины:Формирование представлений о медико-биологических основах дефектологии.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-5, ПК-2, ОП-1.
Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, базовая (общепрофессиональная часть), дисциплина осваивается в 2,3 семестре.
Содержание дисциплины:
Психофизиология развития. Нейрофизиологическая основа психических процессов: системный принцип деятельности мозга, структурная организация мозга, методы психофизиологических исследований, психофизиология функциональных состояний, психофизиология потребностно-эмоциональной сферы; психофизиология когнитивных процессов. Возрастная психофизиология: закономерности онтогенетического развития, возрастная периодизация; созревание мозга; психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста; психофизиологическая характеристика дошкольного возраста; психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста; психофизиологические особенности подросткового возраста. Прикладная психофизиология: психофизиология организации учебного процесса; психофизиология школьных трудностей. Психофизиология отклоняющегося развития.
Возрастная и клиническая нейропсихология. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Нейропсихологические симптомы: агнозии, апраксии, афазии. Нейропсихологические синдромы: синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга, синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО, синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, синдромы поражения премоторных областей, синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей мозга, синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, синдромы поражения подкорковых областей мозга. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга. Функциональная несформированность левой височной доли. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Функциональная несформированность правого полушария. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. Атипия психического развития. Нейропсихологические паттерны аддиктивного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические паттерны агрессивного и делинквентного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические факторы девиантного сексуального поведения. Нейропсихологическое обследование. Нейропсихологическая коррекция.
Психопатология развития. Психоаналитические и неаналитические теории развития личности детей и подростков. Психологическая защита и копинг-поведение у детей. Патологизирующее семейное воспитание. Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Общая психопатология детей и подростков. Эндогенные психозы у детей и подростков. Резидульно-органические нервно-психические расстройства у детей и подростков. Невротические и соматоформные расстройства у детей и подростков. Расстройства личности у детей и подростков. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические расстройства при ВИЧ – инфекции / СПИДе, их особенности у детей и подростков. Психосоматические расстройства. Фармако- и психотерапия, особенности у детей и подростков.