Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по педагогике для преподавателей
Семинар является активной формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по дисциплине «Педагогика». Он призван развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с литературой, умения составлять планы и тексты докладов и рефератов, выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссиях при обсуждении проблемных вопросов. На этих занятиях обучающиеся делают обзор литературных источников, рецензируют теоретическую литературу по темам курса, обсуждают методику обучения и воспитания обучающихся на основе изучения и обобщения опыта (по литературным источникам и самостоятельным наблюдения), анализируют планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий и т. д.
Семинар призван укрепить интерес обучающегося к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью. Семинарское занятие позволяет обучающемуся проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя.
Семинары по педагогике могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Обучающиеся заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.
Выделяют три типа семинарских занятий, принятых в учебных заведениях высшего профессионального образования, в том числе и по педагогике, в зависимости от сложности, объёма и требований:
1. Просеминары (подготовительные). Просеминар - это занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах с целью ознакомления обучающихся со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
2. Собственно семинары.Он предназначен для углублённого изучения отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса «Педагогика» или одной темы.
3. Спецсеминары исследовательского типа по отдельным частным проблемам педагогической науки и межпредметные семинары.
В теории и методике высшего профессионального образования существуют различные критерии для классификации видов собственно семинарских занятий. К наиболее часто встречающимся можно отнести:
1. Классификация семинарских занятий по дидактическим целям:
а) семинарские занятия по введению в тему, планирование её изучения;
б) семинары изучения нового материала;
в) семинар, который способствуют углубленному изучению полного курса;
г) семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса;
д) семинарские занятия по изучению фундаментальных образовательных объектов;
е) семинарские занятия по представлению и защите результатов образования;
ж) семинарские занятия по углублению, обобщению и систематизации знаний;
з) контрольные и зачётные семинары;
и) аналитические семинары;
к) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой;
л) семинар – повторение;
м) смешанные (комбинированные).
2. Классификаци семинарских занятий по форме коммуникации, способу и характеру проведения:
а) вводные, обзорные, самоорганизующиеся, поисковые – «генерации идей»;
б) индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые семинары;
в) семинары-проекты;
г) семинары-деловые игры;
д) семинар «круглый стол»;
е) семинары по решению педагогических задач.
3. Классификация семинарских занятий в зависимости от формы проведения и методов коммуникации:
а) семинар-беседа;
б) семинар-обсуждение (реферативный);
в) семинар - комментированное чтение;
г) семинар – диспут; дискуссия по наиболее теоретически сложным и острым вопросам;
д) комбинированный семинар;
е) семинар-конференция;
ж) семинар-коллоквиум – активная живая беседа, когда и преподаватель и обучающийся ставят вопросы, в обсуждении которых участвуют все желающие;
з) семинар-симпозиум – обсуждение устных докладов и написанных рефератов.
и) бизнес-семинары;
к) семинары онлайн: веб-конференции, онлайн конференция, вебинары и другие.
Выбор формы проведения семинарского занятия по педагогике всегда обусловлен целым рядом факторов:
1) содержанием темы и особенностями литературы к ней, пособий, в том числе и от их объема;
2) степенью подготовленности, организованностью и работоспособностью учебной группы, ее специализации и профессиональной заинтересованности;
3) отсутствия или наличия опыта в участии на семинарских занятиях разных форм.
Выбранная преподавателем форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций. В практике семинарских занятий по педагогике в вузах часто используются семинар-диспут, развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинары-коллоквиумы и другие.
1. Семинар-диспут отличается рядом достоинств. Кроме других задач, которые решаются на семинаре, диспут удобен для выработки у обучающихся навыков аргументированного спора (полемики). Диспут может быть как самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий по педагогике. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают обучающиеся одной группы, а оппонентами – другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее спланирован им. Спор (полемика) возникает достаточно часто и стихийно. В ходе его у обучающихся формируется стойкость профессиональной позиции, самостоятельность, находчивость и инициативность, толерантность. Структурными элементами проблемного семинара становятся учебная проблема, проблемная ситуация, исходный уровень знаний обучающихся, их желание найти решение проблемы и совместная поисковая познавательная деятельность обучающихся. Проблемные вопросы исключают пассивность обучающихся на занятиях. Семинар-диспут - промежуточный вид между семинаром-беседой и сообщением. Структура: вступительное слово преподавателя, дискуссия, подведение итогов. На современном этапе развития высшей педагогической школы наиболее распространенными формами организации дискуссий является «круглый стол» - обмен мнениями.
Рекомендуется: планирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как: «Специфика условий труда и деятельности современного педагога» (модуль 1); «Воспитание как целенаправленный процесс организации жизни, деятельности и общения», «Основные тенденции развития педагогики и образования в современном мире; «Цель воспитания» (модуль 2); «Обучение и развитие в гуманистической дидактике» (модуль 4).
2. Развернутая беседа — наиболее часто используемая форма семинарских занятий. Она нацеливает подготовку всех обучающихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой литературы; выступления обучающихся и их обсуждение; вступительное и заключительное слово преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение педагогической проблематики достаточно большое число обучающихся при использовании возможных средств их активизации: продуманных дополнительных вопросов к выступающему и ко всей группе, сосредоточения внимания обучающихся на достоинствах и недостатках выступлений обучающихся и т.п. Развернутая беседа может предполать и заранее запланированные выступления отдельных обучающихся, как правило, по дополнительным вопросам. Структура семинара-беседы: слово преподавателя, беседа по отдельным небольшим вопросам, заключительное слово преподавателя.
Упражнения на самостоятельность мышления обычно входят в качестве одного из элементов в развернутую беседу или обсуждение докладов. Руководитель семинара выбирает несколько высказываний видных педагогов, учёных- мыслителей, непосредственно относящихся к теме занятия, и в зависимости от ситуации, не называя авторов этих высказываний, предлагает обучающимся проанализировать последние. По желанию или по вызову преподавателя производится анализ отрывка. Решение задач на самостоятельность мышления содействует формированию у обучающихся способности более глубоко вникать в педагогические проблемы.
Рекомендуется: планирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как«Педагогическая и гуманитарная культура педагога», «Профессиональная компетентность педагога» (модуль 1); «Становление и развитие педагогической науки», «Методы педагогических исследований» (модуль 2); «Возрастные, индивидуальные особенности детей и воспитание», «Семья как институт воспитания и формирования личности (модуль 3); «Педагогическая технология Марии Монтессори», «Антропософские школы Рудольфа Штейнера» (модуль 4).
3. Реферативная форма проведения семинарских занятий по педагогике.Эта форма предполагает наличие заранее предложенной тематики таких докладов и рефератов, которая бы смогла заинтересовать обучающихся и привить им навыки научной, творческой работы, способствовать развитию педагогического мышления, интереса к профессиональным проблемам. При двухчасовом семинарском занятии является целесообразным планировать 3-4 доклада по 10-12 минут. Кроме докладчиков, есть смысл назначать содокладчиков и оппонентов. Оппоненты обязательно перед докладами должны знакомиться с их содержанием. Данная форма семинара не активизирует к подготовке всю академическую группу, поэтому не является целесообразным её планировать чаще 1-2 раза в семестр. Развёрнутая беседа и система докладов похожи, поскольку развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретический материал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. Преподавателю есть смысл проводить предварительную индивидуальную работу с докладчиками, а при проведении развёрнутой беседы необходима консультация для всей группы.
Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо педагогической проблеме, анализу педагогического произведения или нескольких из них, проведенных обучающимся под руководством преподавателя. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее. Содержание реферата по педагогике предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческой составляющей, самостоятельных выводов. Реферат может заслушиваться непосредственно на семинаре, а может быть и предварительно прочитан обучающимися. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства. Обучающиеся могут предложить свои темы рефератов. Преподавателю необходимо ознакомиться с планами, подготовленными обучающимися к реферату, порекомендовать новую литературу, кроме той, что была уже дана в общей тематике, проконсультироватьует авторов рефератов, просмотреть готовые тексты или же прослушать их в исполнении авторов. Последнее имеет целью помочь в совершенствовании дикции, выразительности, в выборе нужного темпа изложения реферата и т. д. Если рефераты пишутся всеми обучающимися группы, это обсуждение нецелесообразно. В этом случае на обсуждение есть смысл вынести лучшие с точки зрения содержания рефераты.
Рекомендуетсяпланирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как: «Современное общество педагог», «Педагогическое мастерство и особенности его формирования» (модуль 1); тема «Исторический аспект развития системы образования в РФ» (модуль 2); «Современные философско-педагогические концепции развития и воспитания личности, «Педагоги-новаторы о методах воспитания в школе (модуль 3).
4. Семинар – пресс-конференцияпохож на семинары по обсуждению рефератов. При его подготовке по всем пунктам плана семинара преподаватель поручает обучающимся (одному или нескольким) подготовить небольшие доклады или презентации. Обучаюшиеся должны быть нацелены на необходимость не только краткого выступления, но и фомулировку вопросов другим обучающимся по теме. Затем каждый обучающийся обязан задать один вопрос по теме доклада. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Способность к формулировке вопроса предполагает известную подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задается вопрос. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой обучающийся, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них. Особенно активными бывают дублеры докладчика, если они назначались. Как правило, по обсуждаемому вопросу развертывается активная дискуссия. По ее окончании преподаватель предоставляет слово для доклада по второму пункту и т. д. Своё заключение преподаватель делает либо по каждому обсуждаемому вопросу, либо в конце семинара.
Рекомендуется планирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как: «Коллектив как объект и субъект воспитания» (модуль 2), «Технологии развивающего обучения в современной дидактике» (модуль 4).
5. Коллоквиумы-собеседования преподавателя с обучающимися обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для обучающихся, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий.
6. Семинар с использованием «сократовского» метода обучения. Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу. Такие семинарские занятия являются формой совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся. Сущность этого метода заключается в самостоятельном определении обучающимися основных понятий, в раскрытии сущности и закономерностей изучаемых явлений и процессов путем последовательной постановки преподавателем вопросов и поиска ответов обучающимися. Данный метод обучения требует кропотливой самостоятельной подготовки обучающихся и преподавателя к занятию. В процессе его использования у обучающихся формируются исследовательские умения и навыки (умение ставить проблемные вопросы, анализировать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы – предполагаемые ответы и т.д.). Использование «сократовской» беседы в ходе семинара позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует и развивает навыки самостоятельной работы и ведения беседы.
Рекомендуетсяпланирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как «Воспитание как вечная и общая категория общественной жизни», «Категориальный аппарат педагогики» (модуль 2).
7. Семинар с использованием метода «круглого стола» (семинар-дискуссия). Эта форма отражает особенности современного профессионального общения в образовательных организациях. Она требует от преподавателя реализации принципа коллективного обсуждения проблемы. Порядок подготовки и проведения «круглого стола» определяется спецификой дискуссии. Заблаговременно (за неделю раньше) сообщаются тема и время проведения «круглого стола». Обучающимся предлагается подготовить интересующие их вопросы и небольшие выступления (свое мнение по этим вопросам). На семинаре преподаватель объявляет тему, раскрывает цели и задачи, объявляет порядок работы. Затем он предоставляет слово основному докладчику (или содокладчикам). В качестве докладчика может выступать приглашенный специалист или один из обучающихся, участвующий в разработке обсуждаемой проблемы. После доклада и ответов на вопросы слушателей начинается дискуссия. Каждый из участников дискуссии может свободно выражать свои мысли, при необходимости аргументированно опровергать идеи оппонентов, отстаивать свою точку зрения и т.д. При этом важно учить обучающихся культуре общения и взаимодействия. Дискуссия на семинаре способствует расширению и углублению знаний обучающихся, помогает развитию их способностей творчески мыслить, формирует у обучающихся (и молодых преподавателей) коммуникативные навыки, развивает культуру общения, в том числе умения терпимо относиться к мнению собеседника, слушать и уважать мнение оппонентов.
Рекомендуетсяпланирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как: «Развитие и социализация личности как педагогическая проблема», «Основные проблемы воспитания школьников в современных условиях» (модуль 3). «Антропософские школы Рудольфа Штайнера» (модуль 4).
8. Семинар с использованием метода «мозгового штурма». Суть этого метода – генерирование (выдвижение) как можно больше идей по решению сложной задачи в предельно сжатые сроки. Цель этого метода заключается в активизации творческого мышления обучающихся, вовлечении их в коллективный поиск решения поставленной проблемы. Этапы работы участников семинара могут быть следующими: формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы, формирование рабочих групп и группы экспертов; разминка – упражнение в быстром поиске ответов на заранее подготовленные вопросы; «мозговой штурм» – генерирование вариантов решения проблемы; анализ выдвинутых идей – их изучение, сопоставление, оценка; отбор лучших идей экспертами; информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей, их публичная защита.
Рекомендуется проведение в такой форме семинарских занятий по педагогике для таких тем, как «Педагогическая технология Марии Монтессори», «Педагогическая технология «Йена-план-школа П. Петерсена» (4 модуль).
9. Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций.Семинар имеет такую структуру: решение задач: вступительное слово преподавателя, выступления, коллективное обсуждение, оценка работы. Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются или подбираются конкретные ситуации, взятые из профессиональной деятельности специалистов.
От обучающихся требуются глубокий анализ ситуации и решение поставленной задачи. Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач: если в последней всегда сформулированы условия и требования, то в ситуационной задаче, как правило, таких параметров нет. Обучающимся в ходе решения подобных задач необходимо разобраться в данной ситуации, самостоятельно установить, что известно и что надо определить для принятия решения.
Ситуационная задача может иметь несколько вариантов решения, которые окажутся приемлемыми в данной ситуации, что требует от специалиста умения выбрать из них наиболее оптимальные. Таким образом, развивается способность определять рациональные способы анализа проблемной ситуации и пути ее решения. При решении конкретной ситуации обучающиеся обычно действуют, как в реальной практике: анализируют ее, используют свои знания, а также применяют те способы, средства и критерии анализа, которые были ими усвоены в учебном процессе. В практике применения метода анализа конкретных ситуаций на семинарах обычно используются следующие виды ситуаций: ситуация-иллюстрация представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются способы действия должностных лиц, типовые алгоритмы решения задач, эффективность использования методов и приемов руководства и т.д.Ситуация-упражнение не может быть разрешена без обращения обучающихся к специальным источникам информации, литературе и справочникам. Обучающий эффект обеспечивается деятельностью всех участников семинара по анализу и решению ситуационных задач. отношения преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой (внимательность, уважение, сотрудничество); решение воспитательных задач.
Рекомендуется планирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как «Целостный педагогический процесс», «Формы и методы воспитания» (3 модуль); «Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса» (4 модуль).
10. Традиционный семинар. Вступительное слово преподавателя (постановка темы и целей занятия, рассмотрение значения темы) должно быть лаконичным, проблемным и энергичным. Доклады обучающихся, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с кафедры. Выход на кафедру обязывает их к большей ответственности. Имеет смысл предоставлять кафедру и «официальным оппонентам» из числа обучающихся, если таковые назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа обучающихся по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).
Важную роль играет взаимосвязь между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой обучающихся, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, однако, необходимо сохранить связь основных положений лекции с вопросами для обсуждения семинарского занятия.
Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.).
План подготовки семинарского занятия преподавателем включает изучение требований учебной программы к теме семинарского занятия, определение целей и задач семинара, подбор материала к семинару, разработка плана семинара; выработку различных вариантов решения основных проблем семинара; подбор литературы, рекомендуемой обучающимся к данной теме; разработку рекомендаций обучающимся по организации самостоятельной работы в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучение литературы, подготовка индивидуальных и групповых докладов, выступление по отдельным вопросам); написание развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени; моделирование вступительной и заключительной частей семинара.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Процесс подготовки к семинару является важным условиемего результативности. Прежде всего, обучающиеся должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. В некоторых случаях есть смысл преподавателю специально готовить хорошо успевающих обучающихся к семинару, давая им индивидуальные, опережающие задания. Могут быть даны задания подготовить по теме фрагменты первоисточников, тесты. Преподаватель должен предвидеть возникновение различных ситуаций на семинаре, поэтому имеет смысл заранее подготовить, например, практические педагогические ситуации, задачи и вопросы к ним. Преподаватель должен быть готов и к импровизации, его коррекцию приходится делать быстро, «по ходу», в результате неожиданных вопросов, выступлений обучающихся.
Рекомендуется планирование данной формы семинарского занятия по педагогике для таких тем, как «Система образования в Российской Федерации» (2 модуль); «Современные теории обучения (дидактические концепции)»; «Современные формы организации обучения» (4 модуль).
Непосредственно сам традиционный семинар имеет такую структуру:
1) Вводная часть.
а) Постановка темы и целей семинара, их мотивация, раскрытие значения рассматриваемой проблемы.
б) Предварительное определение уровня готовности к занятиям.
в) Формирование основных проблем семинара, его общих задач.
г) Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.
II. Основная часть.
а) Организация диалога (свободное обсуждение) между преподавателями и обучающимися и между обучающимися в процессе разрешения проблем семинарского занятия, дискуссия (возможен «мозговой штурм», ситуационный и другие методы).
б) Конструктивный анализ всех ответов и выступления обучающихся.
в) свободное обсуждение проблемы, дискуссия (возможен «мозговой штурм», ситуационный и другие методы).
г) Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.
III. Заключительная часть.
а) Подведение итогов, оценка знаний обучающихся.
б) Обозначение направления дальнейшего изучения проблемы.
в) Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
К организационно-методическим требованиямк проведению семинарских занятий относятся:
а) Наличие стабильного расписания семинарских занятий.
б) Проведение занятий после прочтения лекций по соответствующим темам курса.
в) Обсуждение и утверждение на заседании кафедры планов семинарских занятий как организующего фактора самостоятельной работы обучающихся.
г) Составление списков рекомендованной литературы.
д) Сочетание различных форм проведения семинарских занятия: обсуждение вопросов плана, рефератов, творческих дискуссий, оппонирования, учебных игр.
е) Наличие методических разработок к семинарским занятиям.
ж) Обеспечение занятий наглядно-иллюстративным материалом и техническими средствами обучения.
С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, подготовки и анализа презентаций и др. Активизации семинарского занятия способствуют не только проблемные ситуации, но и игровые приемы. С этой целью на семинаре правомерно использовать тесты, которые в свою очередь могут способствовать представлению последующих тем курса учебной дисциплины «Педагогика».
Одной из задач семинарских занятий по педагогике является усвоение обучающимися основных педагогических понятий и терминов. Овладение категориальным аппаратом педагогики – необходимое условие усвоения предмета. На его усвоении позитивно отражается использование педагогических письменных и устных понятийных диктантов: диктант-персоналия, экспресс-опрос, диктант-инверсия, диктант-сравнение, диктант-тест, комбинированный понятийный педагогический диктант.
Диктант-персоналия закрепляет знание имен известных педагогов и их теорий. Экспресс-опрос – предполагает раскрытие сути педагогического понятия. Диктант-инверсия предполагает умение формулировать вопросы к предложенным педагогическим категориям и понятиям. Диктант-сравнение способствует умению видеть отличительные признаки в двух близких педагогических понятиях. Методика диктанта-сравнения и диктанта-персоналии позволяет рассматривать и учебные тексты. Профессиональный кругозор, знание понятий по основным темам педагогики наиболее полно проявляется при использовании комбинированного понятийного диктанта.
Важная роль для семинарских занятий по педагогике отводится правильная методика его проведения. Методика проведения семинаров разных форм будет отличаться, но есть и общие требования к ней. Так, одной из основных проблем для преподавателей является неумение разворачивать творческую дисскуссию, управлять ею таким образом, чтобы была основная цель семинара. В дискуссии не может быть формального отчёта по изученной литературе, от обучающихся в её ходе требуется активное участие в обсуждении, собственное мнение, аргументы по поводу решения педагогических проблем, участие в диалоге. Именно дискуссия, «круглый стол», диспут помогут справиться в категорией обучающихся, занимающих пассивную «молчащую» позицию, поскольку эти формы способны задеть эмоции, вызвать желание участия в споре, может разговорить «молчальников», ибо заденет их за живое, способна вызвать у любого желание возразить кому-то или поддержать наиболее близкие ему суждения, следовательно, занять ту или иную профессиональную позицию. Несмотря на, во многом, импровизационный характер дискуссии, диспута, «круглого стола», такие формы проведения семинаров по педагогике требуют предварительной педготовки. Преподаватель должен нацелить обучающихся на критический анализ рекомендуемой литературы и материала прослушанной лекции. Важно акцентировать внимание обучающихся на предложенные к семинарскому занятию вопросы и задания для самостоятельной работы, они также потребуют выработки собственного мнения, аргументов в его защиту.
Преподаватель при подготовке к проведению дискуссии на семинарском занятии должен продумать цель семинара, чётко сформулировать основные вопросы для обсуждения. Поскольку семинарское занятие проводится в форме дискуссии, то оно ни в коем случае не может ограничиваться примитивной целью «закрепить знания». Цель семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, может быть такой, чтобы ее достижение знаменовало собой формирование каких-то важных личностных черт - убеждений, взглядов, умения аргументирование выступать, анализируя и оценивая явления природы и социальной жизни с позиций науки.
Поэтому цель занятия должна быть преподавателем для себя сформулирована вполне четко, чтобы под нее организовать всю остальную часть подготовки: подбор вопросов для обсуждения, рекомендацию литературы для самостоятельной работы, назначение докладчика, формулировку темы реферата (если он предусматривается) и т. п.
Для создания творческой атмосферы на семинарском занятии, преподавателю важно ориентировать обучающихся на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов, давать установку на прослушивание или акцентировать внимание обучающихся на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учитывая индивидуальные качества обучающихся (тревожность, коммуникативность, уверенность в себе), преподавателю необходимо управлять дискуссией и распределять роли. Малообщительным, неуверенным в себе обучающимся имеет смысл предлагать частные, облегченные вопросы, которые дают возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха
Если к семинару обучающиеся не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагает выступить желающим. Но на случай отсутствия таковых, необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотели несколько обучающихся, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает уверенный, хорошо подготовленный обучающийся, то его исчерпывающий ответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же неуверенного обучающегося всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других обучающихся. Нужно внимательно следить за речью обучающегося, запоминая или записывая ее достоинства и недостатки; не исправлять допущенные обучающимся в ходе ответов недостатки и ошибки, кроме произношения отдельных слов, однако, если он отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в нужное русло.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях обучающихся, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим обучающимся.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты обучающихся и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Критерии оценки руководства преподавателем работой обучающихся на семинарском занятиивключают:
1) осуществление контроля подготовки обучающимися конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
2) мобилизация, организация и активизация деятельности обучающихся в ходе вступительного слова;
3) побуждение обучающихся к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
4) микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
5) подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы обучающихся, советы по улучшению подготовки обучающихся, ответы на вопросы обучающихся в ходе заключительного слова;
6) согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы обучающихся;
7) управление группой: способность устанавливать контакт с обучающимися (преподаватель взаимодействует со всеми обучающимися, опирается в работе на нескольких обучающихся, оставляя пассивными других, и т. п.);
8) постановка задания к следующему семинарскому занятию.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ
3.1. Цели семинарских занятий по педагогике:
1) усвоение обучающимися категориального аппарата педагогики;
2) углубление, уточнение, конкретизация и систематизация знаний, полученных обучающимися на лекционных занятиях;
3) обогащение общего и профессионального кругозора;
4) формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы над учебным материалом и первоисточниками;
5) выработка умения формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, а также отстаивать свои взгляды;
6) развитие педагогического мышления;
7) развитие творческих задатков к профессиональной деятельности;
8) контроль самостоятельной работы обучающихся.
3.2. Тематика семинарских занятий по модулям программы:
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1.Модуль 1. Характеристика педагогической профессии | 12 час. | |
11. | Современное общество и педагог | |
22. | Педагогическая и гуманитарная культура педагога | |
33. | Специфика условий труда и деятельности современного педагога | |
44. | Педагог как субъект педагогической деятельности | |
55. | Профессиональная компетентность педагога | |
66. | Педагогическое мастерство и особенности его формирования | |
Модуль 2. Теоретико-методологические основы педагогики | 24 час. | |
77. | Воспитание как вечная и общая категория общественной жизни | |
88. | Воспитание е как целенаправленный процесс организации жизни, дея деятельности и общения | |
89. | Становление и развитие педагогики | |
110. | Педагогика – наука о воспитании и образовании личности и как область гуманитарного, антропологического и философского знания | |
111. | Место педагогики в системе наук о человеке | |
112. | Категориальный аппарат педагогики | |
113. | Методы педагогических исследований | |
114. | Основные тенденции развития педагогики и образования в современном мире | |
115. | Исторический аспект развития системы образования в Российской Федерации | |
116. | Система образования в Российской Федерации | |
117. | Цель воспитания | |
118. | Целостный педагогический процесс | |
Модуль 3. Социализация и воспитание личности | 24 час. | |
119. | Развитие и социализация личности как педагогическая проблема | |
220. | Возрастные, индивидуальные особенности детей и воспитание | |
221. | Основные проблемы воспитания школьников в современных условиях | |
222. | Современные философско-педагогические концепции развития и воспитания личности | |
223. | Гуманистическая концепция воспитания | |
224. | Формы и методы воспитания | |
225. | Формирование базовой культуры личности школьника | |
226. | Педагоги-новаторы о методах воспитания в школе | |
227. | Формирование основ художественной и эстетической культуры школьников | |
228. | Воспитательная деятельность классного руководителя | |
229. | Семья как институт воспитания и формирования личности. | |
330. | Коллектив как объект и субъект воспитания | |
Модуль 4. Обучение и развитие личности | 24 час. | |
331. | Современные теории обучения (дидактические концепции) | |
332. | Обучение и развитие в гуманистической дидактике | |
333. | Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры | |
334. | Методы и средства обучения в современной дидактике | |
Методы контроля и самоконтроля в обучении | ||
336. | Современные формы организации обучения | |
337. | Педагогическая инноватика и педагогические технологии | |
338. | Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса | |
339. | Педагогическая технология М. Монтессори | |
440. | Антропософские школы Р. Штайнера | |
441. | Технологии развивающего обучения в современной дидактике | |
442. | Педагогическая технология «Йена-план-школа» П. Петерсена | |
Всего 42 час. | 84 час. |
Планы семинарских занятий
МОДУЛЬ 1.