Анкета по выявлению уровня агрессивности учащихся
Цель: определение уровня агрессивности учащегося (низкий, средний, высокий уровень).
Ученику предлагается ознакомиться со следующими утверждениями и дать один из трех вариантов ответа: а) согласен, б) не совсем согласен, в) не согласен.
1. Считаю, что обижать нельзя никого, нигде и никогда.
2. Думаю, что участвовать в агрессивных действиях также плохо, как быть их инициатором.
3. Я отказываюсь от поведения агрессора и (или) участника агрессивных действий.
4. Я всегда встаю на сторону жертвы.
5. Я всегда выбираю правильные стратегии поведения – реагирования на агрессию (юмор, уход, договор и др.).
6. Я отказываюсь от мести – не отвечаю агрессией на агрессию.
7. Я всегда играю по правилам.
8. Я не мешаю другим в игре.
9. Я вежлив со всеми одноклассниками.
10. Я могу отличить игру от агрессивных действий.
11. Я признаю неприкосновенность личных вещей моих одноклассников.
12. Я называю всех учеников класса по имени.
13. Я сообщаю взрослым о случаях агрессивного поведения, если я и мои друзья не можем справиться с агрессией самостоятельно.
14. Я стараюсь поддерживать ребят, которых обижают, заступаюсь за них.
15. Думаю, что любой конфликт, если захотеть, можно разрешить мирным путем.
16. Я никогда не смогу обидеть животное.
17. Я никогда не повышал голос в споре со старшими.
18. Я смогу простить человека, обидевшего меня.
19. Считаю, что нельзя добиваться своей цели любыми способами.
20. Среди моих друзей нет тех, кто способен проявлять склонность к агрессии.
Преобладание среди ответов учащегося варианта а) «согласен» свидетельствует о наличии низкого уровня агрессивности; преобладание среди ответов варианта б) «не совсем согласен»демонстрирует средний уровень агрессивности учащегося; преобладание среди ответов варианта в) «не согласен»подтверждает наличиевысокого уровня агрессивности подростка.
Фрейбургская анкета
Цель: выявление уровня агрессивности подростка
Ф.И.О.______________ ________ Возраст Пол ____
Инструкция. В этой анкете требуется обвести кружком «да», если ответ на соответствующий вопрос имеет к подростку отношение, и «нет», если этот вопрос его не касается.
Вопросы
1. Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо | да нет |
2. Я редко даю сдачи, когда меня бьют | да нет |
3. Я быстро теряю самообладание, однако так же быстро успокаиваюсь | да нет |
4. Если мне при размене денег дают на одни рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести | да нет |
5. Я могу рассвирепеть так, что буду, например, бить все подряд | да нет |
6. Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других | да нет |
7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я ему желаю настоящего наказания | да нет |
8. Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую | да нет |
9. Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании | да нет |
10. У меня иной раз бывают трудности с родителями | да нет |
11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара | да нет |
12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно | да нет |
13. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю | да нет |
14. У меня часто бывают разногласия с другими | да нет |
15. Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана | да нет |
16. Когда я разъярен, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы | да нет |
17. Раньше я иногда очень охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д. | да нет |
18. Иногда я себе представляю, какие ужасы должны произойти с теми, кто ко мне не справедлив | да нет |
19. Я могу припомнить, как однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под рукой вещь и разорвал или разбил ее | да нет |
При совпадении с ключом отмечается высокий уровень агрессии:
1+, 2–, 3+, 4–, 5+, 6+, 7+, 8–, 9+, 10+, 11+, 12+, 13+, 14+, 15–, 16, 17+, 18+, 19+
Карта риска суицида
С помощью предлагаемой ниже карты определяется степень выраженности у подростка перечисленных факторов и выявляется риск суицидального поведения. Для этого определяется алгебраическая сумма присутствующих у него факторов и полученный результат соотносится со следующей шкалой:
· менее 9 баллов – риск суицида незначителен;
· 9–15,5 баллов – риск суицида присутствует;
· Более 15,5 балла –риск суицида значителен.
Ф.И.О. учащегося___________________________________________
Дата рождения _________________ класс/группа_______________
№ п/п | Фактор риска | Не выявлен | Слабо выражен | Сильно выражен |
1.Биографические данные | ||||
Ранее имела место попытка суицида | –0,5 | +2 | +3 | |
Суицидальные попытки у родственников | –0,5 | +1 | +2 | |
Развод или смерть одного из родителей | –0,5 | +1 | +2 | |
Недостаток «тепла» в семье | –0,5 | +1 | +2 | |
Полная или частичная безнадзорность | –0,5 | +0,5 | +1 | |
2.Актуальная конфликтная ситуация | ||||
Вид конфликта | ||||
Конфликт со взрослым человеком (педагогом, родителем) | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Конфликт со сверстниками, отвержение группой | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Внутриличностный конфликт, высо-кая внутренняя напряженность | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Поведение в конфликтной ситуации | ||||
Высказывания с угрозой суицида | –0,5 | +2 | +3 | |
Характер конфликтной ситуации | ||||
Подобные конфликты имели место раньше | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Эмоциональная окраска конфликтной ситуации | ||||
Чувство обиды, жалость к себе | –0,5 | +1 | +2 | |
Чувство усталости, бессилие, апатия | –0,5 | +1 | +2 | |
Чувство непреодолимости конфликт-ной ситуации, безысходности | –0,5 | +1,5 | +2 | |
3.Характеристика личности | ||||
Волевая сфера личности | ||||
Самостоятельность, отсутствие зави-симости в принятии решений | –1 | +0,5 | +1 | |
Решительность | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Настойчивость | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Сильно выраженное желание достичь своей цели | –1 | +0,5 | +1 | |
Эмоциональная сфера личности | ||||
Болезненное самолюбие, ранимость | –0,5 | +1,5 | +2 | |
Доверчивость | –0,5 | +0,5 | +1 | |
Эмоциональная вязкость (зациклен-ность на своих переживаниях, неумение отвлечься) | –0,5 | +1 | +2 | |
Эмоциональная неустойчивость | –0,5 | +2 | +3 | |
Импульсивность | –0,5 | +0,5 | +2 | |
Эмоциональная зависимость, необхо-димость близких эмоциональных контактов | –0,5 | +0,5 | +2 | |
Низкая способность к созданию защитных механизмов | –0,5 | +0,5 | +1,5 | |
Бескомпромиссность | –0,5 | +0,5 | +1,5 |