Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в ДОЛ
План:
1. Формы и принципы взаимодействия с такими субъектами как:
a. Администрация ДОЛ;
b. Родители;
c. Хозяйственные службы;
d. Местное население;
2. Возможности воспитательной среды ДОЛ;
3. Особенности использования воспитательной среды ДОЛ при организации деятельности отряда.
Взаимодействие напарников:
· Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным:
o Особенности своего характера и темперамента;
o Чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления, в общении с детьми;
o Какой опыт работы с детьми у вас есть;
o Какой багаж за плечами;
o С каким настроением едете на смену;
o Какие есть опасения;
· У вас друг от друга не должно быть секретов;
· Для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками;
· Не выясняйте отношения при детях;
· Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и спасать ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите;
· Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника;
· Соблюдайте в работе равноправие и единство требований;
· Будьте принципиальны друг с другом, но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны;
· Не давайте друг другу умереть на работе;
· Вас двое, иногда кто-то может выспаться;
· Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был всю смену на арене.
Уровни педагогического взаимодействия в ДОЛ:
· Педагог – детский коллектив;
· Педагог – коллеги (напарники);
· Педагог – ребенок;
· Педагог – обслуживающий персонал лагеря;
· Педагог – педагогический коллектив лагеря;
· Педагог – медицинский персонал лагеря;
· Педагог – администрация лагеря;
· Педагог – родители.
Принципы взаимодействия:
· Принцип приоритета интересов и потребностей ребенка (Ребенок приехал в лагерь для того, чтобы отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом. Подразумевается, что каждый ребенок рассчитывает на то, что этот отдых будет интересно и разносторонне организован, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного. Дать ребенку возможность осознать и развить свои конструктивные потребности);
· Принцип учета индивидуальной неповторимости и ценности каждого участника педагогического процесса (Каждый из участников педагогического взаимодействия независимо от его пола, возраста, социального положения, национальности, образования имеет право на свою собственную точку зрения, взгляды, позицию и право на их выражение. Учитывать это право должны все участники педагогического процесса. Только тогда можно говорить о развитом чувстве индивидуальности. «Чем больше людей человек способен принять как равных себе, тем более уникальной является его индивидуальность»);
· Принцип доброжелательности и открытости в общении, делах, помыслах (Изначальное отношение ко всем участникам педагогического процесса должно быть лишено всяческих установок и стереотипизированных представлений. Он рассчитывает на доброжелательное отношение к себе, окружающим и своим близким. Рассчитывая на это, каждый делает все возможное, чтобы так же доброжелательно и открыто относиться к каждому человеку, находящемуся рядом);
· Принцип взаимопомощи и взаимовыручки (Сегодня ты помог кому-то, завтра помогут тебе. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если человек ошибся, дай ему возможность реабилитироваться. Помоги другому исправить свои ошибки. Попытайся исправить свои ошибки. Помни, что ошибки в педагогической деятельности обходятся слишком дорого. Признав свою ошибку, ты становишься на ступень выше);
· Принцип компетентности и соответствия должности (Каждый на своем рабочем месте должен четко и в срок выполнять свои функции. Маленькое отклонение в сроках и точности исполнения приводят к искажению результатов деятельности. Каждая должность требует определенного уровня компетентности, знаний, умений и навыков. Не делай того, что ты не умеешь делать, так как результат этого не предсказуем: он может быть позитивным или негативным);
· Принцип разумного сочетания прав и обязанностей участников педагогического процесса (Если ты рассчитываешь на уважительное к себе отношение, помни, что каждый, кто тебя окружает, тоже рассчитывает на это. Знай права и обязанности всех участников педагогического процесса, но не забывай про свои. Уважай права других, и твои права тоже будут уважать);
· Принцип достоверности, точности и доступности информации (Информация имеет свойство изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Слаженность работы педагогического коллектива в целом и каждого его члена зависит от того, насколько вовремя информация попадает к каждому участнику педагогического процесса, и от того, насколько эта информация является точной и достоверной);
· Принцип значимости и значительности педагога (В условиях временного детского коллектива педагог заменяет ребенку его близких родственников или опекунов. Он решает все проблемы ребенка (бытовые, психологические, социальные, нравственные). Кроме вожатого обратиться за помощью не к кому. Этот человек может и должен помочь, а иногда и защитить, так как он старше, опытнее и имеет определенные права и обязанности. В силу этого он значителен и часто выступает в роли истины в последней инстанции);
· Принцип разумности и соответствия требований (Каждый участник педагогического процесса имеет свой «потолок» в системе предъявляемых требований. Эти требования должны соответствовать должности, возрасту и рангу того, кто их предъявляет, и того, кому они предъявляются. Разумность требований также зависит от должности, функциональных обязанностей и ранга. Здравый смысл требований должен соответствовать интеллектуальному и функциональному уровню участника педагогического процесса);
· Принцип обоснованного выбора стратегии и тактики организации педагогического процесса и управления им (Если тебе лучше всего подходит авторитарный стиль руководства, не играй в демократию. Если ты начал либеральничать, то при предъявлении авторитарных требований тебя могут не понять. Правильность выбора стиля общения и управления является залогом успешного осуществления педагогического процесса со всеми его участниками).
Воспитательная среда ДОЛ – совокупность психолого-педагогических, нравственных, знаково-символических, информационных и предметно-материальных средств, влияющих на процесс формирования целостной личности ребенка и его полноценное развитие.
Структура воспитательной среды ДОЛ:
· Прямое влияние;
· Внешне опосредованное влияние (поведение);
· Внутренне опосредованное влияние.
Принципы формирования воспитательной среды ДОЛ:
· Принцип гуманизма;
· Принцип целостности;
· Принцип непрерывности;
· Принцип преемственности.
Условия эффективности воспитательной среды ДОЛ:
· Вовлечение в работу по его формированию всего лагерного сообщества на протяжении всей смены;
· Создание субъект-субъектных отношений детей и педагогов в процессе жизнедеятельности;
· Адекватность среды интересам и устремлениям детей и подростков;
· Комплексный характер работы по формированию каждого компонента воспитательной среды (прямое, внешне или внутренне опосредованное влияние);
· Соблюдение основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности, преемственности).
ДОЛ – часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации.
При правильно организованной деятельности ДОЛ располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря с использованием его материально-технических ресурсов могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная).
Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Общая характеристика компонентов образовательной среды:
· Социальный компонент:
«Человеческий фактор» - пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей.
Основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
· Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями: доброжелательность друг к другу, преобладание взаимного положительного оценивания;
· Преобладающее позитивное настроение субъектов образовательного процесса: совместная подготовка к какому-либо интересному, радостному событию, периодическое участие субъектов образовательного процесса в игровых ситуациях;
· Авторитетность руководителей – педагог (родитель, администратор), обладающий авторитетом, может наиболее эффективно создавать соответствующие возможности для личностного развития других субъектов образовательного процесса, так как за ним признается естественное право на руководство, выражается психологическая готовность следовать его предложениям и советам;
· Участие всех субъектов в управлении образовательным процессом – деятельность, которую осуществляют субъекты в образовательном процессе, может носить развивающий характер только в том случае, если ее участники вовлечены в переживание самого процесса этой деятельности, психологически включены в нее;
· Сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса – педагоги и учащиеся, родители и дети в образовательной среде должны быть сплоченными (коллектив учителей и коллектив детей – один коллектив);
· Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса – образовательная среда наряду со всеми выше рассмотренными условиями должна гарантировать формирование соответствующих знаний, умений и навыков;
· Переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса – необходимое условие их эффективного личностного развития.
· Психодидактический компонент:
Качество образовательной среды может быть оценено путем анализа качества пространственно-предметного компонента этой среды, качества ее социального компонента и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Содержание такого рода связей или педагогическое обеспечение развивающих возможностей и составляет психодидактический компонент образовательной среды.
Педагогическая организация развивающей образовательной среды – оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды; организация связей такого характера, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом или процессом развивающего образования.
· Пространственно-предметный компонент:
Принципы организации пространственной структуры образовательной среды:
· Организация гетерогенной и сложной пространственно-предметной структуры образовательной среды: осуществление постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса; разнообразная и структурно сложная образовательная среда предоставляет субъектам комплекс разнообразных возможностей, провоцируя их на проявление самостоятельности и свободной активности; наиболее ярким примером такого рода образовательной среды может служить парк аттракционов, где человеку невольно хочется все попробовать, во всем принять участие;
· Организация гибкости и управляемости и пространственно-предметной образовательной среды: возможность проявления их творческой, преобразующей активности, возможность для изменения окружающего предметного мира, производство функциональных изменений различных предметов, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса;
· Организация пространственно-предметной образовательной среды как носителя символических сообщений: дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития, повышение показателя параметра осознаваемости образовательной среды и развитии такого свойства социального компонента среды как сплоченность и сознательность; под предметами положительными «в твоем восприятии» можно понимать предметы, обеспечивающие возможности эстетического развития: произведения искусства, просто добротно сделанные качественные вещи; под предметами необходимыми для «профессионального развития» - предметы, обеспечивающие возможности для познавательного развития: комплекс наглядных пособий; под предметами, касающимися «добродетели» - предметы, обеспечивающие возможности для этического развития;
· Организация индивидуализированности (персонализации) пространственно-предметной образовательной среды: возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве, ощущение физической и эмоциональной безопасности, удовлетворяя соответствующую базовую биологическую потребность, что является необходимым условием его личностного развития;
· Организация аутентичности (сообразности жизненным проявлениям) пространственно-предметной образовательной среды: возможность функционирования в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, половым, индивидуальным их особенностям.