Педагогические принципы и методы воспитания
Важным слагаемым успешности деятельности руководителя органа внутренних дел является знание принципов воспитания и умение реализовать их на практике. Это позволяет воспитателю сознательно и творчески решать воспитательные задачи с учетом конкретных условий, выбирать и использовать наиболее эффективные средства и методы воздействия. Без знания принципов невозможно прогнозировать результаты педагогических воздействий, управлять процессом воспитания. В то же время принципы не догма, а своеобразный компас, руководство воспитателю к действию, предполагающее творческий подход к работе с личным составом.
Принципы воспитания — это научно обоснованные педагогические положения, отражающие закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, что предполагает их комплексное использование в воспитательном процессе.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют целостную систему, которая охватывает:
— связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;
— опора на положительное в личности и коллективе;
— целеустремленность воспитания;
— воспитание в коллективе и через коллектив;
— единство воспитания и самовоспитания;
— требовательность к личности, уважение личного достоинства;
— индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
— единство и согласованность воспитательных воздействий
Принцип воспитания в процессе жизни и деятельности сотрудника требует такой организации служебной деятельности, которая в максимальной степени способствовала бы развитию, формированию у сотрудников высоких гражданских, нравственных, патриотических, трудовых, профессиональных, правовых, этических, эстетических, культурных и других качеств. Все виды деятельности сотрудников (профессиональная, учебно-познавательная, общественная и др.) обладают большими воспитательными возможностями, которые, однако, реализуются лишь при определенных условиях: в случае понимания сотрудником значимости своей деятельности, ответственного отношении к ней, стремления добиться успехов в пси, при наличии воспитывающей атмосферы в коллективе органа внутренних дел, ответственного и умелого содействия руководителей личностному и профессиональному росту подчиненных.
Опора на положительное в личности и коллективе базируется на известном философском положении о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Более того, то, что в одних случаях положительно, в других выглядит недостатком, и наоборот (например, быстрота работы, решений и действий зачастую оборачивается их недостаточной продуманностью и т.п.). Однозначно «отрицательных», как и однозначно «положительных», людей не бывает. Добиваться того, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — одна из основных задач воспитания. Данный принцип побуждает не только видеть недостатки, но и опираться на положительные качества, здоровое начало, активизировать их проявления.
Принцип целеустремленности воспитания обусловливает определенную направленность всей воспитательной работы. Мало «принимать меры», «работать в нужном направлении». Важно достигать результатов, соответствующих целям и задачам воспитания, проявляя при этом педагогическую компетентность, упорство, настойчивость, оптимизм.
Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он объединяет всех сотрудников в процессе совместной деятельности по достижению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость и полезность профессиональной деятельности, вынуждает подчиняться общим целям и нормам поведения. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов и удовлетворения индивидуальных потребностей. Будучи свидетелями одних и тех же событий в жизни органа внутренних дел, в коллективе сотрудники переживают их глубже и ярче, чем в одиночку. Их чувства как бы синтезируются, формируя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы. Это объединяет людей, сплачивает их. Вот почему воспитательная работа предполагает: обязательную работу с коллективом; превращение его в воспитывающий коллектив; прямое использование общей силы коллектива для воздействия на нерадивых сотрудников; помощь тем, кто испытывает трудности в службе и личной жизни; защиту прав и достоинства всех членов коллектива.
Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на совершенствование своих педагогических свойств: воспитанности, образованности, мастерства и развитости. Самовоспитание нацелено на достижение успехов на службе и в жизни. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Для успеха здесь важно побуждение сотрудника к самовоспитанию, обучение объективной самооценке, возбуждение в нем интереса, показ огромных возможностей, путей их реализации, оказание помощи в осуществлении намерений и планов.
Сочетание уважения, внимания, помощи, заботы о людях с требовательностью к ним.Требовательность в отличие от администрирования, не имеющего воспитывающей силы, должна:
- быть справедливой, целесообразной, понятной, уважительной, конструктивной, лишенной грубости и унижений;
- сочетаться с использованием других методов — примера, разъяснения, убеждения, помощи, мотивирования, организации взаимопомощи в коллективе и др.
При этом требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости руководителя и коллектива к недостаткам сотрудника, категоричными и неотступными, доведенными до выполнения. Требовательность должна быть ровной, проявляться ко всем, без выделений любимчиков и преследуемых. Кроме того, воспитывающиеся должны видеть, что требовательность к ним у педагога сочетается с требовательностью к самому себе.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании. Он требует строить процесс воспитания в сочетании общих мер с индивидуальными. Воспитательные воздействия должны доходить до сознания, чувств и мотивов поведения каждого. Известный русский педагог Н.Ф. Бунаков приводил такое образное сравнение значимости индивидуального похода: «Это все равно, что уход садовника за растениями. Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т.п.»13. Основа индивидуального подхода — глубокое и всестороннее изучение сотрудника и индивидуализации средств, способов и методов его воспитания.
Принцип единства воспитательной работы предполагает единство взглядов всех субъектов воспитания на его цели и задачи, руководствование едиными принципами и методами педагогического воздействия, предъявление единых требований и критериев оценки результатов воспитания. При этом необходимо практическое достижение единства, обеспечивающее координацию воспитательных воздействий, устранение возможных противоречий.
Процесс воспитания только тогда эффективен, когда строится на точном и комплексном соблюдении его принципов.