Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов

Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

тифлопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

сурдопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

олигофренопедагогика — получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития — от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

логопедия — получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);

специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими откло­нения в развитии;

специальная психология — с квалификацией психолога для пси­хологического обеспечения и сопровождения людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В педагогических колледжах можно получить специальность вос­питателя дошкольного или школьного (школы-интерната) спе­циального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педаго­гической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать ква­лифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее обра­зование. Системообразующим критерием комплекса необходи­мых научных и практических знаний выступает антропологиче­ский принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию зна­ний о человеке и его социализации в норме, а затем и при откло­нениях в развитии в контексте специальной педагогики с после­дующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.

Фундаментализация предполагает такое построение профессио­нального образования, при котором на основе широкой общена­учной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.

Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым





образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гумани­зация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социаль­ной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессио­нальной деятельности в этом направлении.

Широкий спектр особых образовательных потребностей, соот­ветствие которым и их удовлетворение предусматривает профес­сиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в соци­ум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) макси­мально полной социализации и достижения возможно более вы­сокого уровня достойной и независимой жизни.

Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отече­ственного высшего педагогического, в том числе и дефектологи­ческого, образования и приближения его к мировым образова­тельным стандартам.

Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного про­странства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.

Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования устанавливает:

- структуру (уровни) высшего профессионального образова­ния, документы о высшем образовании;

- общие требования к основным профессиональным образова­тельным программам и условия их реализации;

- нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного за­ведения и ее объем;

- академические свободы высшего учебного заведения в опре­делении содержания профессионального образования;

- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

- порядок разработки и утверждения государственных требова­ний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве фе­дерального компонента;

- правила государственного контроля за соблюдением требова­ний Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования.

Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соот­ветствии со своими возможностями и потребностями своей регио­нальной подсистемы специального образования, интересами пре­подавателей и самих студентов. Государственные стандарты вы­ступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, ко­торое, сохраняя возможности для многообразия высшего образо­вания, гарантируют его необходимый уровень.

Смысловым содержательным центром стандарта образования педагога-дефектолога является основная образовательная програм­ма. Программы подготовки дефектолога по каждой специально­сти состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального или вузовского компонента, дисцип­лин по выбору студента, а также дисциплин факультативных.

Основная образовательная программа предусматривает изуче­ние студентами следующих циклов дисциплин и итоговую госу­дарственную аттестацию.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.

3. Общепрофессиональные дисциплины.

4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной от­расли специальной педагогики).

5. Дисциплины дополнительной специальности (или специа­лизации).

6. Факультативы.

Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и меха­низма социализации нормально развивающегося человека, при­обретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализа­ции человека с ограниченными возможностями (такие дисцип­лины, например, как специальная психология, специальная пе­дагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли на­учного знания непосредственно в специальной педагогике (лого­педию, тифлопедагогику и др. — в соответствии с профилем спе­циальности).

Большое значение в содержании профессионального образо­вания дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на про­фессиональной компетентности дефектолога.

В отличие от других педагогических специальностей дефекто-логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-





Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов - student2.ru Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов - student2.ru ского (применительно к конкретной категории) характера. Неко­торые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различе­ния на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уро­вень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категори­ей детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодей­ствия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоем­ким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образова­тельные потребности.

В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в ус­ловиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств — соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.

Владение необходимой профессиональной компетенцией тео­ретического и практического характера еще не является достаточ­ным условием успешной профессиональной деятельности дефек-толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, худо­жественной культуры, определяющей потребностно-мотивацион-ную сферу личности.

Современная профессиональная подготовка дефектолога пре­дусматривает обязательное профессиональное воспитание, кото­рое реализуется через индивидуально-личностный подход к сту­денту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекцион-ных) учреждениях.

Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отече­ственных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области (например, династия сурдопедагогов Pay). Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «ака­демической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избран­ной сфере деятельности.

В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием ин­теграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учрежде­ниях закрытого типа приходят все более заметные тенденции под­готовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограничен­ными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в уч­реждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих ран­нюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяже­лые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно вхо­дят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благопри­ятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.

Наши рекомендации