Гигиенические требования к составлению расписания в школе
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Географо-биологического факультета
по педагогической практике
(раздел «Школьная гигиена»)
программа на 2011-2012 уч. г.
Уважаемые студенты!
Прежде чем приступить к выполнению предложенных заданий, Вам необходимо внимательно прочитать задание в целом. Обратите внимание на статистические и справочные материалы. Ознакомьтесь с ними.
При необходимости можно воспользоваться дополнительной литературой. После этого приступайте к выполнению заданий. Задания следует выполнять последовательно - по шагам (ход работы). После каждой работы – вывод.
Требования к выполнению:
1. Работа по педагогической практике оформляется в отдельной тетради (12 листов) или на листах форматом А4 , листы должны быть обязательно скреплены.
2. На титульном листе указывается:
-факультет;
- группа;
- Ф.И.О. студента;
-образовательное учреждение и класс где проводилось исследование;
-Ф.И.О. преподавателя.
3. Работы выполняются индивидуальном порядке. Принимаются и проверяются только вашим преподавателем. Руководитель по педагогической практики (по разделу «Школьная гигиена») – ассистент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Головина Наталья Александровна.
Если отчет готов, то его можно сдать и на кафедру: в кабинеты 326, 330 (обязательно указывая фамилию руководителя по педпрактике – Головина Н.А.). Последний срок сдачи отчетной документации по «Школьной гигиене» - за неделю до окончания педагогической практики. При необходимости консультации уточнить расписание можно по телефону: 336-13-47 или обратится на кафедру анатомии, физиологии и валеологии (каб.330).
Руководитель пед. практики Головина Наталья
по «Школьной гигиене» Александровна
ОТЧЕТ
по педагогической практике
(раздел «Школьная гигиена»)
Выполнил: студент (ка) ___________________ факультета_______группы
__________________________________________________________________
Фамилия
__________________________________________________________________
Имя Отчество
Образовательное учреждение __________________________________________
Класс___________________
Руководитель пед. практики
по школьной гигиене: ассистент каф. анатомии, физиологии и валеологии_Головина Н.А._
2011 год
Задания по разделу школьная гигиена
Работа 1
Гигиеническая оценка расписания уроков
Гигиенические требования к составлению расписания в школе
1) Общая учебная нагрузка не должна превышать указанную в учебных планах Российской Федерации (1 - 3 массы – 25 часов, 5 класс - 31, 6 класс - 32, 7 класс - 34, 8 - 9 массы - 35, 10-11 классы - 36 часов неделю соответственно).
2) В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.
3) Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, по литературе при написании сочинений, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плаванье).
4) Сдвоенные уроки по основным предметам для учащихся 8 - 9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут.
5) В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
6) При составлении расписания следует чередовать предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов.
7) Школьное расписание строится с учетом дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.
8) В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность невелика. Наивысшая работоспособность отмечается на 3 - 4 уроках, на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности, на 5, 6 уроках возможен подъем работоспособности (рис 3).
9) В течение недели работоспособность меняется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность, в четверг работоспособность снижается, в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая, в субботу возможно повышение работоспособности (рис 4).
Ход работы:
1. Выписать в тетрадь дневное и недельное расписание занятий для учащихся Вашего класса:
День. | ПН. | ВТ. | СР. | ЧТ. | ПТ. | СБ. |
Оцените расписание одного из учебных дней (по выбору), все недельное расписание, для этого напротив каждого предмета поставить оценку в баллах по шкале ранговой трудности уроков.
2. Подсчитайте сумму баллов за каждый день недели. Полученные данные используйт для построения графика, где на оси абсцисс откладывают уроки или дни недели, а на оси ординат – сумма баллов за каждый урок или день.
3. Если расписание анализируемого дня или недели составлены не рационально, предложите альтернативные варианты.
Ранговая трудность уроков (САНПиН, 1999)
Предмет | Баллы | Предмет | Баллы |
Математика, алгебра, геометрия | Естествознание, ОБЖ, география, биология | ||
Иностранный язык | Физкультура, ритмика | ||
Физика, химия | Труд, основы вычислит. техники | ||
История, экономика | Черчение, рисование | ||
Русский язык, МХК | Пение |
Оформление работы:
В Вашей работе должны быть представлены расписание одного учебного дня (по выбору); все недельное расписание; оценка соответствия расписания выбранного учебного дня и учебной недели гигиеническим требованиям; графики, построенные по результатам оценки расписания. Если расписание анализируемого дня или недели составлены не рационально, предложите альтернативные варианты.
Работа 2