Связь физического воспитания с различными видами воспитания
Постановка физического воспитания, осуществляется в связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе.Задачи нравственного и патриотического воспитания в процессе физического воспитания:1) формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали; 2) формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.); 3) формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения; 4) воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.). Средства нравственного воспитания: содержание и организация учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др. Методы нравственного воспитания:1)убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций; беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка и др.; 2) практические приучения (постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций и др.); 3) поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.; 4) наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, исключение из состава команды и др.
Задачи умственного воспитания:1) обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения; 2) развитие умственных способностей; 3) стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию. Средства умственного воспитания -физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для ОУ, лицеев, колледжей, вузов и др. К средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий. Методы умственного воспитания: 1) опрос по преподаваемому материалу; 2) наблюдение и сравнение; 3) анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий.
Задачи эстетического воспитания:1) воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры; 2) воспитание эстетической оценки тела и движений человека; 3) воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке. Средства эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности - разнообразные виды самого физического воспитания. Средствами эстетического воспитания, являются праздники и выступления, природные и гигиенические условия, обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т.п. Методы эстетического воспитания: 1) эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений; 2) технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения; 3) вдохновляющий пример в действиях и поступках; 3) практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.
Задачи трудового воспитания: 1) воспитание трудолюбия; 2) формирование сознательного отношения к труду; 3) овладение элементарными трудовыми умениями и навыками.
Средства трудового воспитания:1) учебный труд (академические занятий по физическому воспитанию, тренировочные занятия, соревнования, подготовка и уборка мест занятий, уход за спортивным снаряжением и пр.);2) общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию. Методы трудового воспитания: 1) практическое приучение к труду; 2) беседа;3) оценка результатов труда;3) пример образцового труда.
Физическое упражнение как основное и специфическое средство физического воспитания: содержание и форма.
Физическое упражнение - основное и специфическое средство физического воспитания. Физическое упражнение – это такое действие(включая и их совокупности),которое направлено на реализацию задач физического воспитания, сформировано и организовано по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.
Двигательное действие- это непрерывное выполнение взаимосвязанных технических приемов ( двух или более),направленных на решение определенной двигательной задачи в конкретной ситуации.
Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических, и биомеханических процессов происходящих в организме при выполнении упражнения, нагрузка и отдых как компоненты упражнений. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Форма физического упражнения - это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.
Характеристика внешней структуры физического упражнения и внутренней, их взаимосвязь.
Внутренняя форма- взаимосвязь и согласованность процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений (например, связь биологических процессов при беге, борьбе и т.п.). Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств. Пример.