Тема № 8. Профессионально-педагогическое мастерство вузовского преподавателя
План:
1. Понятие о профессионально-педагогическом
мастерстве, его структура.
2. Гуманистическая направленность и профессиональные
знания в структуре профессионально-педагогического мастерства преподавателя.
4. Педагогические способности как важный компонент
профессионально-педагогического мастерства преподавателя.
5. Педагогическая техника в структуре
профессионально-педагогического мастерства преподавателя.
6. Критерии и показатели уровней
профессионально-педагогического мастерства преподавателя.
Вопрос №1
Сущность профессионально-педагогического мастерства
следует понимать с позиций личностно-деятельностного подхода.
Мастер – «особенно сведущий или искусный в своем деле»
(В.Даль). Мастерство трактуется как
комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации
профессиональной деятельности.
Профессиональное мастерство представляет собой: а)
выполнение специалистом своего труда на уровне высоких образцов и эталонов,
отработанных в практике и уже описанных в методических разработках; б)
грамотное владение основами профессии, успешное применение известных в науке и
практике приемов.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном
владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений.
Это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне оно проявляется
в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном
достижении целей образовательного процесса. С внутренней стороны – это
функционирующая система знаний, умений и навыков, психических процессов и
свойств личности, обеспечивающая успешное выполнение профессионально-педагогических
задач (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович).
В педагогической науке к важнейшим составляющим
элементам профессионально-педагогического мастерства относят: гуманистическую
направленность профессиональной деятельности; глубокие профессиональные знания;
развитые педагогические способности; педагогическую технику.
Профессионально-педагогическое мастерство
преподавателя - самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим
звеном выступает гуманистическая направленность личности.
Фундаментом развития профессионально-педагогического
мастерства преподавателя, дающим ему глубину, основательность, осмысленность
действий, выступает профессиональное знание.
Педагогические способности, уровень их развития
определяют скорость совершенствования профессионально-педагогического
мастерства преподавателя.
Педагогическая техника позволяет придать стилю
профессиональной деятельности преподавателя специфический почерк.
Все четыре элемента в системе
профессионально-педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно
саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний.
Вопрос № 2
Гуманистическая направленность личности преподавателя
выражается, во-первых, в его стремлении
достичь целей обучения и воспитания в вузе совместно со студентами. Содержанием
профессионально-педагогической деятельности преподавателя с позиций
педагогического гуманизма является профессионально-личностное развитие
студентов. Приверженность преподавателя личностно-развивающим образовательным
технологиям в процессе профессионально-педагогической деятельности выступает
вторым показателем гуманистической направленности его личности.
Профессиональное знание является основополагающим
элементом деятельности преподавателя, определяющим уровень профессиональной
компетентности и профессионально-педагогической культуры. В совокупность профессиональных
знаний преподавателя входят блоки специальных и психолого-педагогических
знаний, лежащих в основе преподавательской и воспитательной деятельности
преподавателя высшей школы.
Вопрос № 3
Педагогические способности отражают индивидуальные
особенности протекания психических процессов, содействующих успешности
педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в целом
ряде психологических исследований (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.Н.Крутецкий).
Отобраны ведущие способности, без которых педагог как мастер не состоится.
Если говорить о генеральной способности, объединяющей
все ведущие, то она определена Н.В.Кузьминой: это чувствительность к объекту -
формирующейся и развивающейся личности.
Опираясь на исследования ученых, выделим 6 ведущих
способностей личности к педагогической деятельности:
- коммуникативность, включающая расположенность к
людям, доброжелательность, общительность;
- перцептивность, включающая профессиональную
зоркость, эмпатию, педагогическую интуицию;
- динамизм личности (способность к волевому
воздействию и логическому убеждению);
- эмоциональная устойчивость (способность владеть
собой);
- оптимистическое прогнозирование (педагогический
оптимизм, вера в свои силы и потенциал обучающихся);
- креативность (способность к творчеству разного
уровня).
С позиций компетентностного подхода педагогические
способности трактуются через профессиональные умения: диагностические,
проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные,
аналитические.
Вопрос № 4
Педагогическая техника представляет собой комплекс
умений и приемов личностного воздействия (вербального и невербального)
преподавателя на студента. Это определенная форма организации поведения
преподавателя, владение способами педагогически обусловленных действий.
Педагогическая техника включает в себя две группы
умений:
1)
умения управлять
собой:
2)
умения
взаимодействовать с другими людьми в процессе решения
профессионально-педагогических задач.
Совокупность умений управлять собой включает в себя
такие умения, как:
- умение владеть своим телом;
- умение владеть техникой речи;
- умение владеть своим эмоциональным состоянием.
В ходе взаимодействия преподавателя со студентами в
процессе решения профессионально-педагогических задач педагогическая техника
выражается в таких умениях, как:
- дидактические умения;
- организаторские умения;
- коммуникативные умения;
- владение техникой контактного взаимодействия;
- владение техникой невербального общения.
Вопрос № 5
Профессионально-педагогическое мастерство
преподавателя - разноуровневое явление.
В качестве критериев уровневого развития профессионально-педагогического
мастерства преподавателя можно выделить: а) продуктивность деятельности (по
результату); б) оптимальность (в выборе средств); в) творчество (по
содержанию). В соответствии с данными критериями и определенными показателями
различают высокий, средний и низкий уровни профессионально-педагогического
мастерства вузовского преподавателя. Н.В.Кузьмина в работе «Очерки психологии
труда учителя» обосновала следующие показатели педагогического мастерства:
«Система и последовательность, высокие результаты деятельности учителя,
проверенные педагогическим коллективом, признание влияние учителя на себя
самими детьми – вот критерии определения его мастерства».
Профессионально-педагогическое мастерство
преподавателя саморазвивающаяся
личностная характеристика преподавателя. Возможно выделение определенных
ступеней роста профессионально-педагогического мастерства.
Педагогическая умелость – самая простая и
необходимая для всех ступень. Преподаватель должен владеть совокупностью таких
педагогических умений, как диагностические, проектировочные, конструктивные,
организаторские, коммуникативные, рефлексивные и др.
Педагогическое мастерство (которое рассматривается
не через качества личности, а через деятельность). Это – доведенная до высокой
степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает
особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории
на практике, благодаря чему обеспечивается высокое качество образовательного
процесса.
Педагогическое творчество – педагогическая
деятельность, содержащая определенную новизну, связанную с видоизменением
приемов учебной или воспитательной
работы, их модернизацией.
Высшим уровнем профессиональной деятельности
преподавателя служит педагогическое новаторство – введение инноваций, новшеств в учебную или воспитательную
деятельность (новые принципы и формы,
методы и приемы), существенно повышающих качество образовательного
процесса.
Пути и формы повышения профессионально-педагогического
мастерства преподавателя вуза: обучение в Институтах или факультетах повышения
квалификации вузовских преподавателей; стажировки в ведущих вузах страны и за
рубежом; изучение, обобщение и анализ опыта профессионально-педагогической
деятельности отдельных преподавателей; взаимопосещение и анализ учебных
занятий; методические семинары кафедр и факультетов и др.
/node-inner
/node