Основные центры кружевоплетения в России (Вологда, Елец, Вятка, Рязань, Балахна)
На Руси, еще с конца XVII века было широко известно кружевоплетение. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области (Вятка), Михайловский район Рязанской области, Балахнинский район Нижегородской области. Их продукция пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за ее пределами.
Вологодское кружево
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу XVIII века, а в первой половине XIX века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу. В Вологодской губернии в начале XIX века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине XIX века.
В середине 80-х годов XIX века в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева. В 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах. В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц. В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.
Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. началась работа по восстановлению кружевного промысла.
Особенностью Елецкой продукции является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие виды продукции выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само изделие, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.
Балахнинское кружево
В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
К началу XX в. кружевной промысел Балахны начал постепенно угасать . Заработок балахнинских мастериц был меньше , чем в других центрах . Одной из причин такого положения была сама технология плетения , более трудоёмкая и в качестве сырья использующая тонкий шелк , который ,во-первых, дороже ,чем лен и хлопок , во-вторых , значительно уменьшает скорость плетения . Кроме того , одной из причин трудности сбыта кружева было несоответствие узоров новым рисункам и в целом новой стилистике художественных изделий того времени . Не увеличивала конкурентоспособность балахнинского кружева и местная техника плетения. Сцепное кружево ( которым славилась , например , Вологда ) плетётся много быстрее многопарного балахнинского , к тому же решетки здесь более плотные , более разнообразные и , следовательно , более трудоёмкие.
Сами мотивы узоров сцепного балахнинского кружева: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах самого крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные. Признаком балахинского сцепного кружева является не просто применение различных решеток в одном предмете, а явное преобладание насновочных. Причем насновки отличаются своей конфигурацией: есть овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Своеобразны и плетешковые решетки, они обильно украшены петельками и представляют собой то поле сквозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек.
Скань предпочитается витая. Все это кружево — льняное. Оно служило для подзоров праздничных простынь и состояло из широких прошв краев разных рисунков, разделенных проставками лент или набивной льняной ткани. В качестве завершения встречаются не льняные, а металлические края. Подобное нарядное кружево было домашним и не шло в продажу. Его исполнение ограничено первой половиной XIX столетия, так же как это было и со сцепным кружевом.
Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами, типичными для этих изделий, в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них.
В Балахне родился особый вид кружева - "балахонский манер". Здесь плели многопарное кружево, в котором могло использоваться около десятка различных видов сеток, и красота основного рисунка зависела от их сочетания. Ажурные шарфы, косынки и целые платья из черного и кремового шелка ценились не только в крупных городах России, но и за рубежом, куда балахнинское кружево попадало через Нижегородскую ярмарку. Наибольшей популярностью пользовался "клюневый край" (название произошло от французского города Клюни), "изюминкой" которого были "семечки" - овальные насновки.
Одна из лучших коллекций балахнинского кружева находится в одном из старейших музеев Нижегородского края, Балахнинском краеведческом музее. На выставках кружев, проводимых Балахнинским музеем, экспонируются не только старинные кружевные изделия, но и работы современных мастериц, подчеркивая тем самым преемственность традиций кружевоплетения. И в настоящее время балахнинское кружевоплетение является красивейшим промыслом Нижегородского края.
Рязанское кружево
В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах плели тонкое, многопарное кружево. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел.
Работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были
орденом Трудового Красного Знамени.
Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках.
В 1950-е годы в кружевоплетении появляются большие уникальные изделия - панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц, а, кроме того, создают тематические панно.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.
Если основная часть русского кружева XIX в. была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
Кировское кружево (Вятка)
Во второй половине XIX века кружевной промысел возник в Кукарской слободе Яранского уезда Вятской губернии. Обитатели Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Приблизительно в 1840-е годы сюда попало сцепное кружево. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфетки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели в основном из льняной и черной шелковой нити.
Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной, какой либо традиции: это был то ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий. Именно в Кукарке привились в начале XX века новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегченным формам — с другой. Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нем очень часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.
В 1893 году в Кукарке открылась школа кружевниц. С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу ее семь отделений. Кукарекая школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.
Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже вывозилось в ряд стран — Англию, Голландию, Швейцарию, США. В 1880-х годах промысел охватил и Слободский уезд Вятской губернии.
В отличие от вологодского, кировское кружево решено более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. Особую узорность придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские, мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.
Елецкое кружево
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
Отличительные черты елецкого кружева- нежный ажурный фон и на этом фоне - мелкий контрастный узор. Плетется из катушечных белых ниток или из шелковой пряжи, изготовленной из льна, на коклюшках.
кружевоплетением как промыслом, родилось в 90-е годы XIX века.