Информационные потоки образовательной организации и система управления ею на основе использования этих потоков
Тенденции и перспективы развития общества, его экономики и социально-политической системы выдвинули новые требования к работникам всех уровней и квалификаций. Качество подготовки педагогов напрямую зависит от учебно-методического уровня и профессиональной компетентности педагогического персонала. Для реализации требований нового поколения ФГОС в части формирования конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда необходимо повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников.
В период интенсивной инновационной деятельности в образовании структура учебно-методической работы школы оказалась неспособной реагировать на быстро меняющееся положение. Выявленные недостатки функционирования учебно-методической деятельности связаны как с устаревшими подходами к управлению образованием, так и со сменой содержания образования, с необходимостью использовать результаты экспериментально-исследовательской деятельности для коррекции образовательного процесса.
Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения – учащихся, их родителей и государства – к проблеме информатизации образовательных учреждений.
При этом в обществе явственно формируется отношение к реальной информатизации школы не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.
Эти обстоятельства, дополняемые все более возрастающим объемом информации, обработка и анализ которой без применения компьютерных технологий становятся все более трудоемкими и менее эффективными (расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, тарифицирование в условиях нормативного финансирования, учет участия учащихся и их результатов в ЕГЭ и многое другое), не менее явно показывают, что время «выжидательного» отношения к информатизации школы подходит к концу.
Другой особенностью сегодняшнего дня информатизации образования является то, что в результате многолетних непрерывных экспериментов разной направленности и интенсивности в этой области, достигнуто определенное единство в видении основной цели разработки и внедрения ИКТ в деятельность школы. Для большинства профессионально ориентированных специалистов, вовлеченных в решение данных проблем, эта цель сегодня, так или иначе, ассоциируется с решением одной основополагающей задачи – построением единого информационного пространства образовательного учреждения.
Все это ставит перед руководителем образовательного учреждения новые, достаточно сложные задачи:
- формирование своего собственного отношения и «внутренней» убежденности, а также определение мотивации и путей убеждения руководимого коллектива (включая отдельных сотрудников) по вопросу необходимости информатизации школы;
- выбор из многообразия определений единого информационного пространства и путей его построения модели, оптимальной для конкретного (своего) образовательного учреждения, и подготовка на ее основе проекта внедрения ИКТ в образовательное пространство школы;
- определение критериев оценки программного обеспечения (ПО), а также подбор ПО, соответствующего выбранной модели построения информационного пространства как структурной основы общего образовательного пространства школы;
- организация поэтапной реализации проекта с подведением промежуточных итогов, внесением необходимых корректировок и мониторингом качественных изменений в работе школы.
Программа развития школы, в которой особую роль отводят проблемам информатизации школы и необходимости изменения методической работы школы, требует выполнения комплекса следующих действий.
1. Анализ материально-технической базы – оснащение школы компьютерами, подключение к Интернету, наличие ноутбуков для учителей и т. п.
2. Деятельность педагогического коллектива направляется на:
- решение проблемы повышения квалификации педагогических кадров;
- разработку и апробацию модели мониторинга в школе;
- формирование информационной культуры педагогов и руководителей;
- оказание методической помощи педагогам в освоении и внедрении информационных и интернет-технологий при проведении уроков и внеурочной деятельности.
3. Определяется взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Основные управленческие направления работы образовательного учреждения:
1. Планирование, организация и оперативное управление учебно-воспитательным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.
2. Управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.
Информационные связи основных групп участников информационного пространства представляют собой информационные потоки, которые могут делиться на три основные группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным информационным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы школьной библиотеки, медицинского и социально-педагогического обслуживания, организации школьного питания и др.
Формируемая иерархическая модель взаимодействия основных групп и дополнительных информационных потоков позволяет прийти к следующим выводам:
1. Основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, является определенная базовая информация. Составной частью базовой информации, и ее наглядным отображением, является так называемая информация общего (коллективного) доступа.
2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения, тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию, организации и управлению учебным процессом.
3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.
Формирование информационного пространства школы планируется осуществлять следующим образом:
1. Формируется базовая информация образовательного учреждения, наглядным отображением которой служит информация общего доступа.
2. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и управления учебным процессом.
3. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и управления учебным процессом передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, архивация и хранение.
4. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.
5. На основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.
Основой компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения являются:
1. Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Очевидной реализацией такой системы являются системы разработки расписания учебных занятий и его оперативного введения (как вариант – «АРМ (автоматизированное рабочее место) завуча»). Она позволяет в короткие сроки подготовить расписание уроков, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, учитывающее интересы как учащихся, так и преподавателей, позволяющее оперативно осуществлять замены учителей.
2. Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы администраторов – руководителей учреждения.
3. Информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами.
В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав школьной медиатеки.
До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.
В состав информационных модулей должны входить блоки обеспечения деятельности следующих специалистов: библиотекарь; психолог; логопед; медицинский работник; бухгалтер; завхоз.
Информационные модули и блоки дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Каждое из них решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач функционируют конкретные приложения АРМы (автоматизированные рабочие места пользователей), к которым относятся все участники информационного пространства.
Любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации – базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.
На этом этапе создается база данных учеников по классам и сотрудников, которые дорабатываются, модернизируются для создания более полной картины о результатах пребывания ребенка в школе.
Компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули – и есть решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.
Формирование подобной базы требует решения достаточно сложных задач, связанных в первую очередь с необходимостью ее определения, структурирования, мотивации конкретных исполнителей, установления иерархии и объема пользовательских прав, организации взаимосвязи с другими структурными звеньями (информационными системами и дополнительными информационными блоками) общего информационного пространства.
Поскольку задача формирования общей базы данных достаточно сложна, имеет большое значение, а основными пользователями хранящейся в ней информации являются администраторы, то за ее реализацию отвечает одна из основных информационных систем, а именно – система администрирования деятельности образовательного учреждения.
Для того чтобы реализовать представленную модель единого информационного пространства, недостаточно того, что сегодня директор, секретарь, заместители директора, социально-психологическая служба, бухгалтерия, библиотека имеют компьютеры и активно используют их в своей работе, для этого необходимо:
– все компьютеры связать в локальную сеть,
– определить компьютеры общего пользования, где в любой момент учитель, ученик или родитель могли бы получить доступ к общей информации,
– для родителей необходимо предоставить доступ к информации через Интернет, для чего следует обновить в Интернете школьный сайт,
– также создать творческую группу, которая бы занималась обновлением информации на сайте (в настоящее время с сайтом работает один сотрудник, получая информацию от администрации школы и педагогов).
Далее предстоит решить очень важную задачу обеспечения формирования информационного пространства – отбор полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, которые:
- обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;
- поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей – сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;
- обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т. д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;
- поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;
- обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием;
- были бы совместимы с программными продуктами, которые уже используются в образовательном учреждении.
Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере образования, поскольку могут очень эффективно применяться в процессе передачи знаний.
Информационное пространство новой школы создает современную информационно-образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.
ГЛАВА 5
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ
В ОБРАЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ
ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ