Соответствия между двумя множествами
Изучая окружающий мир, математика рассматривает не только его объекты, но и связи между ними. При выполнении многих математических и бытовых задач устанавливают связи между двумя множествами, которые называют соответствиями. Например:
• Решите уравнения уравнения →числа, которые являются корнями уравнения).
• Измерьте длину отрезков отрезки → числа, характеризующие их длины).
• Сядьте на свои места (люди → стулья).
Одной из начальных задач математической подготовки детей является формирование умения устанавливать соответствия между двумя множествами.
Например, ребенку предлагается задание: «Угости кукол чаем. Дай каждой кукле по чашке. Всем ли куклам хватило чашек?» Выполняя это задание, ребенок устанавливает соответствие между множеством кукол и множеством чашек, образовывая пары из элементов данных множеств.
Или такой пример: на пронумерованных стульях разложены куклы: одна, две, ни одной. На рисунке 37 игрушки обозначены буквами А, В, С, D.
Задание: «Назови, на каком по порядку стуле (считая слева направо) какие куклы сидят». Ответы: «На первом стуле сидят А и
При подготовке детей к счетной деятельности особую роль играет умение устанавливать соответствие между двумя множествами «один к одному». Например, детям предлагаются задания:
• Подбери к каждой картинке соответствующую геометрическую фигуру. (Наглядный материал: карточки с изображением солнышка, конверта, носового платка и геометрические фигуры из картона: круг, квадрат, прямоугольник.)
• Дай белочкам по одной шишечке. (Наглядный материал: картинки или игрушки, количество которых одинаково.)
Ребенок каждому элементу одного множества ставит в соответствие только один элемент другого множества, охватывая все элементы. Такие соответствия называют взаимно однозначными.
Взаимно однозначное соответствие — это соответствие, при котором каждому элементу одного множества соответствует единственный элемент другого множества и каждый элемент второго множества соответствует только одному элементу первого множества.
В процессе формирования счетной деятельности дети учатся устанавливать взаимно однозначное соответствие между отрезком натурального ряда и множеством предметов, которые считают. Отсюда следуют те правила, без которых счет невозможен:
- Каждому предмету соотносить только одно число.
-Каждое число соотносить только одному предмету. Дети, не понимающие этого, совершают ошибки:
• пропускают при счете предметы,
• один и тот же предмет считают дважды,
• пропускают числа,
• одно число повторяют дважды.
Предварительная практическая работа по составлению пар предметов из разных множеств (установление взаимно однозначных соответствий) дает впоследствии возможность осознанно выполнять счет, быстро и правильно сформировать навыки счетной деятельности.
Задание 29
Постройте графы четырех различных соответствий между множествами X = {а, Ь, с, d} и У = {1, 2, 3, 4} тан, чтобы одно из них было взаимно однозначным.
Равномощные множества
Еще не умея считать, дети могут определять: поровну ли предметов в группах, каких предметов больше, каких меньше. Например, в процессе установления соответствий между множеством блюдец и множеством чашек дети рассуждают так: «Если на каждом блюдце есть чашка, значит, чашек и блюдец поровну. Если на одном блюдце нет чашки, значит, блюдец больше, чем чашек, а чашек меньше, чем блюдец».
Пусть даны два множества: А = {а, Ъ, с, d } и В = {к, I, т, п. } Не пересчитывая число их элементов, а лишь установив взаимно однозначное соответствие, можно сказать, что множество А содержит элементов столько же, сколько и множество В. Говорят, что эти множества имеют одинаковую мощность, или они равномощны. Пишут А -В.
Множества называются равномощными, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.
Задание 30
Постройте графы взаимно однозначных соответствий, если это возможно, между множествами:
— дней недели и цветов спектра;
— времен года и цветов спектра.
Нетрудно убедиться в том, что если равномощные множества конечны, то они содержат поровну элементов.
Конечные равномощные множества называются равночисленными.
Бесконечные множества могут быть равномощными, например, множество действительных чисел и множество точек прямой, и не равномощными, например, множество натуральных чисел и множество точек прямой.
При сравнении двух групп предметов по количеству приемами наложения или приложения дети по существу устанавливают взаимно однозначное соответствие между данными множествами (или между одним множеством и подмножеством другого). При этом используются термины: «столько же, сколько», «меньше», «больше». Здесь, еще на дочисловом этапе, дети определяют, равномощны множества или нет.
Задание 31
Приведите примеры множеств, равномощных множеству:
— времен года;
— углов у пятиугольника;
— ног у человека.
2.8. Отношения между элементами одного множества
Связи между элементами одного множества в математике называют отношениями.
Отношения очень многообразны, например:
• на множестве людей: «старше», «родиться в одном месяце», «выше», «жить в одном доме», «быть сестрой»;
• на множестве предметов: «быть одной формы», «быть одного цвета», «тяжелее»;
• на множестве понятий: «быть видом», «быть частью»;
• на множестве предложений: «следовать», «быть равносильными»;
• на множестве чисел: «больше», «меньше на I», «быть равными», «следовать за»;
• на множестве прямых: «быть параллельными», «пересекаться»;
• на множестве отрезков: «длиннее», «короче».
Отношения могут быть заданы и на символическом языке, например, как в задании 32.
2. Перечисляют все пары элементов, взятых из множества и связанных этим отношением.
Например, элементы множества X = {1, 2, 3, 4, 5} связаны отношением «быть больше на 1». В этом случае отношение задано с помощью предложения «число х больше числа у на h. Это же отношение можно задать, перечислив все пары чисел, связанных данным отношением: (2,1), (3,2), (4,3), (5,4).
Полезно предлагать детям упражнения, выполняя которые они переходят от одного способа задания отношений на множестве к другому. Например.
1.Вставьте пропущенное число: (1;6), (8;13), (5;10), (7; 12), (3; .,.)-Здесь необходимо сначала выяснить характеристическое свойство всех пар чисел, а затем найти пропущенный элемент.
2, «Оля, Катя, Сережа, Валера — дети одних родителей. Назовите, кто кому является братом».
Выполняя данное упражнение, дети должны перейти от задания отношения с помощью характеристического свойства к перечислению пар элементов.
Данное отношение «быть братом» можно изобразить при помощи графа. Все элементы множества изображаются точками, а отношения — стрелками (рис. 40).
Задание 33
Придумайте различные отношения на множестве одной семьи (мама, папа, их дети — Оля, Катя, Сережа, Валера) и изобразите эти отношения с помощью графов.
В процессе игры или обучения детям постоянно приходится рассматривать элементы одного множества и устанавливать отношения между ними:
• сравнивать по величине;
• подбирать одинаковые по цвету или форме;
• упорядочивать;
• делить на группы.
Очень важным считается умение ребенка определять взаимно обратные отношения. Например: «больше — меньше», «длиннее — короче», «старше — младше» и др.
В математике изучают разнообразные отношения. Чтобы облегчить решение этой задачи, отношения классифицируют по свойствам.