Методика инструктажа в производственном обучении. Функции и классификации инструктажа

В теории профессионального обучения часто наряду с понятием «ме­тод обучения» применяется термин «инструктаж». Под инструктажем по­нимается формирование исполнительских действий, являющихся предме­том инструктирования. Инструктаж неотделим от сферы профессиональ­ной деятельности человека. Однако следует отличать инструктаж людей, имеющих опыт профессиональной деятельности, от инструктажа учащих­ся, не обладающих необходимым запасом знаний и умений.

Проинструктировать специалиста — значит дать указания, систе­му ориентиров в решении профессиональной задачи; проинструктиро­вать учащихся— значит научить их определенным действиям. Инструк­таж имеет большое значение в деятельности мастера производственного обучения. В связи с этим необходимо решить вопрос: относится инструк­таж к методам обучения, правилам деятельности или к приемам обучения?

Вероятно, не совсем правильно было бы отнести инструктаж к методам обучения. Как показывает анализ методик производственного обучения, инструктаж проводится с помощью системы методов. Они различны и за­висят от функции инструктажа в процессе обучения. В связи с тем, что инструктаж реализуется различными методами, его нельзя отнести к пра­вилам обучения. Правильнее инструктаж отнести к приемам обучения, так как он обобщает целую систему действий мастера. Однако, в отличие от приемов показа, рассказа, беседы, это комплексный прием, включающий применение простейших и сложных действий, ориентировочных основ различных типов в определенной системе.

Укажем функции, которые выполняет инструктаж в процессе обуче­ния:

1. Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производственной деятельности. Причем целью практической деятельности могут быть изго­товление какого-либо предмета, настройка аппаратуры, т. е. материальный результат труда.

2. Актуализация теоретических понятий, служащих основой форми­рования профессиональных умений.

3. Анализ конструкции устройств, применяемых в ходе практических действий.

4. Изучение структуры действий, движений, необходимых для выпол­нения учебно-производственного задания.

5. Объяснение последовательности выполнения приемов и операций.

6. Объяснение условий техники безопасности и правил организации рабочего места.

7. Управление практической деятельностью учащихся. Это позволяет вовремя скорректировать действия учащихся, избежать ошибок и пре­дотвратить брак в работе.

Методика инструктажа представлена в различных пособиях, методи­ческих рекомендациях. В них описываются различные виды инструктажа, которые можно классифицировать по нескольким основаниям:

1. По месту в процессе обучения

• вводный;

• текущий;

• заключительный.

Вводный инструктаж проводится в начале урока производственного обучения и, как правило, предшествует учебно-производственной дея­тельности учащихся. Текущий инструктаж проводится во время выполне Методика инструктажа в производственном обучении. Функции и классификации инструктажа - student2.ru ния учебно-производственной работы, заключительный - подводит итоги занятия.

2. По количеству учащихся, охватываемых инструктажем:

• индивидуальный;

• групповой;

• фронтальный.

Индивидуальный инструктаж предназначен для одного учащегося. Групповой (коллективный) инструктаж проводится в небольших группах, касается выполнения различных операций и действий. Это могут быть действия как одинаковые для всех учащихся, так и индивидуальные. Фронтальный инструктаж предназначен для большой группы учащихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную работу.

3. По форме предъявления:

• письменный;

• устный.

4. По объему:

• полный;

• с информационными пробелами;

• избыточной.

Полный инструктаж применяется на начальном этапе обучения, по­этому необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему дейст­вий по выполнению учебно-производственной работы.

Инструктаж с информационными пробелами ставит перед учащимися задачу самостоятельно найти техническую информацию, необходимую для выполнения предстоящей работы. Избыточный инструктаж содержит информацию, которая приводится для выработки у учащихся умений са­мостоятельно оценивать ситуацию и отбирать необходимую информацию.

Наши рекомендации