Техника и методика обучения основным движениям
Содержание основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Гимнастика (от греч. «гимнос» - обнажённый) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребёнка. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребёнка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства. Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придаёт движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие таких качеств, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им. Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. В системе физического воспитания ребёнка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающие в себя, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная. Основные движения.Основные движения – это жизненно необходимые для ребёнка движения, которыми, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребёнка: - сознательно управлять своими движениями; - самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условием взаимодействия с окружающими; - понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования; - навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни. Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относится ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.д. Отличительная черта – автоматизация движений. Ациклические движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определённый ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метания, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием. Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребёнка, одни из первых – схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Ползание и лазаньеребёнок начинает с 5 – 6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку, а также с подползанием под верёвку, рейку, дугу и т. д. любым способом, удобным для ребёнка.
Лазанье дети второго года жизни осваивают медленнее, так как они боятся высоты; поднявшись на первую рейку лестницы, тотчас сходят на пол. Обучая каждого ребёнка этому движению, воспитатель должен быть особенно внимательным и следить, чтобы малыш, пытаясь взяться за следующую рейку, не отпускал сразу обе руки, не опирался о перекладину предплечьем, не наклонял голову, поочерёдно переставлял руки и ноги, двигался произвольно в удобном для него темпе, постепенно привыкал к высоте.
Примерные упражнения: - ползание: на четвереньках по прямой, между двумя параллельно положенными верёвками (по дорожке) - с подлезанием под рейку, верёвку, дугу, стульчик; - пролезание через обруч; - лазанье по лесенке – стремянке вверх и вниз (высота 1м); - за мячом, который катится; - с перелезанием через гимнастическую скамейку; - с подлезанием под гимнастическую скамейку; - лазанье по лесенке – стремянке (высота 1,5 м) вверх и вниз.
Бросание и метание В форме игровых, увлекательных упражнений бросок осваивается индивидуально с каждым, а потом всей подгруппой. Малыши перебрасывают взрослому (мишке, зайке) мяч, мешочек с песком через скамейку или ленту на расстояние 2 – 3 м. Чтобы дети не выбегали вперёд, можно ставить их за гимнастическую скамейку. Бросание одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения. Однако по сравнению с другими эти способы наиболее доступны детям второго года жизни. Надо лишь следить за тем, чтобы и правой и левой рукой ребёнок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное. Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приёмами. Ребёнок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель ребёнок сосредотачивает своё внимание на попадание в указанный предмет. Ребёнка обучают разнообразными способами метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.(Э.Я.Степаненкова, ТиМФ и развития ребёнка, стр. 153-156.) Упражнения в ходьбе Формируя навык правильной ходьбы у ребёнка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы. Ребёнок начинает овладевать ходьбой в конце первого или начале второго года жизни. На начальной стадии овладения ходьбой автоматизм и координация движений у ребёнка развиты слабо. Овладевая ходьбой, ребёнок широко расставляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперёд и вверх. Это связано с необходимостью сохранять равновесие. При постановке стопы ребёнок шлёпает всей ступнёй без переката с пятки на носок, иногда наблюдается раскачивание из стороны в сторону, шарканье ногами. На втором году жизни ребёнок ходит в удобном для него темпе, на третьем – у него наблюдаются согласованные движения рук и ног, умеет соблюдать равновесие. Педагог должен обращать внимание на правильную осанку, координацию рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага – глубокий вдох; 4 шага - длительный выдох); ходить не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъёмом колена, широким шагом, на пятках и т.д. Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполняемые по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами, по уменьшенной площади опоры. В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба: - с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, способствует укреплению связочного и суставного аппарата; - ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; - ходьба приставным шагом. Детям 7 – го года жизни предлагаются более сложные упражнения: - ходьба в приседе – ноги согнуты в коленях, при шаге ноги ставятся на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости; - ходьба выпадами – согнутая в колене нога выносится вперёд, ставится на всю стопу и при шаге выпрямляется, другая нога – прямая, стоящая сзади на носке, производит толчок, руки произвольны; - упражнения в ходьбе с закрытыми глазами (короткими шагами), ходьба спиной вперёд (при этих упражнениях следует обеспечить ребёнку безопасность) С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39 – 40 см. у детей 4 лет, до 51 -53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170 – 180 до 150.
Упражнения в бегеБег – циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Во время бега имеется фаза полёта, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы. Момент полёта усиливает быстроту передвижения ребёнка, увеличивает длину шага. Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой и является сложной динамической системой двигательных действий. К 4 годам под влиянием упражнений у ребёнка улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуется полётность, ритмичность. Однако длина шага ещё недостаточна, поэтому ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увёртыванием и ловлей. В 5 лет ребёнок овладевает техникой бега, хотя в деталях ему не удаётся достичь достаточной чёткости. Обучая бегу, педагог обращает внимание на совершенствование деталей, лёгкости и скорости бега. В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления. Активной постановке стопы на грунт с пятки, последующему перекату на переднюю часть стопы и отталкиванию способствуют игровые упражнения – «Подрастём», «Достань звёздочку», «Ходьба гномов» и т.д. Последовательность игровых упражнений включает также отработку становления активного подъёма бедра вперёд – вверх, движений голени, производимых, подобно беговым действиям, в различные периоды, фазы и моменты движения,- «Цапля», «Петушок», «Лошадка» и д.р. Формированию естественной беговой осанки, последовательности движения рук, положению корпуса и головы способствуют упражнения «Ручки побежали», «Паровоз», «Буратино» и д.р. Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы, бег с различными заданиями, выполняемые по сигналу; бег между предметами, с предметами – обручем, скакалкой и др.; бег на ограниченной площади, челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве; бег наперегонки; врассыпную, с увёртыванием и ловлей В первой младшей группе дети должны бегать непрерывно в течение 30 – 40 секунд, во второй младшей группе время увеличивается до 50 – 60 с и уже вводится бег на скорость (10с). В средней группе дети уже бегают в медленном темпе непрерывно в течение 1 – 1,5 мин, 40 – 60 с со средней скоростью. К концу года дети должны пробегать 20 м за 5,5 – 6 с. В старшей группе непрерывный бег доводится до 1,5 – 2 мин. в медленном темпе, бег в среднем темпе – до 80 – 120 сек., 2 – 3 раза в чередовании с ходьбой. Время пробегания 20 м на скорость 5,5 – 6 сек. 30 м – 7,5 – 8,5с. В подготовительной группе непрерывный бег доводится до 2 – 3 мин. в медленном темпе. Бег в среднем темпе 80 – 120 сек., 2 – 4 раза в чередовании с ходьбой. К концу года дети должны пробегать 30 м за 6,5 – 7,5 сек. Упражнение в прыжкахПрыжок – движение ациклического типа. В нём отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. Прыжок состоит из четырёх фаз: 1. подготовительной – принятие исходного положения или разбег; 2. основной – отталкивание; 3. полёт и 4. заключительной – приземление. Существуют несколько видов прыжков: прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту (с места и с разбега). При прыжке в длину с места подготовительная фаза заключается в приседании, понижающий общий центр тяжести тела, отведении рук назад в целях более сильного взмаха при толчке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следующей фазе. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам – 25 – 40 см. При прыжках с разбега – ускоряющийся разбег, безостановочный переход к отталкиванию одной ногой. Основная фаза – отталкивание и полёт. Отталкивание связано с сильным сокращением разгибающих мышц, обеспечивающих начальную скорость полёта и правильное направление; Заключительная фаза – приземление, окончание полёта без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений. При обучении прыжкам основное внимание отводится мягкому приземлению. Позднее, на 6 – м году жизни дети успешно овладевают элементами техники прыжка в длину и высоту с места (30 – 40 см.) и с разбега (в длину не менее 100 см), лучше согласовывают движения рук и ног. Однако момент отталкивания у них недостаточно активен и энергичен. При обучении прыжкам обращается особое внимание на разбег, который производится с нечётного количества шагов: 3 – 5 – 7 – 9 и с ускорением к концу, затем – своевременное и энергичное отталкивание, мягкое приземление, так же, как при прыжке в высоту с места. Рекомендуется также вводить упражнения со скакалкой. Наряду с прыжками в высоту (не менее 50 см.) с прямого разбега, дети овладевают прыжком в высоту с бокового разбега способом «перешагивание». При боковом разбеге длина его является 5 – 7 шагам. При левой толчковой ноге разбег производится справа (и наоборот). Для совершенствования в прыжках рекомендуются упражнения с короткой, длинной и вращающейся скакалкой, поочерёдное подпрыгивание на одной ноге ( игра «Классы»), различные подскоки с прямым и перекрёстным движением ног, прыжки через ряд положенных на полу предметов, прыжки с поворотами и различными движениями рук, прыжки с продвижением вперёд, назад, в сторону и др.
5. Подвижные игры: классификация, методика
Проведения в ДОУ
Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это игры типа перебежек, ловишек, игры с элементами соревнования ( «Кто скорее добежит к своему флажку»), игры с предметами (мячи, обручи, кегли, и т.д. ) Для маленьких детей используют игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, его индивидуальных особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребёнком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео -, кино -, и диафильмы, проводит беседы, изготавливает вместе с детьми атрибуты для игр. Важно правильно о р г а н и з о в а т ь и г р у в зависимости от содержания, она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. О з н а к о м л е н и е д е т е й с н о в о й и г р о й проводится чётко, лаконично, образно, эмоционально в течении 1,5 – 2 мин. О б ъ я с н е н и е с ю ж е т н о й п о д в и ж н о й и г р ы даётся после предварительной работы с ребёнком по формированию представлений об игровых образах. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, используется краткий образный сюжетный рассказ. О б ъ я с н я я н е с ю ж е т н у ю и г р у, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию ( в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без них). С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приёмы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»). Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них одевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчёта определяет оценку качества выполнений заданий и коллективных действий каждой команды. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в р а с п р е д е л е н и и р о л е й в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребёнком правил и тщательно анализирует причины их нарушения. Ребёнок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснения педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребёнка в игре. Значительное внимание он уделяет в а р и а н т а м п о д в и ж н ы х и г р. Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требования к их исполнению. Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать несколько водящих; включить правила, требующие от ребёнка выдержки, самообладания и т.д. Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящий пульс ребёнка в норму. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
6. Спортивные игры: классификация, методика
Проведения в ДОУ
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребёнка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. К спортивным играм относятся бадминтон, баскетбол, теннис, серсо, настольный теннис, хоккей, городки. Бадминтон(мяч с перьями) – спортивная игра с воланом и ракетками. Простота правил, возможность играть на любой площадке, лужайке, пляже и т.д. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребёнка учат правильно держать ракетку: её держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперёд и упирается в ручку ракетки. Ребёнок упражняется в отбивании волана. Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям: 1. выработать соответствующую осанку; 2. сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.; 3. выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
4. сформировать у ребёнка умение играть в мяч; 5. разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыков броска; 6. подвести детей к эффективному освоению игры и её правил; 7. отработать основные приёмы игры в бадминтон (стойка, хват ракетки, приём волана, подача волана). После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоём на расстоянии 4 – 5 метров. Вариантом игры является игра через натянутую на уровне головы ребёнка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника, за что и получает очко выигравший. Баскетбол - это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью, которая включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнёров по игре. Последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры: 1. обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча; 2. бросание мяча в корзину. Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приёмам: стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнению действий с мячом. Правила держания мяча: 1. мяч держать на уровне груди; 2. руки согнуты, пальцы широко расставлены; 3. локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены. Правила ловли мяча: 1. мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу; 2. не задерживая мяч в руках, быстро передавать его. Правила передачи мяча: 1. локти опустить вниз; 2. бросать мяч на уровне груди партнёра; 3. сопровождать мяч взглядом и руками. Правила ведения мяча: 1. не бить по мячу, а толкать его вниз; 2. вести мяч спереди – сбоку, а не прямо перед собой; 3. смотреть вперёд, а не вниз на мяч. Бросок мяча двумя руками от груди в корзину, применяется главным образом при броске с места. Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его чаще всего производится одной рукой от плеча. Правила броска мяча в корзину: 1. бросая мяч не опускать голову, сопровождать его руками; 2. смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита – прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом. Теннис– спортивная игра. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположенные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч. Нужно научится с т о й к е теннисиста, затем делаются упражнения с ударом по мячу ракеткой (бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки). Потом делаются упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой, затем игра в парах. Серсо – (по франц. – обруч) Оборудование игры в серсо несложное: кольцо и шпажка. Правила основной игры сводятся к следующему: ребёнок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнёру, тот ловит рукой, на руку или на шпажку. Поочерёдно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец (число устанавливается заранее).
В дошкольном учреждении игры в серсо рекомендуется использовать, начиная со старшей группы. Настольный теннис.Большое внимание уделяется играм с мячами. Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе, затем предлагается упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см. Дети овладевают наиболее простым ударом – толчком, затем изучается подача мяча, это для детей труднее, чем приём мяча. Хоккей. Вначале дети играют с маленькими клюшками без коньков. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Сначала нужно научиться держать клюшку. Ведение шайбы возможно двумя путями: плавное ведение и когда шайба ведётся лёгкими ударами крючка справа и слева. Когда дети овладеют навыком передвижения на коньках, можно предложить игру в хоккей на коньках по упрощённым правилам. Предлагаются следующие правила игры: 1. играют двумя командами по 5-6 человек в каждой команде; 2. продолжительность игры 20 минут (два периода по 10 мин. с перерывом 5 -8 мин.); 3. в процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи (воспитателя); 4. во время игры не толкаться, не поднимать клюшку выше плеча, не перебрасывать шайбу высоко по воздуху; 5. через каждые 5 минут заменять вратаря членами команды (поочерёдно, по предложению судьи); 6. игрокам не заходить в зону вратарской площадки; 7. после пропущенной шайбы игру начинать с центра поля; 8. за нарушение правил удалять игрока с поля на 1 -2 минуты. Городки – старинная русская игра. Для детей дошкольного возраста подбираются облегчённые биты длиной 45-50 см., весом 400 – 450 гр., городки высотой 10 – 12 см. Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» - квадрат, каждая сторона которого равна 1 метру. На расстоянии 3-4 метров от передней ( лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2-2,5 м. от города – полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5 – 6 и 2 – 3 м. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолёт» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок – с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой – прямой рукой, отведённой в сторону – назад. Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочерёдно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию: либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.