Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
(М.И. Рожков)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления
Ход мероприятия: Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельных действиям
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися
7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены
12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации мероприятий для всей школы
15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах общешкольного самоуправления в решении задач, стоящих перед ними
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями
18. Удовлетворен отношением моих одноклассников к другим классам
19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива
Таблица для занесения результатов:
Обработка результатов: При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
– включение учащихся в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4)
– организованность классного коллектива (5,6,7,8)
– ответственность членов первичного коллектива за его дела (9,10,11,12)
– включенность класса в дела общешкольного коллектива (13,14,15,16)
– отношения класса с другими ученическими коллективами (17,18,19,20)
– ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21,22,23,24)
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников, и на 16 (максимальное количество баллов в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из них меньше 0,5, то уровень СУ в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень СУ низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – средний, более 0,85 – высокий.
Анкета 1
1. Как ты понимаешь слово «самоуправление»?
2. Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?
3. Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?
4. Какие вопросы может решать совет класса?
5. Как ты думаешь, что могут организовать ребята класса самостоятельно?
6. Какое поручение в классе ты хотел бы выполнять?
7. Твои предложения в организации жизнедеятельности класса.
Анкета 2
1. Самоуправление – это управление собой или самостоятельная организация жизнедеятельности классного коллектива?
2. В каких областях жизни класса ребята обладают реальными правами? Почему?
3. Какие вопросы ребята могут решать сами?
4. Какова роль педагога в детском самоуправлении? Почему такая?
5. Что мешает классу быть сплоченным коллективом?
6. Активная жизненная позиция: как ты это понимаешь, актуальна ли она сегодня?
7. Твое видение, представление о том, каким должно быть настоящее самоуправление.
Обработка результатов:качественный анализ ответов детей.