Педагогические способности, по В.А. Крутецкому

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету,- возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное, неясное – понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет, хотя бы очень скромную, исследовательскую работу

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально - волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание учащихся, от убежденности преподавателя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности – способности к общению с учащимися, умение найти правильной подход к ним, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектирований личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный, опытный преподаватель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей:

- перцептивно – рефлексивные,

- проективные способности.

Первый уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, - перцептивно – рефлексивные способности – включает «три вида чувствительности».

-Чувство требований;

-Чувство меры или такта,

-Чувство причастности.

Второй уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, – проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает :

- гностические

- проектировочные,

- конструктивные,

- коммуникативные и организаторские способности.

Отсутствие каждой из указанных способностей есть конкретная форма неспособности.

Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н.В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации педагога о своих учениках, о самом себе.

Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.

Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.

Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений.

Эти способности обеспечиваются, по Н.В. Кузьминой, четырьмя факторами:

- способностью и идентификации,

- чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся,

- хорошо развитой интуицией,

- суггестивными свойствами.

Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе , в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность».

Согласно Н.В. Кузьминой, личная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально – педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:

1) Истинно педагогическую,

2) Формально педагогическую,

3) Ложно педагогическую.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурировании предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В. Кузьминой, характерен этот мотив).

Мастер педагогического труда – это прежде всего высококомпетентный в психолого – педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.

Существует два вида результатов педагогической деятельности:

Один из них – функциональные продукты деятельности (урок, занятия, методика и т. п).

Другой (и главный) – психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Главным, конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, знаний и навыков.

Семь основных ролей преподавателя высшей школы, необходимых и актуальных в современную эпоху.

В этих ролях преподаватель выступает в качестве:

- Субъекта процесса передачи знаний и формирования профессиональных компетенций и субъекта организации этого процесса;

- Субъекта научного поиска, достижения научно – методических результатов и организатора НИРС;

- Субъекта процесса формирования социально – личностных компетенций, гражданского воспитания, подготовки выпускников к трудоустройству и будущей карьере;

- Субъекта научно – производственного процесса, процесса организации практико – ориентированной, проектной деятельности студентов;

- Субъекта интернационализации всей деятельности университета;

- Субъекта системной, целенаправленной деятельности единого коллектива, субъекта коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата;

- Субъекта инновационного процесса, процесса всеобщего творчества.

Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций:

Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связана с ценностными представлениями педагога, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения педагога в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых педагог должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиции в бытовой и культурно – досуговой сфере.

Учебно – познавательная компетенция. Это совокупность компетенций педагога в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.

Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности педагога с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событьями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально – трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя), в социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Литература:

1. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции.- М.,1995

2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000

3. Талызина М.Ф.Ууправление процессом усвоения знании. – М., 1984

4. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. – Алматы., 2001

5. Формирование модели специалиста с высшим образованием. – Томск, 2004

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит магистранту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов:

1.Преподаватель как субъект образовательного процесса.

2. Профессиональные качества личности преподавателя.

3. Сущность и роль педагогического мышления в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

4.Новое педагогическое мышление.

5. Модель ключевых компетенций для преподавателя высшего образовательного звена.

Наши рекомендации