Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ
Возраст | Ведущая деятельность | Современные формы и методы музыкальной деятельности |
2-3 года | Предметная, предметно - манипулятивная | · Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе; · Игры – эксперименты со звуками и игры – путешествие в разнообразный мир звуков(немузыкальных и музыкальных) · Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.д.) · Музыкально-игровые приемы(звукоподражание) · Музыкальные и музыкально- литературные загадки · Музыкально –пальчиковые и музыкально логоритмические игры. · Музыкально-двигательные игры – импровизации · Музыкальные сказки (слушание и исполнительство) |
3-5 лет | Игровая (сюжетно – ролевая игра) | · Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня-игра) · Музыкальные игры-фантазирования) · Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе · Усложняющиеся игры-эксперименты и игры –путешествия · Музыкально-дидактические игры · Игры – этюды по мотивом музыкальных произведений · Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием · Концерты – загадки · Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке. |
5-7 лет | Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности | · Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность. · Музыкально-дидактическая игра. · Компьютерные музыкальные игры. · Исследовательская (Опытная) деятельность. · Проектная деятельность · Театрализованная деятельность · Хороводная игра · Музыкально- игры импровизации · Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты. · Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей. · Интегративная деятельность · Клуб музыкальных интересов · Коллекционирование ( в том числе впечатлений) · Самостоятельная музыкальная деятельность детей. |
2.2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие).
Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности.Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
ü развитие музыкально-художественной деятельности;
ü приобщение к музыкальному искусству;
ü развитие музыкальности детей.
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ü ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
ü развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
ü развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
ü формирование музыкального вкуса;
ü развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
ü формирование у детей певческих умений и навыков;
ü обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
ü развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте;
ü длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
ü развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
ü развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
ü обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами
ü музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
ü обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
ü развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
ü совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
ü становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
ü развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
ü знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
ü развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
ü развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
ü способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,
ü к поискам форм для воплощения своего замысла;
ü развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:
- Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть. Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
3. Здоровьесберегающие компонеты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.