Урок как основная форма организации учебного процесса
Общее понятие |
УРОК ~ Динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристикне имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10—15 человек.
В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей.Например: тип урока — объяснение нового материала, а вид— урок-конференция, урок-лекция и т. п.
Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях,которые являются элементарными единицами урока. Учебная ситуация — дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем увереннее он будет себя чувствовать на нем. Заранее точно продумать урок — означает необходимость выявить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.
Трудности | Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам Выделение в содержании главного, существенного Межпредметная ориентация содержания урока Соответствие объема содержанияматериала урока отводимому наего изучение времени Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности | Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач Выделение ведущей цели урока Определение содержания каждого логически завершенного этапа урока Уяснение их основных задач Устранение дублирования материала Опора на материал, известный учащимся из других предметов Выбор необходимого и достаточного объема информации Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
Структура и типология урока |
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах. Структурные элементы урока:
1. Организация начала урока — определение готовности к со
вместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач урока формулировка цели и задач
урока, осознание и принятие их учащимися.
3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвое
ния материала предыдущей темы и готовности к восприятию
нового.
4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная пода
ча учебного материала с активным привлечением учащихся.
5. Закрепление — специальные задания после объяснения
нового материала, акцентирование внимания на опорных мо
ментах. Связь теоретического материала с практикой, выра
ботка умений и навыков применения знаний.
6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведе
ние учебного материала по темам и разделам, введение эле-
ментов поискового характера.
7. Домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяс
нение его основных идей и способов выполнения.
8. Подведение итогов урока — выяснение: чему научились на
уроке, что узнали нового; оценка качества работы.
Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели(каждый из названных типов реализуется определенным сочетанием структурных элементов).
Урок изучения нового материала.Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Структура урока: а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной, в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории; д) подведение итогов урока.
Урок закрепления.Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях. Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков; в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок; г) домашнее задание; д) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.
Уроки обобщенияи повторенияпосвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение
10—1742
двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла; в) диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом; г) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.
Урок контроля.Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока: а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников; б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся; в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. Вего структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происхо-
дит в процессе выполнения самостоятельной работы, проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности школьников в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность элементов не является жестко закрепленной.
У традиционного урока есть ряд положительных сторон:
— организационная четкость педагогического процесса;
— систематический характер обучения;
— эмоциональное воздействие личности учителя на уча
щихся;
— разносторонность и обилие информации, богатое исполь
зование наглядности, технических средств обучения.
К слабым сторонам типового урока можно отнести:
— ограничение деятельности учителя и учеников времен
ными рамками;
— трудная сочетаемость с технологиями активного обуче
ния;
— сложность реализации индивидуального подхода при
большой наполняемости класса;
— сильный акцент на передачу — усвоение — знаний, вы
работку умений и навыков при меньшем внимании к
развитию познавательной сферы учащихся.
Но в конце концов все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут, решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того, становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т. п., но они проводятся эпизодически.
Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова,
В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приемы диктуют творческий подход к формированию структуры, определению типа урока.
Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старшие школьники способны к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению — усвоению новых знаний, поэтому для них практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать школьную лекцию или строить их как практические или семинарские занятия.
Пути совершенствования урока:
1)создание свободной, творческой, максимально продук
тивной психологической атмосферы в классе, основанной на
уважении и доверии к школьникам;
2) формирование высокого уровня мотивации учебной дея
тельности;
3) вооружение детей умениями и навыками учиться, фор
мирование учебной деятельности;
4) практическая направленность обучения, обеспечиваю
щая овладение прочными умениями и навыками, облегчаю
щими учение и дающими школьникам уверенность в своих си
лах;
5) организация на уроках условий для творческой деятель
ности как учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Требования к уроку:
Дидактические | Воспитательные | |
(образовательные) | и развивающие | Организационные |
требования | ||
1. Четкое определение | 1. Формирование раз- | 1. Наличие продуман- |
места и задач данного | личных видов мышле- | ного плана проведе- |
урока в системе уроков. | ния, памяти, внимания. | ния урока. |
2. Определение опти- | 2. Воспитание нравст- | 2. Организационная |
мального содержания | венных качеств,эстети- | четкость проведения |
урока в соответствии с | ческого восприятия | урока: своевременное |
учебной программой, с | мира. | начало, высокая плот- |
учетом подготовки уча- | 3. Развитие познаватель- | ность, оптимальный |
щихся. | ных интересов и поло- | темп обучения, логи- |
3. Осуществление прин- | жительных мотивов | ческая стройность и |
ципов целостного педа- | учебной деятельности. | законченность. |
гогического процесса. | 4. Всесторонний учет | 3. Сознательная рабо- |
4. Выбор наиболее ра- | уровня развития и пси- | чая дисциплина. |
циональных методов, | хологических особен- | 4. Подготовка и рацио- |
приемов и средств обу- | ностей учащихся. | нальное использова- |
чения, стимулирования | 5. Соблюдение учителем | ние различных |
и контроля. | педагогического такта, | средств обучения, ТСО |
5. Сочетание различных | выдержки, терпения. | и НИТО. |
видов коллективной, | 6. Формирование потреб- | 5. Структурная гиб- |
групповой, индивиду- | ности в знаниях, умении | кость и подвижность |
альной и индивидуали- | их удовлетворять; орга- | урока. |
зированной работы. | низация учебной деятель- | 6. Целостность, за- |
6. Наличие межпредмет- | ности учащихся, готов- | вершенность отдель- |
ных связей. | ности к самообразова- | ного урока и их сис- |
нию. | темы внутри темы, | |
7. Развитие творческих | раздела. | |
способностей. | ||
8. Обогащение опыта об- | ||
щения и отношений. | ||
9. Создание проблемных | ||
ситуаций. |
Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:
— вопросы учеников;
— стремление по собственному побуждению участвовать в
деятельности (кто хочет? кто может?);
— активное оперирование приобретенным багажом знаний;
— стремление поделиться информацией;
— эмоционально благополучный фон познавательной дея
тельности;
— волевое проявление: сосредоточенность внимания, стрем
ление преодолеть возникающие трудности и к заверше
нию учебных действий, реакция на звонок;
— свободный выбор познавательной деятельности.
Стиль поведения учителя на уроке: авторитетность, демократизм, деловитость, энергичность, оптимальность требований, опора на «зону ближайшего развития», педагогический оптимизм, эмоциональная отзывчивость, чувство юмора. Хороший учитель понимает состояние и настроение детей и учитывает
это, привлекает дополнительные источники, учит школьников самостоятельному анализу фактов, явлений, умению делать правильные выводы, побуждает их к активному участию в работе, взаимодействию и диалогу, поддерживает положительный эмоциональный тонус урока, обеспечивая успех каждому ученику.
Вопрос дисциплины на уроке один из сложных вопросов, с которым сталкивается учитель. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли он заинтересовать детей своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с ними. Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимы глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, такая организация урока, когда школьник всегда занят полезной продуманной деятельностью, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от дурного намерения недисциплинированного ученика и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть ни чрезмерно строгим, ни слишком мягким. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ребенке, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии. Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой школьника или его поведением в обидной для него форме. Обилие замечаний на уроке только ухудшает общий эмоциональный фон и мало способствует дисциплинированности учащихся.
Несколько слов об особенностях урока в малокомплектной школе.
Первая особенность состоит в том, что урок, одновременно проводимый с двумя или тремя классами, представляет собой единое законченное целое с точки зрения организационной, логической и психологической. Он состоит из нескольких частей — малых уроков, — каждая из которых тоже представляет собой законченное целое. Учитель и ученики по-разному воспринимают большой и малый уроки. Для учителя важна логика развертывания большого урока, согласованность отдельных его частей — малых уроков, осуществление своевременного и незаметного перехода от одного класса к другому, от одного малого урока к другому, важна непрерывность педагогического процесса. Для ученика важен малый урок, урок в его классе, активным участником которого он является. В связи с этим перед учителем встает серьезная задача: обеспечить организаци-
онную, логическую и психологическую стройность и целостность как большого, так и каждого малого урока в отдельности. Необходимо продумать своевременный и логический переход от работы с одним классом к работе с другим.
Вторая особенность урокасостоит в том, что на большом уроке одновременно протекают два или три познавательных процесса, каждый класс в пределах своего урока решает свою задачу. Учителю необходимо знать, как протекает процесс овладения знаниями, умениями и навыками в каждом классе, какие затруднения возникают у различных учеников. Поэтому важной задачей является организация тщательно продуманной, систематической проверки знаний учащихся, выполняемой ими работы.
Третья особенностьсостоит в том, что на каждом уроке обязательной дидактической формой совместной деятельности учителя и учащихся является самостоятельная работа детей, каждый вид которой логически связан с тем, что учитель проводит непосредственно с классом. В связи с этим перед учителем встает такая задача: содействовать повышению эффективности организации и проведения самостоятельной работы учащихся. Готовясь к уроку и проводя его, необходимо продумать и обеспечить своевременный, непрерывный и логический переход от непосредственной работы учителя с классом к самостоятельной работе учащихся, и наоборот. Этот своевременный, логический переход необходимо продумать и обеспечить как в пределах каждого малого, так и большого урока.
Знание основных особенностей урока в малокомплектной школе позволит учителю наиболее эффективно решать все возникающие организационно-педагогические вопросы.
Вопросы и задания
1. Какие признаки отличают урок от других форм организации учеб
ного процесса?
2. Как вы думаете, почему урок является основной формой организа
ции учебного процесса?
3. Какие типы уроков по дидактической цели можно выделить? Ка
кова структура каждого их них?
4. Какие требования предъявляются к современному уроку?
5. Посетите в школе урок по своей специальности и определите его
тип по дидактической цели и соответствию требованиям.
6. Если вы учитесь в сельской местности, посмотрите урок в мало
комплектной школе и дайте ему оценку.
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В процессе теоретического обучения, кроме уроков, используются практикумы, экскурсии, занятия семинарского типа, учебные конференции, домашняя работа. Дополнительные занятия проводятся в форме консультаций учителя с небольшими группами учащихся по ликвидации пробелов в знаниях, в форме самостоятельных индивидуальных или групповых занятий учащихся по интересам.