Метод программированных заданий
И последний метод, который выделял М.И. Махмутов, был назван им методом программированных действий или программированных заданий. При этом методе педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»). Эти кадры содержат часть изучаемого материала или определенное направление, в рамках которого учащемуся предстоит самостоятельно ставить и решать соответствующие подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации. После изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
· преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
· сталкивает противоречия практической деятельности;
· излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
· предлагает аудитории рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
· побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
· ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
· определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
· ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Преимущества и недостатки проблемного обучения
Преимущества проблемного обучения:
- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности
- высокий интерес к учебному труду
- способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения;
- предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
- прочные и действенные результаты обучения
Недостатки проблемного обучения:
- слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
- большие затраты времени на достижение запроектированных целей
- не поглощает всего учебного процесса, т.к. не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения.
Сложность внедрения этого вида обучения в практику всех типов учебных заведений связана с недостаточной разработанностью его методики и сложностью подготовки всего учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций силами учителя, а также недостаточной подготовленностью учителя к организации подобного вида обучения.
Билет №41
Характеристика модульного обучения
Особенности модульного обучения
Разработчик: Дж. Рассел /60-ые годы, США/, который определил модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающий обучающемуся действия .
Идеи модульного обучения:
- идея смешанного программирования;
- идея блочной подачи учебного материала;
- наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.
Модульное обучение предназначено для:
- порционного представления теоретического материала
- обеспечения обратной и прямой связи ученика и учителя
- система оценивания, контроля
Понятие модуля
Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
Модуль - законченный блок информации, который включает методические рекомендации, обеспечивающий достижение цели. Модуль состоит из учебных элементов.
Понятие учебного элемента
Учебный элемент в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов:
1. точно сформулированные учебные цели и задачи;
2. список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
3. список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;
4. собственно учебный материал в виде текста лекций;
5. методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;
6. контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и инспекторских целей;
7. электронный учебник двух типов: обучающий и контролирующий.
8. перечень практических заданий
9. перечень контрольных мероприятий (тесты)
Принципы модульного обучения
1. структурирования
2. динамичности
3. действенности и оперативность знаний, и их системы
4. осознанной перспективы
5. разносторонности методического консультирования
6. Структурированность учебной информации
7. Принцип последовательности и преемственности
8. Принцип актуализации знаний
9. Принцип гибкости (модуль может быть подвержен изменениям)
Структура модуля
Вариант модуля № 1
- Блок «входа» (входной контроль);
- Блок обобщения;
- Теоретический блок;
- Блок обобщения или генерализации;
- Блок выхода.(тесты)
Блок «входа» (входной контроль)
Дидактическая функция – актуализация тех опорных знаний умений и навыков, которые необходимы для усвоения данного модуля.
Следует обращать внимание на:
§ Контрольные тесты (задачи, практические операционные задания) могут быть снабжены указателем, отсылающим студента к тому учебному материалу, который необходим для успешного выполнения данного теста.
§ Входной контроль предполагает учет предыдущих междисциплинарных связей (преемственность учебного материала).
Блок обобщения
Дидактические функции: постановка проблемы, на решение которой и направлен этот модуль; системное представление структуры данного модуля.
основание теории
ядро теории
приложение теории
Формы предъявления материала:
- генеалогическое дерево, технология которого основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному;
- фреймовая сетка;
- блок-схема, которую часто называют опорным конспектом;
- продукционная модель (алгоритм, инструкция).
Теоретический блок
Дидактические функции: изложение основного содержания /в теории вопроса/; развитие культуры мышления.
Блок генерализации
Дидактическая функция: конечное обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде. Этот блок может быть представлен в тех же формах, что и блок обобщения.
Блок выхода
Дидактические функции: обучающая; контролирующая; обратной связи. Формы выходного контроля варьируются в зависимости от полного, сокращенного или углубленного вариантов модуля.
Вариант модуля № 2
§ Целевой блок – функция целеполагания;
§ Информационный блок – изложение учебного материала;
§ Методический блок – вариативность способов и путей усвоения содержания обучения, выбор индивидуальных троп;
§ Блок контроля и оценки знаний – осуществление текущего и итогового контроля, обеспечивающего в совокупности циклическое управление на всех его этапах.