Методика выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Средством обучения связной речи детей является рассказывание. В трудах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, О.И.Соловьевой, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены в практике следующие приемы.

Совместное рассказывание.

Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Воспитатель выполняет самую сложную функцию - планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи.

Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ - образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию.

Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами- «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляются план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшей и подготовительной группах для составления описательных рассказов.

Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание средства внутритекстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г. Смольниковой). Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок- начало рассказа, прямоугольник- основная часть, треугольник- концовка: функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его воспитаников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В старших группах оценка указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку. Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом. В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы предлагаем использовать методику Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой для исследования и выявления уровня развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста, которые включают несколько заданий. Исследования связной речи можно проводить воспитателю в виде составления ребенком рассказа с использованием сюжетных картинок в качестве опоры. В ходе исследования ребенку задаются вопросы, которые будут направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывать помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. Фиксировать наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм. Исследования сенсомоторного уровня речи включает в себя исследование звукоподражаний; исследование фонематической стороны речи; исследования сформированности звуко - слоговой структуры слова. Исследования грамматического строя речи включает в себя изучение понимания предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; понимание форм единственного и множественного числа существительных. Исследования словаря и навыков словообразования предполагает изучение понимания уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных. Обследование можно проводить как подгруппами, так и индивидуально с обязательным использованием игровых фрагментов и разнообразного дидактического материала.

Методика № 1: «Какой…?»

Цель - выявить объем активного словаря.

Материал: - предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, рукавица. Процедура проведения - Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать. Обработка данных. Подсчитывают правильность называния

1 балл - наличие правильного ответа.

О баллов - неправильный ответ.

Методика №2: «Исследования грамматического строя речи». 1.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за. Инструкция: положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п.

Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;

0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;

0баллов - не выполнение.

2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных.

Инструкция: покажи на картинках:

чашка - чашки, гриб - грибы, кукла- куклы, мяч - мячи.

Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;

0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;

0 баллов - не выполнение.

3.Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных Инструкция: покажи на картинках:

дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка.

Оценка: 1 балл - правильное и точное выполнение;

0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;

0 баллов – не выполнение.

Выводы об уровне развития.

2,25-3 баллов - высокий уровень,

1,5-2,24 баллов - средний уровень,

0,75-1,4 балла - низкий уровень,

0-0,74 балла – очень низкий уровень.

Методика №3: «Исследования словаря и навыков словообразования»

1.Инструкция: у кошки - котенок, а у… козы, собаки, волка, курицы, утки, свиньи, лисы, коровы, льва, овцы.

Оценка:

1балл - правильный ответ;

0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла - неверно образованная форма;

0баллов - невыполнение.

2.Образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: большой - мяч, а маленький - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол, стул, дом, снег, дерево. Оценка:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла - неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение.

Выводы об уровне развития.

1,5-2 балла - высокий уровень,

1-1,4 балла - средний уровень,

0,5-0,9 балла - низкий уровень,

0-0,4 балла – очень низкий уровень.

Методика №4: «Исследования связной речи».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Возможно использование какой - либо другой последовательности из 4 - 5 картинок. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ .

Оценка:

5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.

В результате исследования каждый ребенок набирает определенное количество баллов, что и определяет уровень развития его связной речи.

По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие) воспитетелем будут введены и использованы определения уровня речевого развития. Результаты исследования уровня развития связной речи старших дошкольников покажут, какой уровень развития у дошкольника: высокий, средний или низкий.

Таким образом, с помощью методик разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой можно провести исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из полученных результатов и определив уровень развития речи детей, в помощь воспитателю мы разработали и предлагаем систему дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников.

Наши рекомендации