Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей
Специальные по сравнению с массовой школой учебно-воспитательные задачи, а также требование обеспечить компенсаторную и коррекционную функции педагогического процесса требуют разработки и использования адекватной системы методов и средств обучения.
Система методов, используемая в школе слабослышащих, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия.
Все они рассчитаны на полисенсорный характер восприятия учащимися материала. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи.
Наибольшей спецификой обладают методы формирования речи и изучения языка. Особенности методов, образующих другие подсистемы, определяются тем, что педагог одновременно с решением задач формирования знаний и умений в определенной области (математика, трудовая деятельность и т. д.) обеспечивает и речевое развитие учащихся, учитывая своеобразие их наглядного и понятийного мышления.
Особые черты используемых в обучении слабослышащих методов и приемов проявляются на всех этапах педагогического процесса, от восприятия до закрепления материала. На каждом из них требуется графическая (в том числе письменная) фиксация предлагаемого к усвоению материала, используются приемы коррекции речи, контроля воспринятого, создаются условия для перехода от учебной деятельности в условиях наглядно-действенной и наглядной (т. е. деятельности с внешними опорами) ситуации к освоению материала на контекстной основе и с максимально самостоятельным выполнением необходимых учебно-познавательных операций и действий.
В условиях речевого недоразвития, несформированности отвлеченного мышления усвоение и закрепление знаний, умений, навыков связано со значительными трудностями. Эти трудности преодолеваются за счет комплексного использования разнообразных методов и приемов. В связи с этим достижение положительных результатов обучения требует больше времени, чем в массовой школе.
Применение в специальном обучении таких общедидактических методов, как объяснение, беседа, демонстрация, практические задания, упражнения, работа с книгой, наблюдения и др., связано с широким использованием наглядных пособий и языкового материала, доступного слабослышащих детям. Устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимно дополняют друг друга.
Специальное обучение слабослышащих детей включает использование как специфических средств, так и применяющихся в массовой школе. К первым можно отнести дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи, звукового состава слов. К специфическим средствам относятся также звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты, приспособления для облегчения формирования и коррекции произношения (шпатель, зонды).
Ко второй группе средств относится письменная речь. Письмо и чтение для слабослышащих детей — не только более доступный способ усвоения знаний, но и полноценные средства овладения языком. Специфична роль письменной речи в развитии познавательной деятельности учащихся.
Значительно возрастает и существенно меняется роль наглядных средств (натуральных объектов, их графических изображений, сюжетных картин, макетов, муляжей, экранных пособий) в связи с тем, что они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание.
Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, способствующие формированию представлений и понятий. К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. Использование этих приемов помогает наглядно обозначить межпредметные связи, причинно-следственные отношения тех или иных явлений. Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными учащимся на данном уровне их речевого развития.
Кроме того, наглядные средства делают высказывания мотивированными. С их помощью удается побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.
Общие методы обучения основам наук получают конкретную реализацию в учебном процессе в зависимости от особенностей программного материала, закономерностей овладения им, этапа его усвоения учащимися.
Методы и приемы обучения, используемые педагогом на уроках по разным предметам учебного плана, позволяют учащимся вместе с усвоением дидактического материала овладевать способами оперирования этим материалом в разных видах познавательной и практической деятельности. Это находит выражение в разработке специальных методик. В каждой из них создаются системы упражнений, ориентированные на специфику структуры формируемых навыков и умений.
Так, разработана система упражнений для формирования грамматических представлений, система понятий, умений (К.Г. Коровин). Особая система практических действий по оперированию словом в методике развития речи направлена на разноаспектное овладение лексическим запасом (А.Г. Зикеев). Значительной детализации требует процесс совершенствования слухового восприятия. Для этого разработаны тренировочные упражнения, выполняемые на моно- и полисенсорной основах.
Сложность задач формирования речи и обучения родному языку как предмету школьного образования в условиях речевого недоразвития и особенностей познавательной сферы слабослышащих требует реализации всего комплекса общедидактических методов. Особую значимость в этом комплексе в плане речевого развития учащихся представляют те методы, которые имеют практическую направленность и при использовании которых как бы воспроизводятся действия и операции, образующие определенный речевой навык. Поэтому обучение языку строится на основе разнообразных форм речевой практики. Предлагаемый языковой материал сразу же используется учащимися в речевой деятельности (общение с учителем и между собой, чтение, выполнение самостоятельных письменных работ, беседы, диалоги и др.).
Для развития устной разговорной речи большое значение имеют различные варианты диалогов, бесед в наглядной и отвлеченной ситуациях. Для формирования описательно-повествовательной (монологической) речи наиболее эффективными методами являются разнообразные упражнения по составлению изложений, сочинений, устных и письменных рассказов и описаний. На уроках чтения и литературы с целью развития устной и письменной речи используются методы чтения, рассказа, беседы, составления плана, устных рассказов и пересказов.
В специальной методике преподавания математики разработаны и продолжают совершенствоваться конкретные пути формирования математических знаний и навыков в единстве с развитием речи, наглядного и понятийного мышления.
Навыки в проведении различных измерений, приобретаемые во время занятий математикой, имеют практическое приложение в разных сферах деятельности. В связи с этим большое значение имеют занятия по обучению различным измерениям с помощью приспособлений и инструментов (рулетка, линейка, метр, циркуль, весы, гири). Эти математические знания и навыки тесно связаны с трудовым обучением, занятиями на пришкольном участке.
Изучение геометрического материала, так же как и освоение измерений, протекает практически (использование различных фигур в качестве строительного материала, лепка с предварительным изготовлением заготовок разной формы — частей будущего изделия, аппликации с использованием квадрата, круга и пр.).
Значительным своеобразием отличается в школе слабослышащих преподавание естествознания. Важнейшим условием успешного решения задач данного предмета является использование таких методов, средств и форм обучения, которые обеспечивают непосредственное общение детей с природой и способствуют активизации их познавательной и речевой деятельности: экскурсии, наблюдения, практические занятия на местности, опыты, самостоятельные работы, сравнение предметов и явлений, учебно-опытные работы на пришкольном участке, беседы, обсуждение и систематизация наблюдений и итогов трудовой деятельности, анализ признаков, общих для ряда предметов или явлений, и др. Изучение натуральных объектов природы сочетается с использованием разнообразных наглядных средств обучения (картин, муляжей, чучел, макетов, учебных кинофильмов и диафильмов). Согласно программе большое внимание уделяется выработке у учащихся практических умений и навыков. Их учат вести наблюдения за явлениями и состояниями природы, пользоваться термометром, флюгером, компасом, фиксировать результаты наблюдений, проводить несложные опыты. В формировании у учащихся естествоведческих представлений и понятий большую роль играют уроки ознакомления с окружающим миром. В беседах, описаниях, рассказах, при ведении календаря природы и труда людей анализируются, систематизируются и обобщаются материалы наблюдений, экскурсий, результаты трудовой деятельности детей (в живом уголке, на пришкольном участке), сведения, полученные при изучении растений, животных, строения тела человека, гигиенических требований к охране здоровья. Обучая приемам сравнения, анализа и синтеза, детей подводят к первичным, элементарным обобщениям, учат способу классификации. Все это способствует формированию и совершенствованию логического мышления.
Преподавание истории позволяет использовать метод связного изложения материала учителем (при этом учащиеся опираются на план, опорные слова к рассказу педагога), беседы с применением наглядных пособий, анализа текста учебника. Методы работы с текстом на уроках разнообразны: беседы, составление плана, нахождение главной мысли рассказа, пересказ текста и др. С историческим материалом учащиеся работают и самостоятельно. Для этого предусмотрены следующие виды занятий, повышающие интерес к этому материалу: подготовка к сжатому пересказу статьи, составление вопросов к ней, подбор и описание иллюстраций к рассказу, составление рассказов о героях войны и труда, подготовка сообщений о праздниках, событиях в стране.
Уроки изобразительного искусства строятся на включении учащихся в предметно-практические формы деятельности, что в значительной мере определяет систему используемых методов и приемов. Обучение декоративному рисованию начинают с рисования узоров по готовому образцу, а затем переходят к самостоятельным декоративным композициям, в которых находят отражение формы натуральных предметов, объектов природы. Приобретаемые на уроках изобразительного искусства навыки учащиеся используют на уроках трудового обучения (плетение, изготовление аппликаций, вышивка, изготовление игрушек и т. д.).
Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства в начальных классах проводится в процессе учебных занятий по темам программы и в специальных беседах об искусстве (в первую очередь на материале произведений выдающихся художников). В ходе этой работы их учат понимать идею, главную мысль произведения искусства и средства художественной выразительности. Демонстрация, анализ произведений, рассказ учителя, устное описание — все это направлено на воспитание любви к искусству. В 4—7 классах беседы об искусстве уже занимают целые уроки, на них демонстрируются произведения разных видов изобразительного искусства.
Таким образом, специфика содержания изучаемого материла, особенности развития слабослышащих учащихся, необходимость преодоления речевого недоразвития и его последствий определяют своеобразие методов и приемов, используемых в учебном процессе.
Учебные занятия в специальной школе, так же как и в массовой, проводятся по классно-урочной системе. Все общие требования к ее использованию в целом актуальны и для учебного процесса в школе для слабослышащих детей. Каждый урок способствует развитию познавательных интересов детей, учит самостоятельности в приобретении новых знаний и обязательно решает воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Однако при наличии внешне сходных с массовой школой черт урок в школе слабослышащих имеет и свои особенности, обусловленные теми специфическими требованиями, которые предъявляются к специальному обучению.
В первую очередь они связаны с главной проблемой специального обучения — преодолением речевого недоразвития учащихся.
Все уроки и другие формы занятий, независимо от того, по какому учебному предмету они проводятся, призваны служить целям речевого развития учащихся, учитывать своеобразие восприятия ими речи, обеспечивать широкую практику речевого общения. Поэтому продуманный отбор речевого материала, обеспечение семантизации новых слов и форм и введение их в активную речь являются задачами любого урока или внеклассного занятия в школе слабослышащих.
Каждая форма занятий включает в себя не только собственно учебные виды деятельности, но и организацию занятия, инструктирование учеников, подведение итогов, проверку результатов учебной работы, предоставляющие богатые возможности для развития речи детей. На успешную реализацию этих возможностей влияет решение следующих вопросов: выбор организационных форм обучения, определение их роли и места в учебном процессе, их сочетание; соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке; связь разных видов деятельности учащихся с развитием их речевой активности (мероприятия, обеспечивающие практику общения на уроке и вне урока); установление оптимального соотношения между самостоятельной работой детей и их занятиями, протекающими при непосредственной помощи учителя.
При решении специфических задач, связанных с преодолением речевого недоразвития, наибольший эффект достигается лишь в условиях применения всех существующих организационных форм (урок, индивидуальные занятия, самостоятельная работа, внеклассные и внешкольные формы учебно-воспитательной работы) при сохранении ведущей роли за уроком. Именно урок позволяет вести занятия целенаправленно, с дозировкой речевого материала, проработкой его в необходимой системе и последовательности, в соответствии с закономерностями формирования речевых навыков.
Значительное место в младших классах школы слабослышащих занимают индивидуальные занятия, на которых проводится работа над произношением и развитием слухового восприятия. Выполнение домашних заданий учениками специальной школы не только преследует обычную цель закрепления материала уроков, но в значительной мере направлено на расширение речевой практики.
Экскурсии, факультативы, участие в посильных видах общественного труда — все это, с одной стороны, побуждает учащихся к словесному общению, а с другой стороны — способствует непроизвольному закреплению и развитию речевого запаса, повышению уровня владения тем или иным языковым материалом в процессе специально организованных занятий. При этом связь между разными формами организации работы по формированию речи может быть различной: от работы над материалом на уроке к закреплению и расширению его во внеклассное время и, наоборот, от внеклассных форм — к уроку. Последнее целесообразно, когда первоначальное знакомство с тем или иным речевым материалом удобнее начать с экскурсии, с наблюдения за реальными объектами, с использования определенной лексики и фразеологии в играх, в трудовой деятельности.
Наличие индивидуальных особенностей речи слабослышащих учащихся и необходимость заниматься по общей программе делают актуальной проблему соотношения способов организации работы на уроке. Значительно возрастает, по сравнению с массовой школой, необходимость индивидуализировать задания, дифференцировать помощь учащимся. Групповые формы работы на уроке также позволяют учесть состояние речи детей и, кроме того, организовать их непосредственное общение при выполнении одного и того же задания. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы на уроке создают условия для взаимоконтроля и взаимопомощи, что также способствует мотивированному общению.
Организуя деятельность детей на уроке и вне его, учитель и воспитатель способствуют развитию навыков построения самостоятельных устных и письменных высказываний. Однако на начальных ступенях овладения речью решение этой задачи связано со значительными трудностями, так как речевые навыки детей еще находятся на низком уровне (сначала они пользуются в речи в основном готовыми высказываниями). Но нельзя научить речи только на готовом речевом материале, упражняя детей в неоднократном использовании его в нужной ситуации. Важно овладеть языковым материалом, способами его преобразования в меняющихся условиях общения, в зависимости от возникающих каждый раз новых задач выражения суждений, отношений, чувств, побуждений и т. д. Поэтому учителю приходится оказывать помощь в подборе нужных слов, тщательно продумывать организационную сторону деятельности детей, используя различные способы побуждения их к высказываниям, к уточнению мысли, к выражению ее в более развернутой форме. Самостоятельные высказывания детей содержат много ошибок и неточностей. При исправлении этих недочетов требуется большая тактичность. Нужно помнить о длительности и сложности процесса становления речи, о множестве условий, необходимых для ее совершенствования.
Своеобразие познавательной деятельности слабослышащих детей обязывает педагога обеспечивать их подготовку к овладению обобщениями, знаниями, умениями и навыками. Она проводится в виде различного рода практических занятий, в том числе включенных в разные виды внеурочной учебно-воспитательной работы (экскурсии, трудовая деятельность, игры).
Планирование любого занятия включает выбор наглядных средств (натуральных объектов, картин, макетов, моделей, аппликаций, муляжей, диапозитивов и др.).
Учитывая сложность выработки общеучебных умений и навыков в условиях недостаточной сформированности речи и отвлеченного мышления, на всех занятиях основную часть времени следует отводить практическим упражнениям, лабораторным работам, выполнению заданий тренировочного характера.
Большие требования предъявляются к речи учителя и воспитателя специальной школы (как к ее содержательной стороне, так и к форме выражения). Для слабослышащих учащихся речь учителя — главный источник приобретения речевого опыта. Поэтому она должна быть предельно отчетливой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, правильно расчлененной паузами. Необходимо использовать все средства смысловой и эмоциональной выразительности (логическое ударение, тембровую окраску, ритм, темп). Лучшему пониманию речи учителя способствует и использование внеречевых компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции.
На занятиях учитель наряду с устной формой общения использует письменную и дактильную. Последняя применяется главным образом при коррекции ошибок произношения, введении новой лексики, исправлении грамматических ошибок. Сочетание названных словесных средств зависит от изучаемого на занятиях материала, этапа его освоения, уровня речевого развития учащихся.
В настоящее время средством компенсации нарушенной функции слухового анализатора является компьютер.
Индивидуальные компьютерные программы по различным темам и учебным предметам позволяют слабослышащим учащимся получать информацию в более доступном варианте — на зрительной основе. Специальная разработка компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием речи, мышления, памяти и других психических процессов.