Условия проведения экспериментирования
Существуют следующие условия проведения экспериментирования:
- учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей;
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;
- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;
- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
-в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Требования к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:
1. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.
2. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей;
3. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины.
4. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.
5. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.
Требования к воспитательно-образовательному процессу.
Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности воспитателю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки воспитательно-образовательного процесса. В последние годы группа исследователей под руководством С.Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. На сегодняшний день эти рекомендации считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом сообществе:
• Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы дети были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими — детьми, воспитателем. Их не должно тревожить, будут ли приняты, или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
• Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
• Воздерживаться от оценок. Благодаря этому дети смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
• Показывать детям возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии.
• Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность детям освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
• Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но ее очевидность — кажущаяся. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебно-воспитательного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в любой обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления.
• «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, воспитатель вместе с детьми помнит, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
• Устранять внутренние препятствия для мышления. Воспитатель создает такую обстановку, чтобы дети чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
• Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству. Однако она может решаться воспитателем и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.
• Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
• Помогать детям видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.
Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще одна их черта — личностная включенность детей, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого воспитателя.
Этапы проектной работы
Проектная работа включает в себя несколько этапов:
· Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
· Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у дошкольников.
· Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
· Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов (см. приложение), разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования
· Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
· Подборка практического материала, включающего:
ü Работа с детьми:
- конспекты НОД с элементами экспериментирования
- перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
- диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
- картотеку опытов и экспериментов
ü Работа с родителями :
- консультации для родителей по данной теме
- памятки
ü Работа с воспитателями:
- консультации
· Оценка результатов проведённой работы.
Реализация поставленных задач предлагается решать в трех основных формах:
· непосредственно образовательная деятельность
· самостоятельная деятельность детей
· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
Непосредственно образовательная деятельность.
Важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.
Ø Наличие модели последовательности деятельностипомогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Ø Проблемная ситуация;
Совместная деятельность наиболее привлекательная форма организации работы с детьми в опытно – экспериментальной деятельности. Так как происходит закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; возможно продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Формы сотрудничества с родителями:
-Родительское собрание в нетрадиционной форме
-Спортивный досуг
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Подгрупповые тематические консультации:
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги
-Совместные экскурсии
-Наглядная информация
-Обмен опытом
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка экспериментальной деятельности:развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2. место для приборов
3. место для хранения материалов (природного, "бросового")
4. место для проведения опытов
5. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
· Компонент дидактический
· Компонент оборудования
· Компонент стимулирующий
Для младшего дошкольного возраста
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
-книги познавательного характера для младшего возраста -тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани". | - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация |
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
-книги познавательного характера для среднего возраста; -тематические альбомы; -коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :"(зимы,весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" -Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) | -Песок, глина; -набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. |
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". | - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки | - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
Содержание познавательно-исследовательской деятельности детей в каждой возрастной группе. (Приложение 1.)
Приложение 1.
Вторая младшая группа.
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Вода. | Узнаем, какая вода | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества. | Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики. | |
Вода. | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки. | |
Снег. | Снеговик | Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, емкость | |
Воздух | Что в пакете? | Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. | Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой. | |
Воздух | Игры по обнаружению воздуха | Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, | |
Песок, глина | Мы – волшебники. | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Цвет. | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров | |
Звук. | Угадай, чей голосок? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. | |
Теплота. | Горячо – холодно. | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка |
Человек.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Органы чувств. | Наши помощники. | Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. | Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Бумага | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Бумага, ножницы, емкость с водой | |
Древесина | Древесина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой. | |
Ткань | Ткань, ее качества и свойства. | Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает). | Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой |
Средняя группа
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Семена растений | У кого какие детки | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. | |
Растения | Что любят растения? | Выявить необходимость света в жизни растений | Два комплекта растения, картонная коробка. | |
Растения | Что любят растения? | Выявить значение влаги для роста и жизни растений | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. | |
Растения. | Хитрые семена. | Познакомить со способом проращивания семян. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли | |
Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. | |
Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Вода | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | |
Вода | Изготовление цветных льдинок | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки | |
Снег | Возьмем с собой снеговика | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. | |
Воздух | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. | |
Воздух | Поиск воздуха | Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. | Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой | |
Песок, глина | Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито | |
Песок, глина | Где вода? | Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, глиной, мерныестаканчики с водой. |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Цвет | Волшебная кисточка | Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров | |
Магнит | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. | |
Свет | Солнечные зайчики | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Орган обоняния. | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. | |
Орган осязания | Язычок – помощник | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус.) |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Стекло. | Стекло, его качества и свойства | Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала | |
Резина. | Резина, ее качества и свойства | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки | |
Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой |
Старшая группа
Живая природа.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | |
Растение | С водой и без воды. | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода). | Два одинаковых растения, вода. | |
Растение | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей | |
Растение | Где лучше расти? | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Черенки традесканции, чернозем, глина, песок. | |
Растение | В тепле и в холоде | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений | Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью) | |
Растение | Лабиринт. | Установить, как растение ищет свет | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. | |
Животные | Наверх | Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Земляные черви, земля, вода. | |
Животные | Дышат ли рыбы? | Установить возможность дыхания рыб в воде | Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Вода | Помощница вода | Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики | |
Вода | Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы | Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости | |
Вода | Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды) | Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой. | |
4. | Вода | Дождик. | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка |
Воздух | Живая змейка | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить). | |
Воздух | Подводная лодка. | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. | |
Почва | Могут ли животные жить в почве? | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Магнит | Притягиваются – не притягиваются | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. | |
Магнит | Необычная скрепка | Определить способность металлических предметов намагничиваться | Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки | |
Электриче-ство | Волшебный шарик. | Установить причину статического электричества | Воздушные шары, ткань | |
Электриче-ство | Чудо – расческа | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань | |
Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Уши человека | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. | |
Глаза | Наши помощники – глаза | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза | |
Глаза | Большой – маленький | Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности | Зеркало |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой | |
Ткань | Мир ткани | Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности |
Подготовительная группа
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Растения | Запасливые стебли | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. | |
Растения | Бережливые растения | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус | |
Молоко | Растущие малютки | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Емкости с крышкой, молоко | Емкости с крышкой, молоко | |
Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Вода | Замерзание жидкостей | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. | |
Вода | Вода двигает камни | Узнать, как замерзшая вода двигает камни | Соломинки для коктейля, пластилин. | |
Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости | |
Воздух | Парашют | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. | Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком |
Физические явления
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Свет | Разноцветные огоньки. | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. | Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги. | |
Электриче-ство | Как услышать молнию? | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон). | |
Звук | Спичечный телефон | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. | |
Теплота | Как не обжечься? | Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по- разному. | Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. | |
Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы | |
Металл | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. |
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности во второй младшей группе (Приложение 2).
Приложение 2.
месяц месяцяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | Объект «Вода» «Узнаем, какая вода. История маленькой капельки». Цель: познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества) | Объект «Песок и глина» «Сыпем, лепим. Мы – волшебники» Цель: формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. | Объект «Воздух» «Что в пакете?» Цель: Дать детям представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. | Объект «Теплота» «Поиграем с солнышком». Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). |
октябрь брь | Объект «Вода» «Выжми мочалку». Цель:развивать мелкой моторики. «Налил-вылил». Цель: развивать координации движения, расширять представления о свойствах вещества | Объект «Песок и глина» «Пирожки для Мишки» Цель: Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться | Объект «Воздух» «Игры по обнаружению воздуха» Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. | Объект «Звук» «Угадай, чей голосок?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки |
ноябрь | Объект «Вода» «Водонос». Цель: знакомить со свойствами вещества и понятием объема, развивать координации движении. | Объект «Песок и глина» «Сквозь сито». Цель: знакомит с назначением предметов и свойствами вещества. | Объект «Воздух» «Ветер по морю гуляет». Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. | Объект «Цвет» «Разноцветная водичка». Цель: формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. |
декабрь | Объект «Вода» «Нырки». Цель: познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду | Объект «Бумага» «Бумага, ее качества и свойства». Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину,) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Объект «Снег» « Снеговик в гостях у детей». Цель: дать представление о свойстве снега превращаться в воду. | Объект «Цвет» Волшебная кисточка. Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. |
январь | Объект «Человек -органы чувств» «Наши помощники.» Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств | Объект «Вода» Какая разная вода». Цель: дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. | Объект «Вода» «Свойства воды – знакомство с сосулькой». Цель: ознакомление с одним из свойств воды. | |
февраль | Объект «Лёд» «Свойства льда». Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | Объект «Вода» «Изготовление цветных льдинок» Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска | Объект «Вес» «Легкий - тяжелый». Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Объект «Ткань» «Ткань, ее качества и свойства» Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает). |
март | Объект «Теплота» «Горячо-холодно». Цель: научить определять температуру веществ и предметов | Объект «Вес» «Плавает-тонет». Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). | Объект «Свет» «Что в коробке?». Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Объект «Бумага и Ткань» «Бантик из бумаги и ткани». Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, разглаживается, намокает в воде). |
апрель | Объект «Растение» «Посадка лука». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | Объект«Древесина» ««Деревянный брусочек» Цель: Научить узнавать вещи из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде). | Объект «Свет» «Здравствуй, солнечный зайчик». Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | Объект «Вес» «Поплывет, не поплывет». Цель: развивать представление о весе предметов. |
май | Объект « Свет» «Свойства солнечных лучей». Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (под воздействием солнечных лучей испаряется вода). | Объект «Воздух» «Поиграем с ветерком» Цель: познакомить со свойствами воздуха (движение, направление). Материал: бумажные вертушки, султанчики. | Объект «Песок» «Рисунки из песка» Цель: научить сыпать сухой песок тонкой струйкой; создавать рисунки из песка | Объект «Пена» «Мыльные пузыри». Цель: умение сравнивать, тактильные ощущения, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая» |
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе (Приложение 3).
Приложение 3
месяц месяцяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | Объект «Вода» «Разноцветное чудо - окрашивание воды» Цель: Выявить свойства воды: в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Объект « Растения» « Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?» Цель: Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | Объект «Воздух» «Что в пакете?» Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Объект «Теплота» «Поиграем с солнышком». Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). |
октябрь брь | Объект « Растения» «Почему цветы осенью вянут?» Цель: Установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. | Объект «Песок и глина» «Почему песок хорошо сыплется?» Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Объект «Воздух» «Игры по обнаружению воздуха» Цель: Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух | Объект «Магнит» « Волшебная рукавичка» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
ноябрь | Объект « Песок, глина» « Где вода? » Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | Объект «Свет» «Солнечные зайчики» Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Объект «Человек» «Умный нос» Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. | Объект «Цвет» «Волшебная кисточка» Цель: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
декабрь | Объект «Вода» «Изготовление цветных льдинок.» Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Песок, глина «Необычное рисование» Цель: Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Объект «Снег» « Возьмем с собой снеговика.». Цель: Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Объект « Мех» «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
январь | Объект «Человек -органы чувств» « Язычок – помощник. Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Объект «Вода, снег» «Как согреть руки?». Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | Объект «Резина» «Резина, ее качества и свойства» Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), | |
февраль | Объект «Растение» « Что любят растения?» Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Объект «Человек» «Откуда берётся голос?» Цель: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Объект «Физическое явление» «Замерзание жидкостей» Цели: Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Объект «Металл» «Металл, его качества и свойства» Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). |
март | Объект «Теплота» «Горячо-холодно». Цель: научить определять температуру веществ и предметов | Объект «Растения» « Хитрые семена». Цель: Познакомить со способом проращивания семян. | Объект «Гнездо птиц (на дереве)» «Из чего птицы строят гнезда?» Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Объект: Песок, глина «Волшебный материал» Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. |
апрель | Объект «Растение» «Посадка лука». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | Объект«Звук «Что звучит?» Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет. | Объект «Свет» «Здравствуй, солнечный зайчик». Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | Объект: «Стекло» «Стекло, его качества и свойства» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). |
май | Объект «Вода» «Пар –это тоже вода» Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды - паром. | Объект: «Семена растений» «У кого какие детки?» Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка | Объект : «Человек»«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). | Объект: «Пластмасса» «Пластмасса, его качества и свойства» Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность |
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе (Приложение 4).
Приложение 4.