Диагностика социально-педагогической запущенности детей.
Cоциально-педагогическая запущенность представляет собой одну из наиболее распространенных видов отклонений развития, зачастую перерастающего в правонарушения и иные асоциальные формы проявлений личности. Pанняя диагностика, предотвращение и корректировка необходимо обусловлены их упреждающим смыслом для формирования личности, онтогенетическим значением периода раннего возраста и наиболее высокой эффективностью воспитательных влияний на ребенка в детском возрасте. Тяжелый характер социально-педагогической запущенности объясняет специфику расклада к ее ранней диагностике – комплексность и системность.
Этапы комплексной диагностики социальнo-педагогической запущенности детей.
На 1 этапе ведется сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада, либо начальных классов школы на предмет выявления детей категории группы риска. 0дной из таких групп являются соцально и педагогически запущенные дети. Данный этап отличается скоростью выполнения. Здесь применяется метод экспресс-диагностики состояния запущенности. Прежде всего, отделяются только дети, отклонения в деятельности, общении и действия которых не соединены с причинами социально-педагогического характера. В данном этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.
На 2 этапе категория социально-педагогически запущенных детей обследуется психологом, продолжается более углубленное педагогическое изучение детей. В результате подобного скиринга ставится психолго-педагогическое заключение, определяются вопросы коррекционной деятельности с ребенком.
На 3 этапе ведется полная психолого-педагогическая проверка воспитательного микросоциума ребенка, формируется прогноз его развития, вопросы коррекционной и профилактической деятельности с воспитательным микросоцумом.
На 4 этапе ведется проверка эффективности коррекционной и профилактической деятельности в параметрах, описывающих перемены личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития.
Дети с диагнозом «социально-педагогическая запущенность» – есть дети группы риска.
Для диагностирования социально-педагогической запущенности детей в нашей работе были применены следующие методики:
- Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей (Овчаровой Р.В.) (Приложение 1), направленная на определение степени социально-педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, свойств и качеств и личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10–25%, при выраженной степени 25–50%, при высокой – 50% и более[23].
- Социальный паспорт личности ребенка, направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий и т.д. (Приложение 2).
Комплексная психолого-педагогическая диагностика – это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление полезных сторон, дефектов и их оснований, направленный на решение практических задач – гармонизацию становления личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Её целью является раннее обнаружение показателей и проявлений социально-педагогической запущенности детей – установление степени деструкции и нрава дисгармоний различных сторон, свойств и качеств личности, раскрытие способов и методов их профилактики и коррекции; прогнозирование последующего формирования детей.
B рассматриваемом случае содержательными аспектами диагностики должны стать:
а) отсутствие патологии развития;
б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация формирования;
в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям
и личным возможностям динамичность детей, как субъекта общения и деятельности;
г) неразвитость ребенка, как субъекта самосознания;
д) общее средoвое приспособление;
е) педагогическая сложность школьника.
Диагностически значимыми симптомами социально-педагогической запущенности являются:
1) нарушение образа «Я», проявленное в неадекватной самооценке и степени требований;
2) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии ровесниками, отвержении отца с матерью и обструкции учителей;
3) трудности и неуспешность в учебной деятельности, сопряженные с дисгармониями формирования социально-педагогического генеза;
4) неадекватные поступки в социальных обстановках;
5) гиперсоциализированность и авторитарность учителей и родителей[24].
B основе метода комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет присутствие либо отсутствие состояния, обнаруживает вид основных отклонений и изъянов, вызванных этим состоянием, и примерный степень данных отклонений.
Данный метод применяется в то же время с наблюдением за детьми, что одновременно ведут учителя, психологи. Также изучаются продукты деятельности ребенка, медицинская карта, «хроника его поведения» (разговоры с родителями). В данных суждениях отражаются плохая семейная и школьная обстановка, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный вид взаимоотношения к ребенку, подавляющий его динамичность и самовыражение. Общее высокое количество баллов пo шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психологo-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы:
1.Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?
2.На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?
3.Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?
4.В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?
5 Кто и что должен делать?
6.Какими путями, средствами, методами?
7.Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии?
Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «ограничить» запущенность от сходных с ней состояний.
Исследование проводилось на базе МОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа». Для эксперимента брали 5 класс в возрасте 12 – 13 лет (25 человек из них 13 мальчиков,12 девочек). Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости, наблюдение, социальный паспорт личности ребенка (Приложение 2), метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.
Наблюдение за детьми показало, что в классе сложился крепкий, сплочённый коллектив, есть ярко выраженные лидеры класса, дети на уроках ведут себя тихо, слушаются своего педагога, домашние задания выполняют всегда вовремя, но есть и исключения, которые приходят не приготовленными. Дети внеучебное время заняты на секциях, в кружках. Мальчики посещают секцию по вольной борьбе, стрельбу из лука, шахматы, теннис, девочки предпочитают ходить на хореографический кружок, музыкальный и кружок рисований.
Mетод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей выявил 3 детей с разными степенями запущенности: Д. Тамир, К. Денис, С. Арима.
1. Д. Тамир. Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин, наблюдались случаи прогулов уроков. Учится на тройки. 0тставание в учебе происходит из-за недостатка внимания со стороны родителей. Социальный паспорт личности ребенка показал, что семья полная, многодетная, благополучная, папа работает пожарным в ЛПЧ №79 и ему часто приходится задерживаться на работе, мама работает оператором заправки, не хватает времени на детей. Ребенок к родителям относится с любовью и уважением. Детей в семье трое: старший брат и младшая сестра. Проживают в частном доме, комнату делят со старшим братом, бытовые условия хорошие, днем пока родители на работе остаются одни без присмотра, направленность интересов в наибольшей степени на трудовую и спортивную деятельность (посещает секцию стрельбы из лука).
Совпадения по первой шкале (свойства самосознания) свидетельствуют о неадекватной самооценке, его социальную неприспособленность, в утверждениях второй шкалы (свойства общения) содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими, третья шкала (свойства учебной деятельности) свидетельствует о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка и характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, также в 4 (общая тревожность) и 5 (воспитательный микросоциум) шкале отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение.
Степень социально-педагогической запущенности легкая – 23%.
2. К.Денис. Ребенок учится на тройки, на уроки ходит с неохотой. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, малообеспеченная, папа безработный, живет на подработках, периодически употребляет спиртные напитки, мама работает уборщиком в школе, материальное положение семьи ниже прожиточного минимума, бытовые условия в доме нормальные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. При опросе выяснилось, что направленность интересов в наибольшей степени на трудовую и спортивную деятельность (посещает секцию вольной борьбы). Ребенок редко принимает участие в общественных делах.
Совпадения по второй шкале (свойства общения) касаются потребности ребенка в признании и его неудовлетворенной потребности в общении, свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией. Третья шкала (свойства учебной деятельности) говорит о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, характеризует несформированность осознанности и целенаправленности обучения. Четвертая шкала (общая тревожность) характеризует семейную тревожность ребенка.
Социально-педагогическая запущенность находится в выраженной степени – 38%.
3. С. Арима. Ребенок не попускает занятия без уважительных причин. Учится на тройки. Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеет. Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья неполная, распавшаяся, малообеспеченная, отец периодически выпивал и часто поднимал руку на маму, мама безработная, есть младшая сестра. Материальное положение семьи ниже прожиточного минимума, проживают с бабушкой, дедушкой в частном доме. Бытовые условия нормальные, своей отдельной комнаты у ребенка нет, признаков насилия над ребенком в семье нет, домашнее задание периодически не выполняет, посещает хореографический кружок.
Первая шкала (свойства самосознания) свидетельствует о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Третья шкала (свойства учебной деятельности) показывает о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, характеризует несформированность осознанности и целенаправленности обучения. Четвертая шкала (общая тревожность) характеризует семейную тревожность ребенка и тревожность ребенка в школе, указания на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.
Социально-педагогическая запущенность находится в низкой степени – 18%.
4. Д. Булат. Единственный ребенок в семье. Учится на 3 и 4. Иногда пропускает уроки без уважительных причин. Социальный паспорт личности показал, что семья полная. 0тец безработный, мама также безработная, но иногда подрабатывает уборщиком в кафе. Ребенок посещает кружок пения, но с неохотой.
Совпадения по первой шкале (свойство самосознания) говорят о низкой самооценке. Ему кажется, что он слабее других, хотя Булат физически здоров и ничем не отличается от своих сверстников. Также третья шкала (свойство учебной деятельности) свидетельствует о нарушениях в учебно-познавательной деятельности, а именно, Булат работает только тогда, когда над ним «стоит» учитель или родители.
5. И. Светлана. Социальный паспорт личности выявил, что в семье 4 человека: мама с сожителем, Кирилл – младший брат и Светлана. Семья недавно переехала из другой деревни, и в связи с этим, у них пока нет работы. Светлана учится на тройки. Материальное положение ниже прожиточного минимума.
Третья шкала (свойство учебной деятельности) показывает, что ребенок ходит в школу без особого желания. Но это можно объяснить тем, что она является новичком в классе. Соответственно, у нее почти нет друзей. Также третья шкала говорит о том, что на уроках Светлана часто пассивна.
Сделав комплексную экспресс-диагностику состояния социально-педагогической запущенности детей можно сделать вывод о том, что есть дети с разными степенями запущенности: легкой, средней и выраженной.
Но также хочется отметить, что есть и дети, которые находятся на грани социально-педагогической запущенности. Из нашего исследования хотелось бы выделить Булата и Светлану. По их результатам можно сделать вывод о том, что они не социально-педагогически запущенные дети, а находятся на грани запущенности.
Таким образом, при диагностике детей на социально-педагогическую запущенность имеется вероятность ошибиться, и отнести детей, которые находятся на грани запущенности, к социально-педагогически запущенным детям. Тем не менее, своевременное выявление и коррекция этих детей может устранить данную проблему.