Оценка строевой подготовки.
Проверка одиночной строевой подготовки военнослужащих проводится по осмотру внешнего вида, выполнению строевых приемов без оружия и с оружием, а также по знанию положений Строевого устава и других общевоинских уставов (для офицеров и курсантов военных училищ - и методики обучения).
Проверка начинается с осмотра внешнего вида военнослужащих, при этом особое внимание обращается на подгонку обмундирования, обуви, их исправность и аккуратность заправки, правильность нашивки погон и петлиц; выполнение правил ношения орденов и медалей (лент орденов и медалей) и нагрудных знаков; размещение эмблем, звезд и нашивок на погонах, а также соблюдение правил ношения отдельных предметов военной формы, стрижку волос, ношение солдатами и сержантами короткой аккуратной прически, состояние снаряжения и оружия.
Одновременно с осмотром внешнего вида проверяется наличие личного состава, усвоение военнослужащими положений Строевого устава и других общевоинских уставов, знание своих начальников и подчиненных, наличие личных знаков у офицеров и соответствие записей в удостоверениях личности (военных билетах) воинскому званию, должности, закрепленному за военнослужащим личному оружию.
В ходе проверки каждому военнослужащему выставляется оценка за внешний вид. Она определяется «удовлетворительно», если военнослужащий аккуратно заправлен, имеет аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды строго соответствуют правилам их ношения.
Оценка определяется «неудовлетворительно», если военнослужащий в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить на месте, находясь в строю.
Подразделение от дальнейшей проверки отстраняется при наличии в нем более 15 % военнослужащих, имеющих неудовлетворительные оценки за внешний вид. Если недостатки устранимы в процессе проверки, то в этом случае предоставляется время на их устранение и проводится повторный осмотр.
Если в проверяемом подразделении выявлено менее 15 % военнослужащих с нарушениями правил ношения военной формы одежды, то проверка подразделения продолжается, но этим военнослужащим выставляются неудовлетворительные оценки за внешний вид.
По окончании осмотра внешнего вида проводится проверка одиночной подготовки: вначале выполняются строевые приемы и действия без оружия, затем с оружием. Первыми, как правило, сдают проверку командиры подразделений.
На занятиях может быть проверен уровень подготовки барабанщика: исполнение маршей в соответствии с приложением 7. Строевого устава. Проверка проводится разнообразно, не по шаблону, с различным чередованием строевых приемов, изложенных в гл. 2, 3 и 4 Строевого устава согласно Перечню строевых приемов. Как правило, это 8-10 приемов и действий, которые назначает каждому военнослужащему проверяющий. В результате такого подхода к проверке в подразделении может быть проверено выполнение всех требований указанных глав с учетом изученных тем. В ходе строевого смотра (контрольного занятия) продолжается проверка военнослужащих по знанию положений Строевого устава, а у офицеров, кроме того, проверяется знание методики обучения.
Проверка одиночной подготовки осуществляется согласно Перечню строевых приемов, приведенных в табл. 1.
Таблица №1
ПЕРЕЧЕНЬ
Команди действий,проверяемых по одиночной строевой выучке и наиболее характерные ошибки при их выполнении
Прием, команда, действие | Ошибки | |||
Строевая стойка | Ноги согнуты в коленях, носки не выровнены по линии фронта и не развернуты на ширину ступни, каблуки не поставлены вместе. Руки согнуты в локтях, кисти рук находятся не на середине бедра и не обращены ладонями внутрь, пальцы не полусогнуты и не касаются бедра. Грудь не приподнята, живот не подобран, плечи не развернуты, корпус не подан вперед. Голова опущена, выставлен подбородок | |||
Повороты на месте | После поворота не сохраняется правильное положение корпуса или ног. Во время поворота ноги (нога) сгибаются в коленях. Кисти рук не посередине бедер и пальцы не касаются бедра. Нога приставляется не кратчайшим путем | |||
Повороты в движении | Поворот в движении выполнен несвоевременно. Поворот направо (налево) осуществляется не на носке левой (правой) ноги. При повороте не выполняется движение руками в такт шагу. Поворот кругом выполняется не на носках обеих нот | |||
Строевой шаг | Корпус не подан вперед. Нарушается координация движения рук и ног. Голова опущена вниз. Движение руками около корпуса осуществляется не от плеча, а за счет сгибания в локтях. Движение рук вперед выполняется значительно ниже (выше) установленной высоты, при этом локоть находится не на уровне кисти руки, а при движении назад рука отводится не до отказа в плечевом суставе. Не оттянут носок вынесенной вперед ноги. Нота не ставится твердо на всю ступню. Нарушается строевая стойка. Теми движения значительно меньше (больше) 110-120 шагов в минуту | |||
Выполнение воинскою приветствия | Воинское приветствие выполняется менее иди более чем за 3-4 шага. Пальцы руки, приложенной к головному убору, не вместе, ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора. Локоть руки не на линии и высоте плеча. При повороте головы изменилось положение руки у головного убора. Рука прикладывается к головному убору не кратчайшим путем | |||
Выход из строя и возвращение в строй | Выход из строя и возвращение в строй выполняется походным шагом | |||
Выход из строя осуществляется не на указанное количество шагов. После выхода не выполнен поворот лицом к строю. Нет ответа: «Есть» после команды о выходе из строя. По команде, например, «Рядовой Иванов», военнослужащий, стоящий лицом к строю, не повернулся к начальнику или не ответил: «Я». По команде «Стать в строй» военнослужащий не приложил руку к головному убору и пс ответил: «Есть». Нарушается положение строевой стойки. Возвращение в строй осуществляется не кратчайшим путем. Остальные недостатки те же, что и при движении строевым шагом | ||||
Подход к начальнику вне строя и отход от него | Военнослужащий, услышав свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил: «Я». При подходе к начальнику за 5-6 шагов не перешел па строевой шаг. Получив приказ, военнослужащий не приложил или неправильно приложил руку к головному убору. Нет ответа: «Есть» после получения приказа. При отходе не сделал 3-4 шага строевым шагом. Остальные недостатки те же, что и при выполнении предыдущих приемов | |||
Подход к начальнику с выходом из строя и отход от него | При выходе из строя военнослужащий не сделал 1-2 шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот' в сторону начальника. Подход (отход) осуществлен не кратчайшим путем. При подходе военнослужащий не одновременно с приставлением ноги приложил руку к головному убору. Остальные недостатки те же, что и при выходе из строя и возвращении встрой | |||
Строевая стойка с оружием | Недостатки те же, что и при строевой стойке без оружия. | |||
Оружие в положении «на ремень» держится правой рукой не на высоте верхнею обреза поясною ремня (а значительно выше или ниже). Карабин, пулемет держатся у ноги не в свободно опущенной правой руке, и затыльник не касается ступни правой ноги | ||||
Строевые приемы с оружием | Приемы выполнены с нарушением уставных требований, нарушается положение строевой стойки | |||
Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос определяется:
«удовлетворительно», если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала;
«неудовлетворительно», если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью и были допущены ошибки.
Оценка за выполнение военнослужащим строевого приема определяется:
«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
«хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но допущена одна ошибка (табл. 8);
«удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но допущены две ошибки (табл. 8);
«неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, либо при его выполнении допущено три и более ошибок (табл. 8).
Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки военнослужащего определяется:
«отлично», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные - на «хорошо» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;
«хорошо», если не менее 50 % строевых приемов выполнены на «отлично» и «хорошо», а остальные - на «удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений Строевого устава;
«удовлетворительно», если не менее 80 % строевых приемов, внешний вид и знание положений Строевого устава оценены не ниже «удовлетворительно».
Оценка одиночной строевой выучки подразделениям воинских частей отделениям (отделай), службам и управлениям воинских частей, соединений (объединений) слагается изиндивидуальных оценок каждого военнослужащего и определяется:
«отлично», если менее 90 % проверенных получили положительные оценки, при этом половина из них оценена «отлично», «хорошо»;
«хорошо», если менее 80 % проверенных получили положительные оценки, при этом половина из них оценена не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно», если не менее 70 % проверенных получили положительные оценки:
«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Оценка одиночной строевой выучки взводу, роте, батальону (факультету курсантов), кафедре военных образовательных учреждений профессионального образования определяется:
«отлично», если не менее 95 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - «отлично», не менее 30 % - «хорошо»;
«хорошо», если менее 85 % проверенных оценены положительно, при этом не менее 50 % - не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно», если не менее 75 % проверенных оценены положительно;
«неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».
Практическая разработка плана-конспекта по строевой подготовке.
План-конспект (план проведения занятия) - это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых.
План-конспект по строевой подготовке должен быть краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его хорошим пособием при подготовке и проведении занятия.
УТВЕРЖДАЮ
Командир ______________взвода
лейтенант А. Кравцов
23.06.04г.
План-конспект
проведения занятия по строевой подготовке
с 1-м отделением 1-го взвода
Тема. Строевые приемы и движения без оружия.
Занятие. Движение строевым шагом.
Цели: 1. Научить личный состав отделения движению строевым шагом.
2. Совершенствовать выполнение раннее изученных строевых приемов- повороты на месте.
Метод : Показ выполнения строевых приемов и движения строевым шагом. Практическая отработка тренировка личным составом движению строевым шагом.
Время: 50 минут.
Место: Строевой плац.
Форма одежды: Повседневная для строя.
Руководства и пособия: 1. Строевой устав Вооруженных Сил РФ, ст. 31-37.
2. Пособие «Строевая подготовка».
Ход занятия
№ п\п | Содержание занятия | Время, мин. | Действия руководителя и обучаемых |
Построение на занятия и выход к месту занятий | Объявляю тему, цель занятия и учебные вопросы. | ||
Тренировка в поворотах на месте: направо, налево, кругом | По команде командира взвода приступаю к тренировке в поворотах на месте, отработанных на прошлом занятии; предварительно размыкаю отделение на четыре шага. | ||
Изучение нового приема - движение строевым шагом: а) движение строевым шагом по разделениям; б) движение строевым шагом в целом. | После показа правил движения строевым шагом командиром взвода веду отделение на указанное место для занятий. Обучаю движению строевым шагом по разделениям в разомкнутом строю. Находясь внутри строевой площадки, подаю команды, все солдаты отделения выполняют упражнение. Если допущена общая ошибка, останавливаю отделение и показываю, как ее исправить. При ошибке отдельного солдата отвожу его в лево на один шаг от направления движения, становлюсь рядом с ним и на ходу исправляю ошибку. Все остальные солдаты продолжают выполнять упражнение самостоятельно. Особое внимание обращаю на правильное положение корпуса, правильный вынос ноги и движение рук. По команде командира роты организую тренировку движения строевым шагом под барабан. Особое внимание обращаю на правильное положение корпуса, правильный вынос ноги и движение рук. По команде командира роты организую тренировку движения строевым шагом под барабан По моей команде отделение отрабатывает движение строевым шагом в замедленном темпе под свой счет с темпом 60-70 шагов в минуту и с постепенным увеличением его до 110-120 шагов в минуту. В ходе отработки строевого шага слежу за правильным движением солдат, замеченные недостатки тут же устраняю. В заключение провожу соревнование на лучшее движение строевым шагом. | ||
Разбор занятий. | Подвожу итог, указываю на недостатки отдельных солдат , даю рекомендации над чем работать. Даю задание по подготовке к очередному занятию. Затем отделение участвует в разборе занятия командира взвода и командира роты. |
Командир 1 - го отделения
сержант А. Петров
22.05.04
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Напомнить студентам название темы, учебные вопросы, учебные и воспитательные цели и пути их достижения.
Подвести итог занятия, объявить студентам оценки за ответы на поставленные вопросы в ходе занятия, отметить подготовленность взвода, указать недостатки, пути и способы их устранения.
Ответить на вопросы студентов. Довести название темы следующего занятия. Дать задание на самостоятельную работу.
Подать команду об окончании занятия.
Задание на самостоятельную работу:
1. Изучить материал поматериалам лекции и указанной литературе.
2. Доработать конспект лекции.
Доцент
подполковник Молчанов С.В.
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ