Перспектива прямой и плоскости 6 страница
Рис. 166
квадрата и определим перспективу восьми точек. Полученные точки обведем сначала тонкой линией от руки, затем — по лекалу.
Построение перспективы окружности, расположенной в вертикальной проецирующей плоскости (рис. 167) выполнено аналогичным способом, хотя используется половина окружности, которая вписана в половину квадрата, расположенную сбоку при картинном следе. На картине в вертикальной плоскости построим перспективу квадрата с заданной стороной АВ и определим лежащие на его сторонах четыре точки эллипса (1, 2, 4,6). На фронтальном положении квадрата найдем точки 3,5 пересечения диагоналей квадрата с окружностью. Перенесем полученные величины на картинный след, а оттуда при помощи вспомогательных прямых, которые на картине являются глубинными, в перспективное изображение.
Если окружность расположена много левее или правее точки Р (рис. 168), перспектива окружности будет иметь значительные искажения. Поэтому прежде чем строить перспективу окружности, необходимо выбрать точку Р так, чтобы она располагалась в пределах диаметра окружности.
В практике часто применяют другой способ построения перспективы окружности — по точкам. Все построения выполняют непосредственно на самой картине (рис. 169).
Рис. 167
Рис. 168 103
Рис. 169
На основании картины задан диаметр АВ окружности, расположенной на предметной плоскости.
Точки А и В соединим с точкой Р. Прямую АВ разделим пополам и через ее середину проведем прямую в точку Р. Прямая, направленная в дистанционную точку из точки А, определит центр окружности и вершину С, через которую проведем прямую, параллельную АВ до пересечения ее с прямой АР в точке Е. Определив перспективу стороны СЕ, построим перспективу квадрата АВСЕ, используя для этого свойства его диагоналей.
Из вершины А и середины стороны АВ опустим перпендикуляры и разделим полученные прямые углы пополам с помощью биссектрис. Точка пересечения биссектрис будет вершиной равнобедренного треугольника. Из середины АВ радиусом, равным катету равнобедренного треугольника, опишем полуокружность, которая пересечет АВ в двух точках, через которые проведем прямые в точку Р. Так получим четыре промежуточные точки, расположенные на диагоналях квадрата. Обведем от руки тонкой линией фигуру эллипса по восьми точкам, а затем толстой линией по лекалу.
На схеме картины Т.Н. Яблонской «Утро» (рис. 170) изображена часть круглого стола. При наличии линии горизонта, главной точки Р и дистанционной точки D, можно достроить недостающую часть и определить натуральную величину стола в масштабе картины. Для этого построим квадрат, в который вписана окружность. Найдем точки касания горизонтальных и глубинной прямых и определим точки 1,2,3. Проверим правильность расположения точек 1 и 3, соединив их прямой, которая должна проходить через точку Р. С помощью, дистанционной точки, найдем центр стола, который позволит определить точку 4 и сторону АВ. Перенесем размер квад-
Рис. 170
рата на основание картины и построим натуральную величину окружности стола в масштабе картины. Диагонали, проведенные в совмещенном квадрате, определят недостающую точку для построения перспективы полной окружности стола.
В перспективе в общем случае окружность изображается эллипсом. Легче всего его можно построить с помощью перспективы квадрата, в который вписывают данную окружность.
| Вопросы и упражнения для самоконтроля
1.Как строится перспектива угла, лежащего в предметной плоскости?
2. Как строится перспектива угла 30° по заданной одной его стороне?
3. Как строится перспектива прямого угла при условии, что одна из его сторон направлена в точку D?
4. Как располагаются здания в угловой перспективе улицы? Куда направлены карнизы, линии окон и крыш в изображенных зданиях?
5. Как располагаются здания при изображении центральной перспективы улицы? Где находится точка схода?
6. Где находится точка схода линий дороги на улице с подъемом? Как определить угол этого подъема?
7. Как будут перемещаться точки схода у улицы с поворотом?
8. Что необходимо знать, чтобы построить перспективу паркетного пола, составленного из плиток прямоугольной формы?
9. Какую форму принимает окружность в перспективе?
10. Ответьте на вопросы к схеме картины Питера де Хооха «Девушка, подметающая в комнатах» (рис. 171):
Рис. 171
В какой перспективе изображена комната? По каким линиям можно определить главную точку схода? Как определить расстояние между двумя стульями? С помощью какого масштаба можно определить рост служанки? Как можно достроить второй квадрат паркета, какие элементы картины для этого потребуются?
Как определить углы разворота стула, стоящего у задней стены, и какие элементы картины для этого потребуются?
Каким способом можно достроить вторую картину на боковой стене, если задана одна ее сторона и она равна первой?
Глава V
ПЕРСПЕКТИВА ОБЪЕМНЫХ ТЕЛ
1. Перспектива многогранных геометрических тел
Мир, окружающий человека, состоит из различных предметов самой разной формы. К наиболее простым формам относятся геометрические тела, такие как, куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, тор.
В работе над перспективным изображением какой-либо сложной формы, в том числе и человеческого тела, художнику помогает умение ассоциировать изучаемые формы с геометрическими телами. На первом этапе рисования, табурет, лежащий на полу (рис. 172), ассоциируется с изображением прямоугольной призмы, которая выстраивается в тонких линиях с учетом расположения точки зрения, линии горизонта и перспективных сокращений. На последующих этапах рисования уточняются формы отдельных элементов — наклонное направление ножек, перекладин, вводится светотень, определяются собственные и падающие тени с учетом направления световых лучей и законов воздушной перспективы.
Табурет и стул (рис. 173, 174) изображены в более привычном положении, стоящие на полу. Частично показаны линии построения, которые позволяют более точно судить о местонахождении зрителя и перспективных сокращениях. Оба предмета прямоугольной формы и их перспективы строятся по одним и тем же закономерностям.
Построение перспективы геометрических тел основываются на умении строить перспективу плоских фигур с применением перспективных масштабов. Геометрические тела, в том числе куб, могут располагаться на картине ниже или выше линии горизонта, а также пересекать горизонт в зависимости от композиционного замысла художника (рис. 175).
Построим перспективу куба, если задана сторона, равная I, при условии, что две грани его должны быть параллельны картине. На картине за-
Рис. 172
Рис. 173
Рис. 174 108
дана вершина А = а, через которую должна пройти передняя грань куба (рис. 176).
Перспективу геометрических тел начинают строить с нижнего основания, в нашем случае квадрата АВСЕ. Так как по условию две грани должны быть параллельны основанию картины, следовательно, две другие грани перпендикулярны к картине и будут сходиться в точке Р.
Проведем прямую через точки А и Р до пересечения с основанием картины в точке Д,. От этой точки отложим отрезок А„В0, равный длине I. Точку Б0 соединим с точкой Р. Через точку А проведем прямую, параллельную основанию картины, до пересечения с прямой BqP в точке В = Ъ. Точку А соединим с дистанционной точкой D. Данная прямая пересечет прямую BqP в точке С. Через точку С проведем вторую прямую, параллельную основанию картины, которая пересечет прямую А0Р в вершине Е = е. Перспектива основания куба построена.
�999999999999999�
Рис.175 109
Чтобы построить верхнее основание куба, надо из каждой вершины основания куба провести перпендикуляры. Фронтальная грань будет иметь высоту, равную стороне АВ. Построив переднюю грань, начертим остальные грани куба. Два верхних ребра будут сходиться в точке Р.
Куб может иметь иное положение по отношению к линии горизонта и точке схода, т. е. может быть развернут под произвольным углом к картине (рис. 177).
Построим параллелепипед, который развернут под произвольным углом к картине (рис. 178). Параллелепипед имеет размеры, мм — длина 50, ширина 40, высота 20.
На картине зададим перспективу прямой произвольного направления Д, F2 и на ней отметим точку А=а — одну из вершин параллелепипеда. Определим совмещенную точку зрения Sk. Построим при ней угол 90° и определим точку Fx на линии горизонта. Точку А соединим прямой с точкой схода F^ Перспектива угла F1AF2 равна 90°. Циркулем найдем масштабные точки Мг и М2.
Для построения стороны АВ воспользуемся точкой М2 и через нее и точку А проведем прямую до пересечения с основанием картины в точке 30. От этой точки отложим вправо отрезок 30-40, равный 50 мм. Точку 40 соединим с точкой М2. Прямая 4qM2 пересечется с прямой A1tF2 в точке В = Ъ.
Для построения перспективы другой стороны основания параллелепипеда воспользуемся другой масштабной точкой Мх. Соединим ее прямой с вершиной А и продолжим до пересечения с основанием картины в точке 10. От точки 10 влево отложим отрезок 1020, равный 40 мм. Точку 20 соединим прямой с точкой Мх. На пересечении прямых AF1 и 20М0 получим вершину Е = е. Зная направление двух сторон основания параллелепипеда, построим перспективу всего основания. Для этого вершину В соединим с точкой схода Fu a E с F2. На пересечении прямых EF2 и BFг получим четвертую
A | ||||||||
F^^ | Ы?1 | ,p | ||||||
L | =^м^ | |||||||
K^^' | —н----- | ^ | V ^ | к |
Рис. 178 111 |
Рис. 177
вершину С а с. Из каждой вершины проведем вверх перпендикуляры и по масштабу высоты определим верхнее основание параллелепипеда.
Последовательность построения призмы аналогична построению параллелепипеда. Построим перспективу правильной четырехугольной пирамиды SABCE, стоящей на горизонтальной плоскости под произвольным углом к картине. Основание пирамиды имеет форму квадрата. Высота пирамиды 70 мм. На картине задана перспектива стороны АВ (рис. 179,а).
Рис. 179 112
Рис. 180
Построим перспективу основания пирамиды, т. е. квадрат АВСЕ, используя при этом масштабные точки М1 и М2. В основании квадрата проведем диагонали. Из точки пересечения диагоналей восстановим вверх перпендикуляр и по масштабу высоты определим вершину пирамиды О. Пирамида, две стороны основания которой параллельны основанию картины, визуально воспринимается крупнее, а ее перспективные построения проще (рис. 179,6).
Знание перспективных построений простых геометрических тел помогает правильно строить натюрморты, в которых они часто используются (рис. 180). Два параллелепипеда развернуты под одинаковыми углами к зрителю и потому имеют одни и те же точки схода Fг и F3, которые позволяют установить местонахождение совмещенной точки зрения Sk. Для пирамиды, имеющей иное направление сторон, необходимо определить свои точки схода и, следовательно, пару своих масштабных точек М2 и М4.
Построение перспективы геометрических тел основываются на приемах изображения плоских фигур с применением перспективных масштабов.
8 Э-298
2. Перспектива круглых тел
Тела, имеющие круглые очертания форм (цилиндрические своды перекрытий, арки мостов, стол, вазы), строятся на основе правил построения перспективы окружности. Единственным геометрическим телом, которое принято изображать в художественных произведениях не изменяющимся по форме во всех положениях по отношению к горизонту, является шар. Вместе с тем его тоже не рекомендуется сильно сдвигать вправо или влево от главной точки зрения, потому что в этом случае, при построениях получается некоторое искажение его формы.
Рассмотрим построение перспективы прямого кругового конуса, стоящего на горизонтальной плоскости (рис. 181). Построим перспективу квадрата, в который вписан по восьми точкам эллипс — основание конуса. Из середины основания конуса проведем вверх перпендикуляр, на котором по
Рис.181 114
Рис. 182
масштабу высоты определим вершину. Из вершины конуса — точки S проведем две касательные к основанию конуса.
Для построения прямого кругового цилиндра (рис. 182), стоящего на горизонтальной плоскости, построим перспективу его нижнего основания (в той же последовательности, как и при построении перспективы конуса), а затем верхнее. Оба основания построим по восьми точкам. Для оптимизации построений воспользуемся масштабом высоты. Из каждой найденной перспективы точки нижнего основания проведем вверх перпендикуляр и по масштабу высоты определим высоту образующих и начертим верхнее основание цилиндра — эллипс.
Тор в перспективе строится с помощью секущих плоскостей, перпендикулярных к оси вращения тела. На картине (рис. 183,а) показан первый этап построения керамической вазы, часть которой по форме представляет собой торовую поверхность. Зададим очертания формы вазы в верхнем углу
VO
И
О.
листа. При построении перспективы воспользуемся масштабом М2 : 1. Построим масштаб высот. На вертикале 1050 отложим натуральную величину и определим высоту отдельных частей вазы. Отмеченные размеры на масштабной шкале перенесем на ось 1 5 вазы, заданной на картине с учетом глубины ее расположения.
Для получения на картине размеров горизонтальных диаметров окружностей в каждой части ширины вазы изобразим перспективу квадратов, в которые вписаны окружности. Проведем диагонали в квадратах и найдем точки, необходимые для построения эллипсов, лекальные кривые построим на видимой поверхности вазы. Соединим эллипсы и получим очертание внешней формы вазы в перспективе (рис. 183,6).
Рис. 184 117 |
На картине (рис. 184) изображен натюрморт, состоящий из трех предметов разной формы: ваза, разделочная доска и яблоко. Для построения этих предметов определим линию горизонта и главную точку картины Р. Горизонт проходит через горлышко вазы, что придает ей монументальность. Точки схода разделочной доски находятся за пределами картины, что чаще всего соответствует реальному восприятию натюрморта. В изображении вазы даны все формообразующие эллипсы, хорошо видны изменения их
Рис. 185
величин в зависимости от положения относительно линии горизонта. С помощью масштаба высот определим размеры вазы и доски. Яблоко условно представим шаром.
На картине (рис. 185) показано построение полуоткрытых дверей на фронтальной и боковой стенах комнаты. Зададим ширину дверного проема на фронтальной стене. Чтобы изобразить дверь, открытую на угол 60°, построим 1/4 часть окружности, которую описывает дверь на полу при движении. Эту часть окружности впишем в соответствующую часть описанного квадрата. Построим четвертую часть квадрата во фронтальном положении, задав угол 60°, конец радиуса перенесем на перспективное изображение окружности (эллипса) с помощью глубинной прямой. Направление нижнего края двери в пересечении с линией горизонта определим точку схода F2 ■ Построим линию верхнего края двери, соединив ее конец с той же точкой схода. Чтобы определить направление торцевой стороны двери, построим прямой угол при совмещенной точке зрения и найдем точку схода Ft. Аналогично построим приоткрытую на угол 30° дверь на боковой стене комнаты.
Так можно определить на картине углы поворота приоткрытых створок окон и дверей. На схеме картины Сильвестра Щедрина «Неаполитанская сценка» две створки окна открыты на разные углы, которые по величине больше 90° (рис. 186,а). Изобразим в увеличенном виде левую створку
Рис. 186
окна (рис. 186,6), в соответствующем масштабе перенесем на линию горизонта точки Р и F2. Построения начнем с точки А, которая является началом рамы окна и оси вращения створки. При полном повороте створка описывает полуокружность, которая изображена половиной эллипса. На этой кривой лежит точка Е, определяющая угол поворота створки. На прямой АВ построим фронтальное положение четверти окружности, на которую перенесем положение точки Е. Тупой угол а соответствует углу, на который открыто окно.
Окружность может изображаться в вертикальной плоскости, например арочные перекрытия с полуцилиндрическими очертаниями (рис. 187). Изображенные арки находятся в произвольно направленной вертикальной плоскости дома, имеющей удаленную точку схода. В построении арок используются полуквадраты, в которые вписываются окружности. Представлены две плоскости: фронтальная, расположенная параллельно картинной плоскости, и глубинная с точкой схода в точке Р (рис. 188). Необходимо построить одинаковые арки при заданном радиусе окружности.
Ширину фронтальной арки можно определить с помощью масштаба широт, воспользовавшись главной точкой картины. Отложим натуральные величины окружности 00~10 = 10-50 на основании картины от боковой стенки. Для нахождения величины боковой арки воспользуемся масштабом глубины и дробной дистанционной точкой 20-30= 30-40. Высоту арок определим
-
Рис. 187
Рис. 189
при помощи масштаба высот. Перспектива арочного дворика с бассейном (рис. 189) выполнена на основе этих же приемов.
Построение перспективы круглых предметов основано на правилах и приемах построения окружности и использовании перспективных масштабов.
3. Перспектива тел в различных положениях
В учебных постановках и натюрмортах часто приходится изображать тела в различных положениях — ракурсах (рис. 190, 191).
На картине (рис. 192) показано построение горизонтально лежащего цилиндра, у которого заданы диаметр основания и высота (длина). Оба основания цилиндра параллельны картинной плоскости, т. е. расположены фронтально. В этом случае для построения окружности способ описанного квадрата остается наиболее простым и удобным.
Отметим в предметной плоскости произвольно точку А и восстановим из нее перпендикуляр, на котором будет находиться вертикальный диаметр. Диаметр цилиндра определим с помощью масштаба высот, для этого на основании картины проведем натуральную величину окружности и отметим ее центр. Перенесем размеры на картину и построим квадрат, в который впишем полную окружность и определим на ней точки СшЕ.
Используя дистанционную точку на основании картины, отложим натуральную величину длины цилиндра и определим это расстояние в глуби-
Рис. 190
Рис.191 122
h D A» P h
H.B.
Рис. 192
не картины. Найдем точку А1. Построим второй квадрат и впишем в него окружность, получив необходимое количество точек. Проведем очерковые прямые, которые являются касательными к окружностям и соприкасаются с ними в точках 1,2,3, 4.
В случае, когда основания цилиндра расположены перпендикулярно к картинной плоскости тоже используется способ вписанных окружностей. Построим четырехугольную призму, а затем в нее впишем цилиндр.
На картине (рис. 193) в предметной плоскости отметим произвольно точку А и найдем диаметр вертикального основания цилиндра с помощью масштаба высот. Соединив главную точку картины Р с основанием А полу-
н вРис. 193
в ——ВТ
Рис. 194
чим картинный след Aq. Отложим на основании картины от точки Д, натуральную величину высоты цилиндра, соединим с точкой Р, получим точку Ах. Для построения основания 1-4-4^-1^ четырехугольной призмы соединим точку А с дистанционной точкой D и продолжим до основания картины. Получим точку Ав от которой по обе стороны отложим отрезки IqAd = AD40, равные радиусу основания цилиндра. Соединим точку 10 и 40 с дистанционной точкой. Получим точки 1 и 4, как точки пересечения прямых IqD и 40D с прямой AJP соответственно. Аналогично найдем точки 11ж41. Построим основание 2-3-31-21 и получим призму.