Лекция № 5. Идеал совершенного человека в народной педагогике
План.
1. Народный идеал совершенного человека как системное представление о целях народного воспитания.
2. Этнические особенности совершенного человека в народном воспитании.
3. Многообразие факторов и средств народного воспитания.
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы, 1998. – 314 с.
Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах и ее основу составляли легенды о полубогах и героях. Так, в учении Конфуция воплощение этой идеи есть «совершенный муж», Ибн-Араби - «совершенный человек», получивший признание общества, у неоплатоников - «проточеловек», у Лукиана - деспот в своих собственных глазах, по мысли Августина - Иисус Христос. Поиск идеала предпринимали такие мыслители, как Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке; идеалом И.В.Гете был Гений, Ф.Ницше - Идея и вершина биологической революции, К.Маркса - Человек коммунистического общества.
Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки - A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Попытки создать обобщенный нормативный образец личности мы находим в Библии, Коране, других литературных памятниках, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственных качеств. Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними (во Франции, США, России и так далее), так или иначе провозглашали моральные нормы и общечеловеческие ценности, включая многое из освященных веками.
Понимание идеала как целостного и комплексного явления дает возможность раскрыть и его составные части, определить взаимоотношение между ними как диалектику общего, особенного и единичного.
Г.Н. Волков писал: «Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться».
Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.
Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально – в самом примитивном виде – возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного». Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности.
Народный идеал - это ценностно-нормативное представление народа о целях воспитания.
Идея совершенного человека – это не этническая проблема, а общечеловеческая идея.
Как известно, среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.
Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности.
Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек».
Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности за свое доброе имя, а перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.
В монографии К.Ж. Кожахметовой «Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика» представлены собирательные образы настоящего казахского жигита и образ девушки.
Так, внешние черты совершенного юноши: рост – высокий, мысли – глубокие, зрение – зоркое, брови – черные, лоб – широкий, нос – прямой, усы – аккуратные, плечи – щирокие, грудь – могучая, зубы – острые, речь – правдивая и др. Качества и свойства описываются следующим образом: как орел – ловкий, как сокол – гордый, как лев – грозный, как тигр – сильный, как конь – чуткий, как сорока – осторожный и т.д.
Описаны также способности и предрасположенности: вождь-жигит (способный управлять страной), мудрый жигит (способный решить спор), рыцарь-жигит (садится на тулпара среди коней, выбирает самого ловкого и цепкого среди собак и т.д.).
Совершенный жигит обладает шестью достоинствами: внимательность, мастерство, мужество, сила и упорство, мобильность, знания.
В образе совершенной казахской девушки можно встретить следующие черты: рост – высокий, стройная, косы – густые, длинные, лицо – лучезарное, глаза – завораживающие, сияющие и т.д. В образе девушки подчеркивалась ее знатность (социальное происхождение), ее интеллект и ум («Хорошая жена наравне с райским пением, а плохая с судьбой горемычной равна»).
По педагогическим представлениям казахов, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности, трудовой и боевой жизни. Казах должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания казахов предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми, уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать (сегіз қырлы бір сырлы).
Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о самосовершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания «Әкендей бол. Анаға ұқса». Имена речение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденнных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной и нравственной сферах.
Идеал у горцев соответствовал «общему духу порядка», который являлся основой их жизни и деятельности. Согласно «общему духу порядка», существующему на Кавказе, главным персонажем горского общества являлся мужчина. Именно к нему, прежде всего, предъявлялись повышенные требования, граничащие с идеалом совершенной личности. Это объяснялось тем, что он - основной кормилец и защитник семьи, главный источник нравственности для каждого его члена.
Однако мужчина даже при самых невероятных усилиях не мог достичь благополучия и изобилия в доме, только женщине, и только ей, самой природой дано добиться изобилия, благополучия, чистоты и порядка, поэтому говорят: «В домашнем хозяйстве все завязано на женщину»; «Изобилие исходит из женских рук». Если в доме нет изобилия и порядка, но есть женщина, считается, что она есть лишь номинально. Глава такой семьи достоин сочувствия, а жена - презрения. Для детей в традиционном быте роль матери и ближе, и роднее: «Материнское сердце для ребенка - солнце, отцовское - луна» (чеч.); «Нет матери - сирота, нет отца - полусирота» (каб.). И потому у горцев существовали свои представления о женском идеале, который представлен в многочисленных пословицах и поговорках, олицетворяющих собой своеобразный «кодекс женщины».
Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам. Буряты, например, стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чуваши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи, совершенство семьи – в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.
Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. В средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах – добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о семи благах, семи заповедях. Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания. Чаще всего в число семи заповедей включалось трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать всеми этими добродетелями в гармоничном единстве.
Г.Н. Волков описывает, каким, по педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин - горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными: трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.
В основных человеческих качествах идеалы совершенной личности у разных народов близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.
Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа.
Так, вершиной приобщения своих детей к национальным нормам этики, к которым стремился кочевой казахский народ, опираясь на высшие человеческие идеалы, были честь, достоинство и совесть. В сознании народа как важнейший принцип сложилось крылатое выражение: «Богатством пожертвую ради жизни, жизнью пожертвую ради чести».
Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности.
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Прежде всего, эти средства мы находим в фольклоре, например, в загадках, пословицах, песнях.
Народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.
Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску.
Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.
Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами.
Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду.
Выдающимся достижением народной педагогики является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудящихся в борьбе за улучшение своей жизни. В народной педагогике нет совершенного «робинзона», она признает совершенными только друзей и сынов народа: «Человек человеку - друг и брат» (рус.), «Человек человеку - жизнь» (польск.), «Человек человеком жив» (груз. чув.) «Человек человеку - необходим» (азерб.), «Человек человеку - друг, человек для человека - забота» (швед.). Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Поговорки и пословицы, строящиеся на показе всесильности сплоченных людей и обреченности человека, оказавшегося вне общества, распространены среди всех без исключения народов. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Кто не вместе с аулом, тот покойник и без могилы» (ногайск.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.) и др. Подобных пословиц, подчеркивающих необходимость и важность объединения усилий трудящихся, в педагогике любого народа очень много.
Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации.
Г.Н. Волкову принадлежат интересные мысли о том, что этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.
Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается идеал совершенной личности в народной педагогике?
2. Как отражается этнический характерв народном идеале «совершенного человека»?
3. Докажите, что народный идеал «совершенного человека» аккумулирует в себе воспитательный опыт всех народов.