Уголовный процесс Франции
Уголовно-процессуальная деятельность во Франции регулируется:
1) нормами Конституции Французской Республики 1958 г.;
2) нормами Уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 г. с изменениями и дополнениями 2002 г.;
3) нормами Кодекса судоустройства Франции 1978 г.;
4) нормами Уголовного кодекса 1994 г.; I 5) постановлениями Правительства;
| 6) декретами Государственного Совета; ; 7) ведомственными актами;
8) общепризнанными нормами и принципами международного права, в частности, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Во Франции функция уголовного преследования возложена на прокуратуру и судебную полицию.
Прокуратура представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции.
При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор с помощниками, которые поддерживают обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных, который является судом ше-фенов.
В исправительных и полицейских трибуналах обвинение поддерживает республиканский прокурор.
Прокуратура осуществляет процессуальное руководство судебной полицией.
Судебная полиция, состоящая из национальной, муниципальной полиции и национальной жандармерии, проводит дознание.
Должностные лица судебной полиции подразделяются на три категории:
а) офицеры судебной полиции;
б) агенты судебной полиции;
в) должностные лица, уполномоченные на выполнение отдельных функций.
В уголовном процессе различают досудебное производство, состоящее из дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, и производство в судебных стадиях.
В уголовном законе Франции различают преступления, проступки и правонарушения, характер и содержание которых определяют структуру уголовного процесса.
При таком подходе систему уголовного судопроизводства схематично можно представить следующим образом.
По делам о преступлениях: дознание — возбуждение уголовного преследования — предварительное следствие — предварительное
V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс
следствие во второй инстанции — судебное разбирательство в первой инстанции (суде ассизов) — апелляционное производство в суде ассизов — кассационное производство.
По делам о проступках: дознание — возбуждение уголовного преследования — судебное разбирательство в исправительном суде — апелляционное производство — кассационное производство.
По делам о правонарушениях: дознание — возбуждение уголовного преследования — судебное разбирательство в полицейском суде — апелляционное производство — кассационное производство1.
Во Франции досудебное производство состоит из трех стадий:
1) дознания;
2) возбуждения уголовного преследования;
3) предварительного следствия, в которое входит деятельность по преданию обвиняемого суду.
Полицейское дознание проводится полицейскими комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, мэрами и их помощниками.
Дознание по некоторым делам вправе осуществлять полевые охранники, лесные сторожа и др.
Специалисты выделяют несколько видов дознания:
1) дознание по делам об очевидных преступлениях;
2) первоначальное дознание по делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности;
3) дознание в случае сомнительной смерти; и т.д.2
Во время расследования в форме дознания очевидных преступлений полиция производит следственные действия, протоколы которых имеют доказательственное значение.
Первоначальное дознание имеет своей целью обоснование уголовного иска прокурора, который возбуждается по его результатам.
Оно характеризуется следующими признаками:
а) отсутствием определенных законом поводов к возбуждению дознания;
б) формализмом процессуальных действий;
в) отсутствием у полиции средств уголовно-процессуального принуждения, за исключением возможности, например, задержания подозреваемого и привода с санкции прокурора;
г) широким использованием оперативно-розыскных данных.
1 Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс зарубежных государств. М., 2002. С. 297.
2 Более подробно об этом см.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995.
37. Уголовный процесс некоторых зарубежных государств
Возбуждение прокурором публичного иска считается самостоятельной стадией возбуждения дела.
Уголовный иск представляет собой специальное требование о производстве предварительного следствия, которое направляется судебному следователю.
В данной стадии прокурор может принять решения о возбуждении уголовного преследования, об отказе в возбуждении преследования, об условном отказе в возбуждении уголовного преследования (например, при условии возмещения причиненного вреда) и некоторые другие.
Предварительное следствие осуществляет судебный следователь, состоящий в штате суда второй инстанции и назначаемый на должность Президентом Республики.
Французские специалисты указывают на состязательный характер предварительного следствия, обращая внимание на следующие его особенности:
1) независимость следователя от прокурора в силу его принадлежности к судебному ведомству;
2) процессуальное равноправие сторон;
3) наличие обвинительной камеры, которая рассматривает законность и обоснованность предварительного следствия и предает обвиняемого суду (назначает дело к слушанию);
4) существование строгого судебного контроля над деятельностью полиции, в том числе при решении вопроса о заключении под стражу;
5) определение пределов следствия в зависимости от уголовного иска прокурора.
Предварительное следствие завершается передачей дела прокурору республики. При даче прокурором согласия на поддержание обвинения дело возвращается судебному следователю для его окончания, который вправе направить дело в обвинительную камеру.
Предварительное следствие во Франции имеет две инстанции.
Судья, ведущий следствие, представляет собой первую инстанцию.
Функции второй инстанции выполняет обвинительная камера, которая, с одной стороны, осуществляет надзор за деятельностью следственного судьи, а с другой, предает обвиняемого суду.
Судебное разбирательство во Франции имеет состязательную форму.
Заочное производство осуществляется тогда, когда обвиняемый скрылся из места заключения под стражу после передачи его дела суду присяжных.
V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс
Уголовные дела о тяжких преступлениях подсудны суду ассизов, который периодически один раз в три месяца заседает в Париже и в каждом департаменте.
В состав суда входят трое профессиональных судей и девять
членов жюри.
Судебное разбирательство включает в себя следующие части: подготовительную, формирование жюри, судебное следствие, судебные прения, составление вопросного листа, принятие решения.
После изложения требований прокурора и гражданского истца допрашиваются подсудимый и свидетели, исследуются вещественные доказательства, выслушиваются заключения экспертов.
Затем участники процесса переходят к судебным прениям.
После того как суд выслушает мнения сторон, он удаляется для постановления судебного решения, которое принимается большинством голосов.
В полицейском суде уголовные дела рассматриваются судьей
единолично.
В исправительном суде уголовные дела рассматриваются судьей единолично или коллегией судей, если подсудимый находится под стражей или ему грозит наказание свыше пяти лет тюремного заключения.
В судах допускается упрощенное производство по делам о малозначительных правонарушениях.
Во Франции упрощенная форма процедур характерна для производства в полицейских трибуналах по делам о проступках, наказание за совершение которых не превышает двух месяцев лишения свободы.
Разбирательство производит полицейский судья единолично.
Нередко он принимает решение заочно на основании полицейских протоколов.
Полицейский трибунал принимает дело к своему производству при:
1) непосредственном вызове ответчика (преступника) по инициативе судьи в судебное заседание или его доставлении в суд полицией;
2) добровольной явке в суд ответчика;
3) наличии решения органов расследования о предании суду.
По делам об уголовных проступках форма судебного разбирательства упрощается за счет возможности непосредственной уплаты штрафа полицейскому агенту.
Данная процедура носит название «штраф по соглашению». Этот институт дает полиции право самостоятельно решать вопрос о юридической природе правонарушения и форме ответственности.
37. Уголовный процесс некоторых зарубежных государств
Уплата штрафа не освобождает лицо от уголовной ответственности.
Однако штраф может заменить наказание, ибо его уплата означает признание лицом факта правонарушения.
Во Франции предусмотрены два вида обжалования судебных решений: обычный и чрезвычайный.
К обычным формамотносятся:
1) обжалование решений, вынесенных при заочном рассмотрении дела;
2) апелляционное производство.
Опротестование прокурором решения, принятого при заочном рассмотрении дела, производится тогда, когда лицо не явилось в полицейский или исправительный трибунал в связи с ненадлежащим извещением о месте и времени рассмотрения дела.
Апелляция— проверка не вступившего в законную силу приговора путем рассмотрения дела по существу вышестоящим судом. Суд апелляционной инстанции проверяет решение нижестоящего суда с точки зрения как «факта», так и «права».
Особенности апелляционного производства в этом государстве заключаются в следующем:
а) приговоры суда присяжных и военных трибуналов не подлежат апелляционному пересмотру;
б) суд апелляционной инстанции проводит новое разбирательство лишь в пределах апелляционной жалобы;
в) приговор суда апелляционной инстанции может ухудшить положение подсудимого в сравнении с первоначальным приговором.
Чрезвычайными формамипересмотра судебных решений являются кассация и ревизия.
Кассацияподразделяется на два вида:
1) пересмотр решений в связи с нарушением норм материального и процессуального права в интересах сторон;
2) пересмотр решений в связи с нарушением норм материального и процессуального права в интересах закона.
Кассационные жалобы в интересах сторонподаются сторонами на не вступивший в законную силу приговор в течение пяти суток с момента ознакомления с ним.
Оправдательный приговор и решение о прекращении дела обжалованию в интересах сторон не подлежат.
Кассация в интересах законаосуществляется по инициативе генерального прокурора или министра юстиции.
Кассация этого вида не предназначена для пересмотра вступившего в законную силу приговора, который считается непоколебимым.
V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс
Цель кассации в интересах закона состоит в получении его толкования вышестоящим судом на будущее время.
Ревизия приговорапроизводится для исправления имеющихся в нем фактических ошибок.
Эта форма пересмотра приговора достаточно близка к российской стадии возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основанием для возбуждения ревизионного производства служит явная неправильность приговора, на которую указывают вновь открывшиеся обстоятельства.
Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи в кассационный суд и поддерживается требованием министра юстиции.