Уголовный процесс Франции

Уголовно-процессуальная деятельность во Франции регулируется:

1) нормами Конституции Французской Республики 1958 г.;

2) нормами Уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 г. с изменениями и дополнениями 2002 г.;

3) нормами Кодекса судоустройства Франции 1978 г.;

4) нормами Уголовного кодекса 1994 г.; I 5) постановлениями Правительства;

| 6) декретами Государственного Совета; ; 7) ведомственными актами;

8) общепризнанными нормами и принципами международного права, в частности, Европейской конвенцией о защите прав челове­ка и основных свобод 1950 г.

Во Франции функция уголовного преследования возложена на прокуратуру и судебную полицию.

Прокуратура представляет собой централизованную систему ор­ганов, находящуюся под руководством министра юстиции.

При каждом апелляционном суде имеется генеральный проку­рор с помощниками, которые поддерживают обвинение в апелля­ционном суде и в суде присяжных, который является судом ше-фенов.

В исправительных и полицейских трибуналах обвинение под­держивает республиканский прокурор.

Прокуратура осуществляет процессуальное руководство судеб­ной полицией.

Судебная полиция, состоящая из национальной, муниципальной полиции и национальной жандармерии, проводит дознание.

Должностные лица судебной полиции подразделяются на три категории:

а) офицеры судебной полиции;

б) агенты судебной полиции;

в) должностные лица, уполномоченные на выполнение отдель­ных функций.

В уголовном процессе различают досудебное производство, со­стоящее из дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, и производство в судебных стадиях.

В уголовном законе Франции различают преступления, про­ступки и правонарушения, характер и содержание которых опреде­ляют структуру уголовного процесса.

При таком подходе систему уголовного судопроизводства схема­тично можно представить следующим образом.

По делам о преступлениях: дознание — возбуждение уголовного преследования — предварительное следствие — предварительное

V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс

следствие во второй инстанции — судебное разбирательство в пер­вой инстанции (суде ассизов) — апелляционное производство в суде ассизов — кассационное производство.

По делам о проступках: дознание — возбуждение уголовного пре­следования — судебное разбирательство в исправительном суде — апелляционное производство — кассационное производство.

По делам о правонарушениях: дознание — возбуждение уголовно­го преследования — судебное разбирательство в полицейском суде — апелляционное производство — кассационное производство1.

Во Франции досудебное производство состоит из трех стадий:

1) дознания;

2) возбуждения уголовного преследования;

3) предварительного следствия, в которое входит деятельность по преданию обвиняемого суду.

Полицейское дознание проводится полицейскими комиссара­ми, офицерами и агентами судебной полиции, мэрами и их по­мощниками.

Дознание по некоторым делам вправе осуществлять полевые ох­ранники, лесные сторожа и др.

Специалисты выделяют несколько видов дознания:

1) дознание по делам об очевидных преступлениях;

2) первоначальное дознание по делам о преступлениях, совер­шенных в условиях неочевидности;

3) дознание в случае сомнительной смерти; и т.д.2

Во время расследования в форме дознания очевидных преступ­лений полиция производит следственные действия, протоколы ко­торых имеют доказательственное значение.

Первоначальное дознание имеет своей целью обоснование уго­ловного иска прокурора, который возбуждается по его результатам.

Оно характеризуется следующими признаками:

а) отсутствием определенных законом поводов к возбуждению дознания;

б) формализмом процессуальных действий;

в) отсутствием у полиции средств уголовно-процессуального принуждения, за исключением возможности, например, задержания подозреваемого и привода с санкции прокурора;

г) широким использованием оперативно-розыскных данных.

1 Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс зарубежных государств. М., 2002. С. 297.

2 Более подробно об этом см.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следст­вие в уголовном процессе Франции. М., 1995.

37. Уголовный процесс некоторых зарубежных государств

Возбуждение прокурором публичного иска считается самостоя­тельной стадией возбуждения дела.

Уголовный иск представляет собой специальное требование о производстве предварительного следствия, которое направляется судебному следователю.

В данной стадии прокурор может принять решения о возбужде­нии уголовного преследования, об отказе в возбуждении преследо­вания, об условном отказе в возбуждении уголовного преследования (например, при условии возмещения причиненного вреда) и неко­торые другие.

Предварительное следствие осуществляет судебный следователь, состоящий в штате суда второй инстанции и назначаемый на долж­ность Президентом Республики.

Французские специалисты указывают на состязательный харак­тер предварительного следствия, обращая внимание на следующие его особенности:

1) независимость следователя от прокурора в силу его принад­лежности к судебному ведомству;

2) процессуальное равноправие сторон;

3) наличие обвинительной камеры, которая рассматривает за­конность и обоснованность предварительного следствия и предает обвиняемого суду (назначает дело к слушанию);

4) существование строгого судебного контроля над деятельно­стью полиции, в том числе при решении вопроса о заключении под стражу;

5) определение пределов следствия в зависимости от уголовного иска прокурора.

Предварительное следствие завершается передачей дела проку­рору республики. При даче прокурором согласия на поддержание обвинения дело возвращается судебному следователю для его окон­чания, который вправе направить дело в обвинительную камеру.

Предварительное следствие во Франции имеет две инстанции.

Судья, ведущий следствие, представляет собой первую инстанцию.

Функции второй инстанции выполняет обвинительная камера, которая, с одной стороны, осуществляет надзор за деятельностью следственного судьи, а с другой, предает обвиняемого суду.

Судебное разбирательство во Франции имеет состязательную форму.

Заочное производство осуществляется тогда, когда обвиняемый скрылся из места заключения под стражу после передачи его дела суду присяжных.

V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс

Уголовные дела о тяжких преступлениях подсудны суду ассизов, который периодически один раз в три месяца заседает в Париже и в каждом департаменте.

В состав суда входят трое профессиональных судей и девять

членов жюри.

Судебное разбирательство включает в себя следующие части: подготовительную, формирование жюри, судебное следствие, су­дебные прения, составление вопросного листа, принятие решения.

После изложения требований прокурора и гражданского истца допрашиваются подсудимый и свидетели, исследуются веществен­ные доказательства, выслушиваются заключения экспертов.

Затем участники процесса переходят к судебным прениям.

После того как суд выслушает мнения сторон, он удаляется для постановления судебного решения, которое принимается большин­ством голосов.

В полицейском суде уголовные дела рассматриваются судьей

единолично.

В исправительном суде уголовные дела рассматриваются судьей единолично или коллегией судей, если подсудимый находится под стражей или ему грозит наказание свыше пяти лет тюремного за­ключения.

В судах допускается упрощенное производство по делам о мало­значительных правонарушениях.

Во Франции упрощенная форма процедур характерна для про­изводства в полицейских трибуналах по делам о проступках, нака­зание за совершение которых не превышает двух месяцев лишения свободы.

Разбирательство производит полицейский судья единолично.

Нередко он принимает решение заочно на основании полицей­ских протоколов.

Полицейский трибунал принимает дело к своему производству при:

1) непосредственном вызове ответчика (преступника) по ини­циативе судьи в судебное заседание или его доставлении в суд по­лицией;

2) добровольной явке в суд ответчика;

3) наличии решения органов расследования о предании суду.

По делам об уголовных проступках форма судебного разбира­тельства упрощается за счет возможности непосредственной уплаты штрафа полицейскому агенту.

Данная процедура носит название «штраф по соглашению». Этот институт дает полиции право самостоятельно решать вопрос о юридической природе правонарушения и форме ответственности.

37. Уголовный процесс некоторых зарубежных государств

Уплата штрафа не освобождает лицо от уголовной ответственности.

Однако штраф может заменить наказание, ибо его уплата озна­чает признание лицом факта правонарушения.

Во Франции предусмотрены два вида обжалования судебных решений: обычный и чрезвычайный.

К обычным формамотносятся:

1) обжалование решений, вынесенных при заочном рассмотре­нии дела;

2) апелляционное производство.

Опротестование прокурором решения, принятого при заочном рассмотрении дела, производится тогда, когда лицо не явилось в полицейский или исправительный трибунал в связи с ненадлежа­щим извещением о месте и времени рассмотрения дела.

Апелляция— проверка не вступившего в законную силу приго­вора путем рассмотрения дела по существу вышестоящим судом. Суд апелляционной инстанции проверяет решение нижестоящего суда с точки зрения как «факта», так и «права».

Особенности апелляционного производства в этом государстве заключаются в следующем:

а) приговоры суда присяжных и военных трибуналов не подле­жат апелляционному пересмотру;

б) суд апелляционной инстанции проводит новое разбирательст­во лишь в пределах апелляционной жалобы;

в) приговор суда апелляционной инстанции может ухудшить по­ложение подсудимого в сравнении с первоначальным приговором.

Чрезвычайными формамипересмотра судебных решений являют­ся кассация и ревизия.

Кассацияподразделяется на два вида:

1) пересмотр решений в связи с нарушением норм материально­го и процессуального права в интересах сторон;

2) пересмотр решений в связи с нарушением норм материально­го и процессуального права в интересах закона.

Кассационные жалобы в интересах сторонподаются сторонами на не вступивший в законную силу приговор в течение пяти суток с момента ознакомления с ним.

Оправдательный приговор и решение о прекращении дела об­жалованию в интересах сторон не подлежат.

Кассация в интересах законаосуществляется по инициативе ге­нерального прокурора или министра юстиции.

Кассация этого вида не предназначена для пересмотра вступивше­го в законную силу приговора, который считается непоколебимым.

V. Исторические формы уголовного судопроизводства и уголовный процесс

Цель кассации в интересах закона состоит в получении его тол­кования вышестоящим судом на будущее время.

Ревизия приговорапроизводится для исправления имеющихся в нем фактических ошибок.

Эта форма пересмотра приговора достаточно близка к россий­ской стадии возобновления дела по вновь открывшимся обстоятель­ствам.

Основанием для возбуждения ревизионного производства слу­жит явная неправильность приговора, на которую указывают вновь открывшиеся обстоятельства.

Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи в кассационный суд и поддерживается требованием министра юстиции.

Наши рекомендации