Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ
Под развитием понимают 3 основных процесса:
1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т. е. количественный процесс;
2) дифференцирование органов и тканей;
3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.
Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубнойвозраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.
С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
1-10дней — новорожденный;
10 дней-1 год — грудной возраст;
1-3 года — раннее детство;
4-7 лет — первое детство,
8-12 лет — мальчики и 8-11 лет девочки—второе детство;
13-16 лет — мальчики и 12-15лет—девочки—подростки;
17-21 год — юношии 16-20 лет — девушки — юношеский;
22-35 лет — первый зрелый;
35-60 лет — мужчины и 35-55 лет — женщины — второй зрелый;
60-74 года — пожилой;
75-90 лет — старческий;
90 лет и более — долгожители.
В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный (до 9-10 лет), средний (до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе — до 18-19 лет).
Особо отмечают период полового созревания (так назы ваем ы й переходный или пубертатный период (греч.: пубертис — оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2 фазу пубертата— мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастаетутомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенностьэмоциональныхреакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела — удевочекоколо 1 Злет, у мальчиков — около 14 лет (рис. 44).
Рис. 44. Пубератный скачок роста длины тела у девочек
(I) и мальчиков (Н)
Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: гетерос — другой, хронос — время), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития.
В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет. В возрасте 6—12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают масса тела и сердца.
Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных (проекционных) полей коры больших полушарий (до рождения и первые годы после рождения), затем — вторичных полей (зон опознания и осмысления информации) и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей (зон афферентного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведения). Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третичные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жестко контролируются генетически. Сними частичносовпадаюттакназываемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникаютна их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским.
Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новыхусловияхжизнедеятельности (например, активация определенных генов обеспечивает возникновение переходного периода у подростков),
а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям (оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системахорганизма, налаживается согласование деятельности различных функциональных систем, обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне существования организма и т. п.). С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.
Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.
Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает более выраженное развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.
Сенситивные периоды для развития различных физических качеств проявляются гетерохронно. Так, например, сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты (рис. 45) приходится на 11 -14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Этот же примерно период является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей (рис. 46). Для общей выносливости сенситивный период проявляется гораздо позже — в 15-20 лет (максимальное значение — в 20-25 лет). Развитие гибкости особенно бурно происходите 3-4 до 15лет,а ловкости — с 7-10 до 13-15 лет. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. В последующие периоды те же средства и объемы тренировочных нагрузок подобного прироста физических качеств не обеспечивают.
Для человека наиболее важным является сенситивный период формирования речи (и соответствующих областей мозга) — до 2-3-х лет жизни. Дети, по воле случая воспитанные среди животных (в стае
Рис. 45. Возрастная динамика показателей в теппинг-тесте
(максимально частое движение кистью):1 — лица мужского пола, 2 — лица женского пола (по Бальсевич В.К., 2000)
Рис. 46. Возрастная динамика показателя высоты вертикального прыжка с места: