Каковы компоненты литературного развития детей?
Глава 13. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста
Задачи и содержание литературного развития детей дошкольного возраста
Почему важно знакомить дошкольников с литературой?
Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.
Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.
Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.
Что такое литературное развитие и восприятие литературного текста?
Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» (Н. Д. Молдавская); как реализация опыта общего психического развития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман); как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создаваемых словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова).
Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста. Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.
Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.
Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Каковы компоненты литературного развития детей?
В работах О. В. Акуловой и О. Н. Сомковой раскрыта структура этого понятия. Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности. Центральным компонентом литературного развития выступает восприятие художественного произведения. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства.
Это важное теоретическое положение, которое позволяет преодолеть извечное противоречие двух позиций: «чтение ради чтения» и «чтение для воспитания и обучения». Поскольку расширение и углубление читательских интересов и развитие художественного восприятия позволяет ребенку получить удовольствие и эстетическое наслаждение от великого искусства слова, накопление читательского опыта способствует расширению горизонтов детского восприятия мира и в то же время помогает понять духовные ценности, постичь сложность внутреннего мира человека, а самостоятельная деятельность по мотивам литературных текстов дает возможность выразить мысли и чувства, сделав процесс освоения произведений результативным.