Построение тренировки в больших циклах (макроциклах)
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практихе спорта принято выделятъ четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олмпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов осени, проводящимся один раз в 4 года. Варианты построения етырехлетнего олимпийского цикла представлены в таблице 34.
Таблица 34
Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла (динамика общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности)*
Вариант | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | Рекомендуется |
Первый | Повышение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой олимпиаде | |||
Второй | Увеличение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Стабилизация объема тренировочных нагрузок и объема нагрузки повышенной интенсивности | Молодым и опытным спортсменам | ||
Третий** | Снижение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Повышение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Снижение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Повышение общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности | Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей олимпиаде |
Четвертый | Стабилизация общего объема и увеличение объема нагрузки повышенной интенсивности | Снижение общего объема и увеличение объема нагрузки повышенной интенсивности | Часто встречается в литературе, однако аналогов в практике мало |
* В таблице использованы материалы В.Б.Гилязовой. **Частные случаи третьего варианта: волнообразная динамика общего объемаи объема нагрузки повы- шенной интенсивности, при которой разгрузочные 1-й, или 2-й, или 3-й год цикла с повышением показателей впоследующем году цикла.
Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высоко-квалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), [на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов трехцикловое) (рис. 39). В каждом макротеле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса в то используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла алавно переходит в подготовительный период последующего.
Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности обеспечивается интегральная подготовка, проводится непосредственная подготовка к основным и сами соревнования.
Переходный период (период временной утрдты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.
Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).
Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность З—6 недельных микроциклов) —базовый— направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.
Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.
Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.
Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы;
2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.
Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:
—- восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;
— дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
— создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
— моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;
— обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.
Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины. Состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.
Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; занятая с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.
В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.
При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта -— структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи — с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).
Глава 20. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СПОРТЕ
Общие положения технологии планирования в спорте
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-
ровочного процесса.На основе анализа динамики нагрузкиза предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела:
теоретический и практический.
В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.),
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатыватькак групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.
ТаблицаЗД
Учебный план по спортивной специализации «Волейбол» для тренировочных групп ДЮСШ
Виды подготовки | 1-й год обучения (12-14 лет) | 2-й год обучения (13-15 лет) | 3-й год обучения (14-16 лет) | 4-й год обучения" (15-17лет) |
1. Теоретическая подготовка | ||||
2. Общая физическая подготовка | ||||
3. Специальная физическая подготовка | ||||
4. Техническая подготовка | ||||
5. Тактическая подготовка | ||||
6. Интегральная подготовка, включая контрольные игры | ||||
7. Инструкторская и судейская практика | ||||
8. Экзамены, контрольные испытания (приемные и переводные) | ||||
Итого часов | ||||
Количество тренировочных дней | ||||
Количество занятий | ||||
Количество соревновательных дней |
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;
6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;
10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий,
В качестве примера далее приведен образец многолетнего (перспективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ. Групповой перспективный план спортивной тренировки
Спортивный коллектив ___________________
Тренер ______________________
I. Краткая характеристика группы занимающихся. Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в предыдущем году, уровень физической, технической, тактической и волевой подготовленности. Основные недостатки в подготовленности занимающихся. Состояние здоровья и уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача________
II. Цель и основные задачи многолетней тренировки | ||
Цель многолетней тренировки | Задачи многолетней тренировки | |
III. Физическая подготовка | ||
Задачи тренировки | Основные средства тренировки | |
IV.Спортивно-техническая подготовка | ||
Задачи тренировки | Основные средства тренировки | |
V. Спортивно-тактическая подготовка | ||
Задачи тренировки | Основные средства тренировки | |
VI. Психическая подготовка | ||
Задачи тренировки | Основные средства тренировки | |
VII. Этапы многолетней тренировки и основные соревнования | ||
Этапы тренировки | Основные соревнования | |
VIII. Распределение тренировочных нагрузок по этапам многолетней тренировки | ||
Параметры тренировочных нагрузок | Этапы тренировок | |
IX. Распределение тренировочных занятий, соревнований и дней отдыха | ||
Показатели тренировки | Этапы тренировок | |
Количество соревнований Количество дней, занятых соревнованиями Количество тренировочных занятий Количество тренировочных дней Количество дней отдыха | ||
X. Контрольные нормативы по этапам тренировки | ||
Контрольные испытания | Контрольные нормативы по этапам | |
XI. Педагогический и врачебный контроль XII. Места занятий, оборудование и инвентарь | ||
Таблица 36
Фрагмент графика тренировочного процесса по волейболу по недельным циклам учебно-тренировочной группы ДЮСШ (первый год обучения, 12—14 лет)
Наименование разделов | Всего в году, ч | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | |||||||||||||||||||||||
1. Теоретическая подготовка | I | I | — | — | — | ||||||||||||||||||||
2. Общая физическая подготовка | I | I | I | ||||||||||||||||||||||
3. Специальная физическая-подготовка | |||||||||||||||||||||||||
4. Техническая подготовка: а) техника нападения б) техника защиты | 134 70 64 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | I 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 2 | I 1 | I | 2 1 | 2 1 | 2 1 | 2 1 | I 2 | 2 1 | 1 2 | |||||||
5. Тактическая подготовка: а) тактика нападения б) тактика защиты | 77 39 38 | — -- | — | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | I 1 | 1 1 | |||||||||||||||
б. Интегральная подготовка | — | — | |||||||||||||||||||||||
7. Инструкторская и судейская практика | -- | -- | -- | -- | |||||||||||||||||||||
8. Экзамены и контрольные испытания | 33 | 3333 | |||||||||||||||||||||||
9. Итого часов | |||||||||||||||||||||||||
Кдокументам текущего планирования относятся план-график вэдичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график, годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала низделов по неделям в течение года.
В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он ГСостоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средсгва тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Ниже приводится образец группового годичного плана тренировки.
Групповой годичный план тренировки
Группа занимающихся _____________________________
Тренер_______________________________________