Упражнение «Выражение эмоций»
Ведущий:»Мы сами выбираем, как поступить со своими эмоциями. Есть несколько способов их выражения:
1. сдержанный – «молчи, скрывайся и таи», делай вид будто ничего не случилось;
2. агрессивный – если мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо;
3. мирный – вырази свои чувства, но так, чтобы это никому не причинило вреда.»
Участники делятся на три группы. Каждой группе дается ситуация, которую нужно разыграть тремя разными способами, показав сдержанный, агрессивный и мирный способы выражения эмоций. Остальные участники должны догадаться, какой способ выражения эмоций демонстрируется. Ситуации:
1. Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «…»
2. Я обещала маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметила, как пролетело два часа. Я возвращаюсь домой, а мама открывает дверь и говорит: «…»
3. Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок – среда. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твое задание?» Я честно сознаюсь: «Забыла», опускаю глаза и жду, что будет дальше. Учительница: «…»
5.Упражнение «Путаница»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук.
Упражнение «Внутренний настрой».
«Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен». Начнем».
По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.
В конце занятия участники передают игрушку по кругу и делятся своими мыслями, чувствами о прошедшем занятии.
На прощание каждый пишет записку объемом не более пяти фраз. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников до анонимных писем какому-нибудь конкретному человеку. После того, как все закончили написание, тренер собирает опусы и вкладывает в заранее приготовленную пустую бутылку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время тренинга. В последний день бутылка вскрывается, записки вынимаются и зачитываются.
Занятие №4
Цель: осознание условий принятия решения, развитие умения анализировать ситуацию, выделять главные и второстепенные аспекты ситуации, искать новые пути решения.
Приветствие.
Каждый придумывает приветствие и демонстрирует всей группе. Группа повторяет приветствие каждого. После приветствий можно спросить, какие приветствия запомнились и понравились больше всего.
2.Упражнение «Карусель»
Участники становятся в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу. Они будут говорить друг другу «Здравствуйте» с разными интонациями, передавая различные душевные состояния.
У участников внутреннего круга листы бумаги со следующим перечнем: 1. недоумение; 2. высмеивающая ирония; 3. подчеркнутое уважение; 4. раздраженное недовольство; 5. тихий ужас; 6. любование и восхищение; 7. искренняя радость. | У участников внешнего круга – следующий перечень: 1. теплая доброжелательность; 2.агрессивная наступательность; 3. высокомерное пренебрежение; 4. радостное удивление; 5. нежность; 6. кипучая ярость; 7. дикий восторг. |
Листы друг другу участники внешнего и внутреннего круга не показывают, потому, что после того, как скажут своему партнеру «Здравствуйте» должны будут угадать, с какой интонацией и каким душевным настроем он отвечает. Каждый должен продемонстрировать интонации в своем перечне по порядку. В результате внешний круг здоровается с теплой доброжелательностью, а внутренний отвечает недоумением. Участники пытаются как можно точнее охарактеризовать интонацию собеседника. Затем внутренний круг перемещается на шаг влево, а внешний – на шаг вправо. Каждый оказывается перед новым партнером и здоровается теперь с интонацией, указанной в его перечне под №2 и т. д.
- Какие приветствия было приятно слышать?
- Какие вызывали неприятные ощущения?
3.Упражнение»Найди своих»
Каждый участник изображает мимикой и жестами какую-нибудь эмоцию. Участники, изобразившие одинаковые или сходные эмоции объединяются в одну группу. Затем каждый сообщает, какую эмоцию он изображал. Делается общий вывод о том, правильно ли сформированы группы.
4.Минилекция «Позиции в общении»
В каждый момент времени человек существует в одном из трех основных состояний. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок. Состояние определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в данный момент.(Можно показать позы, соответствующие Р., Вз., Рб.).
«Родитель» - это состояние с рационализирующими нормами долженствований, требований, запретов.
«Ребенок» - состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным поведением.
«Взрослый» – воплощает в себе объективную, рассудительную и вместе с тем доброжелательную, эмпатическую часть личности.
Пребывать в том или ином состоянии – ваш выбор. Можно несколько раз на дню менять свою позицию.
Вывесить и разобрать схему:
5.Упражнение «Кто ты?»
Каждый вытягивает записку с надписью (Родитель, Взрослый, Ребенок). Все участники начинают двигаться хаотично. По хлопку ведущего останавливаются и находят себе пару. В течение минуты ребята общаются на любую тему, после чего угадывают, кем является партнер (Р., Вз.,Рб.) Тот, кто угадал, поднимает руку. Затем снова начинают двигаться по комнате. По хлопку находят нового партнера, общаются с ним, определяя его позицию. После выполнения упражнения ведущий задает вопросы:
- Какие позиции угадываются легче?
- Какие позиции угадывались труднее?
- Как вы догадывались о позиции своего собеседника, по каким признакам?
- В какой позиции вы общаетесь чаще всего в повседневной жизни?
6.Упражнение «Выбирай-ка»
Все участники в центре комнаты. Два человека в противоположных концах комнаты, они выкрикивают одновременно. Например, один кричит «Кто хочет дубленку», а другой предлагает компьютер. Остальные участники разбегаются, выбирая для себя то, что хочется. Затем снова возвращаются в центр круга. Упражнение выполняется несколько раз. После выполнения упражнения задаются следующие вопросы:
- Как вы выбирали?
- Между чем выбрать было труднее всего?
7. Ролевая ситуация «Или –или»
Ведущий предлагает для проигрывания следующую ситуацию:
Миша приходит к Коле и зовет его вечером на дискотеку. Коля очень хочет пойти, но не может, так как занят выполнением домашнего задания по математике. Задание объемное и сложное, и Коля должен его сделать, поскольку конец четверти, у него плачевное положение по математике, и он обещал себе и родителям его исправить.
Ведущий выбирает двух участников для проигрывания этой ситуации.
На основе анализа этой ситуации вместе с участниками составляем схему «Как сделать правильный выбор?»
8.Упражнение «Медведь»
Участники становятся в тесный круг и держат друг друга под локти. Ведущий каждому на ушко называет животное(лиса, заяц, медведь и др.) Затем говорит громко название какого-либо животного. Тот, кого назвали, должен резко присесть. Его соседям нужно помешать ему это сделать. Тот, кому удалось присесть, выходит из круга победителем. Ради шутки ведущий всем на ушко может назвать одно и то же животное, например, «медведь».
В конце занятия участники передают по кругу игрушку, рассказывая о том, какие мысли приходили в голову во время занятия, что чувствуют сейчас.
В конце занятия можно провести следующую игру: тренер встает, протягивает вперед руку и говорит: «Спасибо, всем спасибо!» Затем поднимается один из участников, кладет свою руку на руку ведущего и эту фразу они произносят вместе. Также поступают и другие участники. Главное, чтобы поднимался только один участник. Разговоры в группе запрещены, можно договариваться только мимикой и жестами о том, кто будет следующим.
Занятие №5
Цель: осознание условий принятия решения, моделирование ситуаций выбора.
Приветствие
Участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и ,встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу(приветствие плечами, ступнями по принципу каждый с каждым).
2.Упражнение «Ты мне – я тебе»
Ведущий каждому участнику предлагает назвать ситуацию выбора. Сделать это можно с помощью мяча. Ведущий бросает мяч любому участнику, тот называет ситуацию выбора и возвращает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все не выскажутся.
Затем группа делится на три подгруппы. Каждая подгруппа придумывает ситуацию выбора и предлагает ее разыграть другой подгруппе. После инсценирования ситуаций следует провести обсуждение каждой и сравнить представленный в ней процесс принятия решения со схемой, разработанной на предыдущем занятии.
3.Упражнение «Сделка»
Участники разбиваются на пары, усаживаются спиной друг к другу и предупреждаются, что контакты с партнером во время игры будут запрещены. Каждый игрок получает по двадцать карточек: десять белых и десять синих. Сбоку от каждой пары вплотную ставится стул.
Инструкция:
- Каждый из членов пары – бизнесмен, и каждый является для другого конкурентом, поскольку оба заняты в одной сфере. И у того, и у другого появилось очень выгодное предложение, сулящее неплохой доход. Но – это предложение исходит от криминальных структур, что, разумеется, делает его рискованным. Вы можете пойти на эту сделку, а можете отказаться. В принципе и то, и другое решение может принести вам прибыль, но это уже будет зависеть от выбора вашего партнера-конкурента.
Участникам предлагается вот такая таблица:
1-й бизнесмен | 2-й бизнесмен | 1-й бизнесмен | 2-й бизнесмен |
Сделка | Сделка | -3 | -3 |
Сделка | Отказ | +5 | -5 |
Отказ | Сделка | -5 | +5 |
Отказ | Отказ | +3 | +3 |
Что означает эта табличка? Если оба бизнесмена совершают сделку с криминальными структурами, то оба теряют по три тысячи долларов. Если один совершает сделку, а второй отказывается, то первый зарабатывает пять тысяч, а второй эти же пять тысяч теряет. И, наконец, если оба бизнесмена отказываются от сделки, то они получают по три тысячи. В игре десять ходов. Через каждые тридцать секунд по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по одной карточке: синяя означает совершение сделки, белая – отказ.
Задача игроков – получить максимальную прибыль. Выигрывает тот, кто сумеет заработать максимальное количество денег.
Игра может проводиться в несколько циклов. Каждый раз участники объединяются в новые пары и принимают соответствующие решения.
Также возможно и целесообразно проведение игры между группами участников. В этом случае участники объединяются по З-4 человека и располагаются (две группы) друг против друга. Если есть возможность, то группы могут работать в разных аудиториях, принимая каждая свое решение Все остальные правила остаются прежними.
В конце игры проводится обсуждение. Оно имеет чрезвычайно важное значение – особенно если обнаружится, что практически никто не выиграл. Подобная ситуация очень показательна: дефицит бюджета однозначно говорит об ошибочности выбранной стратегии. Если найдется хотя бы одна пара, избравшая путь конструктивного взаимодействия, основанного на доброжелательности и доверии, то ведущий должен обязательно им предоставить возможность сказать главные слова в дискуссии.
Замечательно, если в результате обсуждения участники придут к более глубокому пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш – это обязательно проигрыш другого, есть игры, когда выиграть можно только вместе. Даже в бизнесе, где, казалось бы, царит «закон джунглей», можно добиться большего, выбирая стратегию на общий выигрыш и согласие.