Тема № 7. Профессиограмма преподавания высшей школы
План:
1. Цель и задачи, структура и содержание
профессиональной деятельности вузовского преподавателя.
2. Научно-теоретическая модель личности преподавателя
вуза, ее структура и содержание.
Вопрос № 1
Целью профессиональной деятельности преподавателя
является профессионально-личностное развитие студента.
Задачи профессиональной деятельности преподавателя
высшей школы:
-создать организационно-педагогические условия для
успешного овладения студентом теоретическими знаниями, общекультурными
(профессиональными, специальными) компетенциями в рамках основной
образовательной программы;
- вооружить студентов системными знаниями о
закономерных связях человека с природой, обществом, культурой, государством; о
процессе становления человеческой личности; о способах добывания и
интерпретации научной информации, способах ее переработки и хранения и др.;
-сформировать и
развить прикладные умения будущих специалистов в выбранной предметной и
профессиональной деятельности;
-развивать профессиональную направленность личности
студента, обеспечить становление общей и профессиональной культуры как способа
жизнедеятельности;
- развивать исследовательские способности студентов,
формировать навыки научно-исследовательской деятельности;
-содействовать раскрытию профессионально-личностного потенциала
студента.
Содержание
деятельности вузовского преподавателя включает в себя:
а) учебную работу (аудиторную и внеаудиторную);
б) внеучебную работу.
Ученая работа преподавателя связана с проведением аудиторной и внеаудиторной
форм обучения студентов. К аудиторным видам работы относятся: чтение лекций,
проведение семинарских, практических и лабораторных занятий. К внеаудиторным
видам учебной работы относятся: проведение консультаций, зачетов, экзаменов,
руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, руководство
практикой, проверка контрольных работ, контроль СРС.
Учебная нагрузка планируется на каждого преподавателя
в строгом соответствии со штатным расписанием (должности – ассистент,
преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор).
Внеучебная работа преподавателя складывается из
следующих ее видов:
а) учебно-методическая работа;
б) научно-исследовательская работа;
в) воспитательная работа;
г) организационно-методическая работа.
Внеучебная работа преподавателя составляет «подводную»
часть нагрузки и занимает вторую половину дня.
Учебно-методическая работа преподавателя включает в
себя:
- подготовка к лекциям
- подготовка к практическим занятиям
- разработка учебно-методических комплексов, учебных
программ
- разработка содержания лекций по новому курсу
- разработка содержания семинарских (практических)
занятий
- разработка тестов, задач, контрольных заданий
- разработка электронных учебных и методических
пособий
- составление экзаменационных вопросов
- разработка и подготовка к изданию новых учебных
пособий
- подготовка к переизданию методической литературы
- редакционная работа
- подготовка наглядных, мультимедийных пособий для
учебного процесса
- осуществление рейтингового контроля знаний студентов
- проведение и посещение открытых занятий
- участие в работе методических комиссий и советов
факультета, вуза.
Научно-исследовательская работа преподавателя включает в себя:
- выполнение запланированных госбюджетных и
внебюджетных научно-исследовательских работ
- участие в научных конференциях
- подготовка
монографий, научных статей
- участие в международных, федеральных,
республиканских и отраслевых грантах и проектах
- работа над кандидатскими и докторскими диссертациями
- работа в качестве оппонента или научного рецензента
- научное редактирование научных сборников, научных
отчетов
- руководство научным кружком или проблемной группой
студентов. магистрантов, аспирантов
- руководство экспериментальной площадкой
- подготовка студентов к участию в олимпиадах,
конкурсах, научных конференциях, выставках.
Воспитательная работа преподавателявключает в себя:
- работа в качестве куратора академической группы
- подготовка и проведение воспитательных форм работы в
студенческих группах (беседы, диспуты)
- работа в студенческом общежитии
- руководство клубами, секциями, кружками и др.
- подготовка и участие в общеуниверситетских и
факультетских воспитательных мероприятиях.
Организационно-методическая работа включает в себя:
- выполнение поручений ректората, деканата
- подготовка докладов к заседаниям Ученого совета
университета, совета факультета, кафедры
- выполнение кафедральных поручений
Таким образом, профессиональная деятельность
преподавателя вуза представляет собой комплексный вид педагогической
деятельности, требующий от него обширных и глубоких знаний, развитых умений как
по специальности, так и педагогике высшей школы.
Вопрос № 2
Профессиограмма – научно-теоретическая модель специалиста, в которой
представлена совокупность необходимых профессиональных знаний, умений и
навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.
Профессиограмма преподавателя вуза –
научно-теоретическая модель личности преподавателя, отражающая требования к его
личностных качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
Большой вклад в разработку научно-теоретической модели
преподавателя высшей школы внесли ученые-педагоги В.А.Сластенин и Н.В.Кузьмина,
разработавшие теоретические основы педагогической деятельности, ее содержания и
структуры.
Профессиограмма преподавателя состоит из следующих разделов.
Раздел 1. Свойства и характеристики личности преподавателя
В этом разделе представлены профессионально значимые
личностные качества преподавателя, такие как научная эрудиция,
профессионально-педагогическая культура, педагогическое мастерство,
интеллигентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогическое
мышление, увлеченность педагогической деятельностью, высокий уровень общей
культуры и эрудиции, педагогическая наблюдательность, педагогический такт,
требовательность и справедливость, уважительность, коммуникабельность, педагогический
оптимизм, интерес к общению со студентами, интеллектуальная активность, чувство
нового и др.
Раздел 2. Специальная подготовка преподавателя
В данном разделе представлены требования к знаниям и
умениям преподавателя по специальности.
Специальные знания
- знание предмета на уровне науки;
- знание современных достижений и перспективных
направлений развития данной науки;
- знание современного состояния данной отрасли
производства;
- знание области профессиональной деятельности по
специальности;
- знание ГОС ВПО;
- знание действующих вузовских учебных программ и
учебников по предмету;
- знание цели и задач обучения предмету;
- знание места своей дисциплины в общей системе
подготовки специалиста.
Специальные умения
- умения по конкретной специальности.
Раздел 3. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя
В данном разделе представлена совокупность необходимых
для успешной педагогической деятельности знаний и умений из области педагогики
и психологии.
Психолого-педагогические знания
- знание педагогики и психологии высшей школы (теория
обучения, теория воспитания, психология
студенчества и др.);
- знание теории педагогической деятельности;
- знание современных концепций высшего
профессионального образования;
- знание методики обучения предмету.
Педагогические умения
- диагностические умения;
- проектировочные умения;
- конструктивные умения;
- коммуникативные умения;
- организаторские умения;
- аналитические умения
Педагогические умения – педагогические действия
преподавателя, образующие «технику» в его педагогическом труде. Выделенные выше
группы педагогических умений соответствуют структурным компонентам педагогической
деятельности, а именно: диагностический, проектировочный, конструктивный,
коммуникативный, организаторский и аналитический (оценочный) компоненты.
Диагностические умения преподавателя
- диагностировать начальный, промежуточный и итоговый
уровни знаний, умений, навыков и компетенций студентов;
- диагностировать педагогическую ситуацию в
студенческой группе;
- выявлять (определять) уровень воспитанности и общей
культуры студента;
- и др.
Прогностические умения преподавателя
- прогнозировать результаты обучения и
профессионального воспитания студентов;
- выделять и точно формулировать конкретную
педагогическую задачу, определять условия ее решения;
- планировать свою учебно-методическую
(воспитательную) работу со студентами;
- прогнозировать возможные трудности и ошибки
студентов в процессе обучения;
- и др.
Конструктивные умения преподавателя
- научно обоснованно строить образовательный процесс;
- отбирать и применять эффективные технологии, методы,
формы, приемы и средства обучения и профессионального воспитания;
- организовывать и управлять СРС;
- активизировать учебную деятельность и процесс
творческой самореализации студентов;
- и др.
Коммуникативные умения преподавателя
- устанавливать педагогически целесообразные отношения
со студентами;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированный
подход к студентам;
- создавать на занятиях положительный
эмоционально-психологический климат;
- управлять поведением студентов;
- мысленно ставить себя на место студентов;
- увлекать студентов, заинтересовывать их
профессионально ценными перспективами;
- находить наилучшую форму педагогических требований;
- и др.
Организаторские умения преподавателя
- организовывать учебную деятельность студентов;
- организовывать свою преподавательскую и
воспитательную деятельность;
- организовывать различные профессионально
ориентированные мероприятия, формы работы со студентами и др.
Аналитические умения преподавателя
- анализировать полученные результаты обучения и
воспитания студентов;
- анализировать опыт преподавателей, природу успехов и
недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
- соотносить свой педагогический опыт с педагогической
теорией;
- анализировать сравнительную эффективность
применяемых методов, приемов и средств обучения;
- и др.