Технологическая карта урока 13 Письмо больших и малых овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: больших и малых овалов, коротких наклонных линий; рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: большие и малые овалы, короткие наклонные линии; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: большие и малые овалы, короткие наклонные линии; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру: слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 1. – Волгоград : Учитель, 2012 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 21–23, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание больших и малых овалов, коротких наклонных линий, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове, слоги-слияния. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают | |
III. Актуализация | Фронтальная, инди- | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек при- | Внимательно слушают, вы- |
Продолжение табл.
опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | видуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | нимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | полняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Работа со схемами слов (с. 21–22)* | Фронтальная, индивидуальная; беседа с опо-рой на схему слова; словесный, практи- ческий | – Откройте с. 21. Посмотрите на рисунок в левом верхнем углу страницы. Что изображено на картинке? – Произнесите слово кран. Установите количество слогов. – Назовите слоги-слияния. – Как образуются слоги-слияния? – Какие звуки произносятся отдельно? – Они являются слогами-слияниями? – Определите ударный слог. – Найдите схему слова кран | Отвечают на вопросы: – Кран. – Один слог. – -Ран. – Путем слитного произнесения согласного и гласного звуков. – [к], [н]. – Нет. – Кран. Выполняют задание | Формулируют ответы на вопросы, рассматри- вают и описы- вают содержание иллюстраций, соотносят схему со сло- вом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние | Индивидуальный. Соотне- сение схемы и слова, определение ко- личества слогов, ударного слога |
Продолжение табл.
3. Беседа «Игруш-ки» | Фронтальная, индивидуальная; беседа; игра; словесный | – Что еще изобразил художник в верхней части страницы? – Как одним словом назвать мишку, лошадку, мячик? – Расскажите, как надо обращаться с игрушками. – Предлагаю игру «Доскажи словечко». Я читаю строки из известного цикла сти- хотворений А. Барто «Игрушки» (демонстрирует книгу), а вы заканчиваете строку. Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу – Потому что он … . Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду … . Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. – Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке … . | Отвечают на вопросы: – Мишку, лошадку, мячик. – Игрушки. – Бережно. При необходи- мости чинить. После игры убирать. Заканчивают стихотворную фразу: – Хороший. – В гости. – Мяч | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, используют в речи обоб- щающие слова, участвуют в игре «Доскажи словечко», рас-сматривают содержание иллюстраций |
Продолжение табл.
4. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. | Выполняют пальчиковую гимнастику: Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Рисо- вание узоров (с. 21–22) | Индивидуальная; практический | – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш. Выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 21–22. – По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Обводят пред- меты по контурным линиям, самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Рисование узоров |
2. Пись-мо больших и малых овалов в чередовании (с. 22) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 22. – Скажите, какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Малый овал начинаем писать с точки, чуть ниже верхней рабочей строки, на счет -иведем закругление влево, не нажимая на карандаш, касаясь верхней линии рабо- | Отвечают на вопросы: – Большой и малый овал в чередовании. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учи- теля, ориенти- руются в учеб- | Индивидуальный. Письмо больших и малых овалов в чередовании, проверка правильной посадки при письме, вер- |
Продолжение табл.
чей строки, на счет -раз опускаем линию вниз, сильно нажимая на карандаш, чуть закругляя ее, на счет -и, не нажимая на карандаш, закругляем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, и ведем вверх до начальной точки письма. Большой овал пишется аналогично. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Пишут данный элемент в воздухе. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | ной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | ного обращения с каран- дашом | ||
Физкультминутка «Заводные иг- рушки» | Коллективная. Практический | Учитель читает стихи, дети выполняют движения. Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата – Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят. Вот солдатики стоят, Начинается парад! | Выполняют движения по тексту. Широко развести руки в стороны. Присесть. Прыжки. И. п. – стойка «смирно». Маршируют друг за другом. |
Продолжение табл.
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать. Вот бегут машины, Шуршат своими шинами, Желтые и красные – Все такие разные. Бум-бум, тра-та-та! Барабан гремит с утра – Зайчики играют, Лапкой ударяют. Медвежонок взял гармошку, Поиграть решил немножко. Раз, два! Поворот… Он танцует и поет. Вот матрешки-крошки, Пестрые одежки, Яркие платочки, Розовые щечки. Вот забавная мартышка, Обезьяна-шалунишка. Раз и два, опять наклон, Хочет поиграть хвостом! | Выполнить дробный топающий шаг с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях. Имитируют игру на барабане. Выполнить легкие прыжки, попеременно меняя ноги. Стоят на слегка расставленных и согнутых ногах, имитируют игру на гармошке. Не спеша, пружиня в коленях и перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, кружатся вокруг себя. Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо-влево. Держать «кончики платочков», выполняя наклоны вправо-влево. Тереть щечки. Руки согнуть в локтях, развернув ладони наружу и растопырив пальцы. Выполнить наклоны в стороны. |
Продолжение табл.
Вот утята-малыши, Тоже очень хороши. Желтые головки Наклонили ловко. Эй, скорее посмотри! Куклы танцевать пошли. Ножки выставляют, В гости приглашают. Вот какой веселый мячик, Так и скачет, так и скачет! Мне б его скорей поймать, Чтобы снова поиграть. Всех красивей паровоз: Две трубы и сто колес. Ну а едут в нем игрушки – Куклы, зайчики, петрушки | Выполнить наклоны вперед. Руки-«крылышки» находятся за спиной, голова при наклоне не опускается. Руки слегка отвести в стороны и раскрыть ладонями наружу. Поочередновыставлять на пятку правую и левую ноги. Прыжки. Имитировать движение паровозика, выполняя дробный топающий шаг с продвижением вперед | ||||
3. Пись-мо короткой наклонной линии (с. 23) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Рассмотрите с. 23. – Какой элемент будем писать? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Короткую наклонную линию начинаем писать с точки на верхней линии рабочей строки, на счет -раз ведем вниз, сильно нажимая на карандаш, заканчиваем писать на нижней линии рабочей строки. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обве-дите элемент по контурным линиям, | Ответы на вопросы: – Короткую наклонную линию. Пишут данный элемент в воздухе. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ори- ентируются в учебной тетради, соблюдают правильную | Индивидуальный. Письмо короткой наклонной линии, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Окончание табл.