Воспитательного процесса в начальной школе

За последние двадцать лет воспитательный процесс в школе по многом направлениям, если не разрушен, то деформирован. Не стало цели воспитания, наблюдается размытость нравственных идеалов и ценностей, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии стали питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников.
Все это побудило государство вновь заговорить о воспитании, об усилении роли семьи. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. Проблемами воспитания занимались многие ученые во все времена: И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Жан Жак Руссо, Л.Н. Толстой, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В последние десятилетия значительный вклад в развитие теории воспитания как раздела педагогики внесли ученые Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский (вопросы национального культурного наследия, роль школьного коллектива в формировании личности), др. Анализ работ ученых показывает, что наиболее изучены вопросы организации процесса воспитания, методов воспитания, отдельных направлений воспитательного процесса, но вместе с тем время не стоит на месте: изменяется экономический, политический, социальный уклад в обществе, изменяется общество, система образования и уже недостаточно тех рекомендаций в помощь учителю по организации воспитательного процесса, которые были выработаны учеными.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении воспитательных задач. Жизнедеятельность детского организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние является «жизненным воспитанием». В результате у детей накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения их в общественную жизнь, отсюда следует, что социальная среда должна быть адекватной тем задачам, которые ставятся в воспитании.

Воспитание – это многранный и тяжелый труд. К тому же, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. Педагогу необходим багаж знаний, умений, компетенций, психологической готовности к работе с детьми по реализации новых направлений и содержания воспитательной деятельности.

Комплексный подход к воспитанию (лат. complexus - связь, сочетание, совокупность, система) - один из типов системного подхода, представляющий собой единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.

Для того чтобы воспитание обеспечивало многогранное развитие учащихся, оно должно проводиться комплексно.

В воспитательной работе на основе комплексного подхода следует выделить три группы составляющих деятельность педагога.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика: в силу малого жизненного опыта у младших школьников, изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления.
Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов, социальных отношений на ребенка: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Сущность комплексного подхода в воспитании состоит – в совокупности и реализации всех его частей, направленного на решение общей цели: формирования разносторонней личности – развитию его индивидуальности и социализацию в общество.

Понятие «воспитание» и его взаимосвязь с понятием «социализация». В настоящее время развитие личности рассматривается во взаимосвязи трех аспектов: воспитание, социализация, образование. Эта триада по определению Б.З. Вульфова, является вершиной, связанная в своеобразный педагогический треугольник и которая, в сущности, являются содержанием процесса формирования и социализации человека. О воспитании уже не однократно говорилось выше, важно уточнить разность взглядов на данную категорию.

Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Всякое воспитание - это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором участвуют воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).

Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования: определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.), как классические, но в современных условиях востребованы такие виды как: духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, межнациональное, экологическое, воспитание идентичности и здорового образа жизни.

Социализацияэто взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека.

Социализация - это процесс, необходимый ребёнку, чтобы освоить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Какая бы отрасль научного знания не исследовала бы феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

Особенности воспитательного процесса в начальной школе. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе воспитательной работы в начальной школы, можно выделить следующие направления деятельности педагога:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • эстетическое развитие детей;
  • развитие детского коллектива;
  • совместная работа педагога и семьи.

Цель воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние семьи, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Основными принципами воспитательного процесса являются:

· гуманизация обучения и воспитания,

· гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса,

· системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Внеклассная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:

  • каждом учебном и внеклассном занятии;
  • создание воспитывающей среды во внеурочное время;
  • построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося. Каждый второй классный час, начиная с третьего класса, готовят и проводят сами учащиеся, используя метод проектов, по следующим темам: «Я знаю все», «Моя семья – это…», «Путешествие по карте мира» и др., приучает их к самоанализу, контролю и самоконтролю.

Важной частью системы внеклассной работы является формирование и укрепление классных и школьных традиций. Ученики класса активно участвуют в жизни школы: «Посвящение в первоклассники», «Вы порадуйтесь за нас - перешли мы в пятый класс», «Математический бой» и др. А так же в спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу, легкой атлетике и др.

Системный и деятельностный подход в воспитании диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята были инициаторами не только школьных дел, но и местного социума:

  • озеленение школы,
  • встреча с ветеранами войны и тыла,
  • помощь ветеранам войны и тыла

Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов «Учись учиться», викторина «Что? Где? Когда?», серии классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника» и т.д.

Ценностно – ориентировочная деятельность:встречи влитературной гостиной, игра «Символы России», виртуальное путешествие «Если с другом вышел в путь», серии классных часов «Чтобы человек не мешал человеку…» (современные принципы этикета), «Горжусь тобой моя Россия» и т.д. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Трудовая деятельность:дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серия классных часов «В мире профессий», выставки технического творчества, неделя ремесел и т.д.

Общественно-полезная деятельность:Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через классные часы, трудовые дела и т.п. Участие в подобных мероприятиях позволяет реализовать главную цель – быть милосердными ко всем людям.

Художественно-творческая деятельность:организация и проведение вечеров «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Весенние забавы», выставка «Малая Третьяковская галерея», посещение драматического и кукольного театров, филармонии и т.д.

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:День здоровья, «Вечер комических эстафет», устный журнал «Спортивный калейдоскоп», тематические классные часы «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни» и т.д.

Деятельность свободного времени:изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений».

Таким образом, воспитательная работа строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.

Благодаря воспитательной работе у учащихся в достаточной мере развиваются (по результатам педагогической диагностики):

  • личностные качества;
  • нравственные нормы поведения;
  • культура общения в коллективе;
  • потребность к труду;
  • способность рационально организовывать деятельность;
  • способность к сотрудничеству.

Эффективная воспитательная работа классного руководителя, способствует классу обрести «свое лицо». Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.

Наши рекомендации