Сущность целостного педагогического процесса, его этапы и условия эффективности
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев).
Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле.
В широком смысле- это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педагогический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле,имеется в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д.
Сущностная характеристикапедагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен на усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений.
Научные знания - факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенная картина мира.
Специальные умения и навыки - только специфические для конкретной отрасли науки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских работ
Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию.
Сутьвоспитательной функции обучения состоит в том, что она придает процессу обучения определенную целенаправленность и общественную значимость. У обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.
Этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).
Подготовительный этап - создаются необходимые условия для протекания процесса:
-определяются цель, конкретные задачи,
- выясняется состояние вопроса,
- планируются, прогнозируются результат и схема процесса,
- подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.
Основной этап - этап осуществления педагогического процесса (основной)состоит из таких важных взаимосвязанных элементов, как:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- педагогическое взаимодействие педагогов и воспитанников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
На основном этапе ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения.
Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Эффективность педагогического процесса обусловливается
- качеством педагогической деятельности;
- качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:
- уровень обученности ребенка;
- уровень его воспитанности.
Процессуальная оценка эффективности педагогического процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога.