Условия реализации образовательной программы ДОУ
Оглавление рабочей программы
Пояснительная записка
1 Содержание образовательного процесса
2. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
ЧАСТЬ 1
1.1 Возрастные особенности детей
1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
1.3 Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
ЧАСТЬ 2.
2.1 Региональный компонент
2.2 Взаимодействие детского сада с семьей
2.3 Преемственность в работе ДОУ и школы
ЧАСТЬ 3.
3.1 Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы.
3.2 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
3.3 Особенности проведения мониторинга.
ЧАСТЬ 4
4.1 Список используемой литературы
Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) определяет организацию воспитательно-образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Бурбашский детский сад» Балтасинского муниципального района РТ (далее - МБДОУ) и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому;
- социально-личностному;
- познавательно-речевому;
- художественно-эстетическому.
Реализация Программы обеспечивает достижение воспитанниками достаточного уровня развития для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Программа разработана педагогическим коллективом ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года оссийской Федерации от № 655.
В Программе на первый план выдвигается развивающий характер образования, обеспечивающий становление личности ребёнка и ориентирующий педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной концепции дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций.
Кроме того, в Программе соблюдается принцип культуросообразности, реализация которого обеспечивает учёт национальных особенностей Республики Татарстан, способствует духовно-нравственному и эмоциональному воспитанию.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии
с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой (2010 г.) и (2012г). Москва Мозайка-Синтез. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ) и Региональной программой дошкольного образования. Р.К. Шаехова – РИЦ, 2012 год.
2.Ведущие цели Программы– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
· создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;
· овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
· максимальное использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
· Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
· Уважительное отношение к результатам детского творчества;
· Единство подходов в воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
· Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи:
1.Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
2.Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
3.Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий и познавательно-речевого направления.
4.Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
5.Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе, в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.
6. Привлекать дополнительные ресурсы для развития детского сада путём создания родительского благотворительного фонда.
В соответствии с ФГТ Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования его фундаментальность:
· интегрированное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей
· всестороннее воспитание;
· обобщение, развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
3. Принципы и подходы Программы:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
· сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
· соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
· единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
· принцип интеграции образовательных областей физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
· принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
· сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
· формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
· интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
· формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
· развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
· развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Условия реализации образовательной программы ДОУ
§ управление реализацией программы;
§ создание и обновление предметно-развивающей среды;
§ постановка инновационной или экспериментальной работы;
§ использование различных форм сотрудничества с семьей;
§ преемственность в работе ДОУ и школы;
§ взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.