Источники уголовно-процессуального права
В теории государства и права под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм, а термин «источники права» употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм16. Правовые нормы закреплены, выражены в нормативных правовых актах. Уголовно-процессуальные нормы сформулированы в соответствующих нормативных правовых актах, к которым и следует обращаться участникам уголовного процесса при производстве по материалам и уголовным делам как к источникам уголовно-процессуального права.
Источники уголовно-процессуального права — это нормативные правовые акты, в которых выражены, закреплены уголовно-процессуальные нормы.
Каждая отрасль права имеет свой круг источников. В одних отраслях права этот круг достаточно широкий, куда входят также и подзаконные нормативные правовые акты, например, в банковском праве, финансовом праве, таможенном праве и ряде других отраслей права. В некоторых других отраслях права круг источников чрезвычайно узок. Например, в уголовном праве источником является только Уголовный кодекс Республики Беларусь17. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УК этот закон является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Ни в Конституции, ни в других законах Республики Беларусь уголовно-правовых норм не имеется. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.
Такое законодательное решение относительно уголовно-процессуальных норм невозможно, поскольку основополагающие принципы уголовного процесса закрепляются в международно-правовых актах, Конституции. Иногда по материалам и уголовным делам возникает необходимость производства процессуальных действий на территории других государств, что должно быть регламентировано в отдельных нормативных правовых актах международного характера. Однако уголовно-
процессуальные нормы, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность в Республике Беларусь, кодифицируются и сведены в единый закон — Уголовно-процессуальный кодекс. Это способствует установлению единой правоприменительной практики, исключает дублирование одних и тех же норм в разных нормативных правовых актах, а порой и их разночтение.
В статье 1 УПК 1960 года источниками уголовно-процессуального права были названы УПК и другие законы. Неопределенность относительно системы источников уголовно-процессуального права в прежнем УПК приводила к тому, что уголовно-процессуальные нормы законодателем размещались, кроме УПК, и в других нормативных правовых актах: в Законах Республики Беларусь — «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г., «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г., «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. и др. Иногда одни и те же нормы в разных законодательных актах по содержанию не совпадали. Например, согласно ч. 2 ст. 179 УПК 1960 г., санкции прокурора или его заместителя на извлечение трупа из места захоронения (эксгумацию) не требовалось, а в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 указанного Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» это следственное действие могло быть проведено только с санкции прокурора или его заместителя.
В отличие от УПК 1960 года в действующем УПК четко обозначены источники уголовно-процессуального права. В статье 1 УПК, где изложена их система, указаны только три источника: Конституция, УПК и международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина.
Конституция Республики Беларусь является основой всего законодательства, в том числе и уголовно-процессуального. В Конституции закреплены демократические принципы организации и функционирования судебной власти, которые отражены в соответствующих нормах УПК: независимости судей и подчинения их только закону (ст. 110), осуществления правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст. 112), открытости разбирательства дел во всех судах, за исключением случаев, определенных законом (ст. 114), осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе, обжалование сторонами и лицами, участвующими в процессе, решений, приговоров и других судебных постановлений (ст. 115).
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, основываясь на Конституции Республики Беларусь, устанавливает порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса. Установленный УПК Республики Беларусь порядок производства по материалам и уголовному делу является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников уголовного процесса. В случае противоречия между нормами УПК Республики Беларусь и Конституцией Республики Беларусь действуют положения Конституции (ст. 1 УПК).
УПК основан также на положениях международных актов, определяющих права и свободы человека и гражданина, ранее действовавшего уголовно-процессуального, а также другого отраслевого законодательства Республики Беларусь и законодательства зарубежных государств. При подготовке проекта УПК 1999 года принимались во внимание достижения науки уголовного процесса и результаты правоприменительной практики прежнего уголовно-процессуального законодательства.
Международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, применяются в уголовном процессе наряду с УПК.
Важное значение для уголовно-процессуальной деятельности органов, ведущих уголовный процесс, имеют такие международно-правовые акты, хотя и не являющиеся международными договорами, как Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г., Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) от 7 сентября 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме от 9 декабря 1988 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений излоупотреблений властью от 29 ноября 1985 г., Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. и др. Напрямую они не регламентируют деятельность органов уголовного преследования и суда при производстве по материалам и уголовным делам. Положения международных актов были включены в проект Конституции 1994 г. и не претерпели изменений при внесении в нее изменений и дополнений в 1996 и 2004 гг. В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Впоследствии положения международно-правовых актов, получившие в Республике Беларусь статус конституционных, были учтены при разработке УПК 1999 г.
Вместе с тем имеются международно-правовые акты, которые непосредственно регламентируют деятельность органов уголовного преследования и суда при необходимости проведения процессуальных действий по уголовным делам на территории других государств. К ним относятся: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г., Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 11 января 1993 г. и Договор между ними о выдаче от 22 июня 1995 г., Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 февраля 1994 г., Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 20 октября 1992 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 26 октября 1994 г., Договор между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 14 сентября 2000 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 5 октября 2005 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Индия о выдаче от 16 апреля 2007 г., Договор между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 7 ноября 2006 г. Кроме того, Республика Беларусь подтвердила правопреемство в отношении Договоров между Союзом Советских Социалистических Республик с одной стороны и с другой стороны Чехословацкой Социалистической Республикой «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 12 августа 1982 г. (Договор с Чехословакией в настоящее время действует только в отношениях со Словацкой Республикой), Республикой Куба «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 28 ноября 1984 г.,Венгерской Народной Республикой «Об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 15 июля 1958 г.,Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. Указанный Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой не действует на территории Республики Беларусь, поскольку до настоящего времени не получено подтверждение финляндской Стороны о его применении, в то время как Республика Беларусь подтвердила правопреемство в отношении этого договора постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 11 марта 1994 г.
Эти международные договоры, являясь одним из источников уголовно-процессуального права, применяются в уголовном процессе наряду с УПК. В ст. 20 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. и в ст. 15 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» от 23 октября 1991 г. установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу, являются частью действующего в стране законодательства.
При производстве по уголовным делам иногда возникает необходимость производства следственных и иных процессуальных действий на территории других государств, решения вопросов о выдаче лиц, находящихся на территории другого государства (экстрадиции) и т. д. В таких случаях органы, ведущие уголовный процесс, руководствуются правилами, установленными в указанных международных договорах. Согласно ч. 5 ст. 1 УПК, если международным договором Республики Беларусь не определен порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам, то при оказании такой помощи применяется порядок, установленный УПК. Правовая помощь в таких случаях оказывается на основе принципов взаимности (ст. 469-519 УПК).
В УПК имеется ряд бланкетных норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам. В данных случаях сама бланкетная норма не регламентирует указанные в этой норме правоотношения, которые возникают при производстве по материалам и уголовным делам. В ней указывается другой нормативный правовой акт, который регулирует эти правоотношения. Поэтому к источникам уголовно-процессуального права относятся также те законодательные акты, на которые имеются ссылки в УПК Республики Беларусь. Нормы этих законодательных актов регулируют те правоотношения, возникающие при производстве по материалам и уголовным делам, которые не регламентированы УПК Республики Беларусь.
Бланкетные нормы установлены в ч. 3 ст. 22; ч. 3 ст. 122; ч. 4 ст. 132; ч. 4 ст. 148; ст. 153; ч. 2 ст. 156; ст. 157; ч. 2 ст. 460; ч. 2 ст. 464; ст. 469; ч. 1 ст. 470; ч. 2 ст. 472; ст. 473 УПК.
В большинстве из перечисленных норм указаны конкретные нормативные правовые акты. Например, в ч. 4 ст. 132 УПК указано, что арест не может быть наложен на залог, а также на имущество, являющееся предметами первой необходимости, перечень которых содержится в приложениях к Уголовно-исполнительному кодексу; в ч. 4 ст. 148 УПК предусмотрено,что если процессуальные отношения, возникшие в связи с гражданским иском, не урегулированы УПК, то применяются нормы гражданского процессуального законодательства, если они не противоречат УПК; в ч. 2 ст. 460 УПК отмечено, что по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 460 УПК и соответствующими статьями ГК, орган, ведущий уголовный процесс, в случае признания его действий и решений незаконными, обязан принять меры по возмещению физического, имущественного и морального вреда, причиненного физическому лицу.
Поскольку УПК не регламентирует указанные вопросы, связанные с производством по уголовному делу, и отмечает, что они регламентируются нормами конкретных нормативных правовых актов, то эти акты в данных случаях являются источниками уголовно-процессуального права.
В отдельных статьях УПК дается отсылка на другие нормативные правовые акты, но не указывается, какие имеются в виду. Например, в ч. 3 ст. 22 УПК указано, что гарантии независимости судей установлены Конституцией, УПК и другими законами. Хотя конкретно не указано, какие имеются в виду законы, но известно, что таким законом является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, где определены гарантии независимости судей при рассмотрении и разрешении уголовных дел (ст. 85-87).
Таким образом, источниками уголовно-процессуального права являются:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;
3) международные договоры Республики Беларусь;
4) законодательные акты, на которые имеются ссылки в
ряде статей УПК.
Важное значение в уголовном процессе имеют заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, постановления, приказы и инструкции Генерального прокурора Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и других ведомств, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Источниками уголовно-процессуального права они не являются, так как не создают новых уголовно-процессуальных норм. Эти подзаконные нормативные акты способствуют правильному применению уголовно-процессуального закона органами, ведущими уголовный процесс. В них даются толкования, разъяснения по применению уголовно-процессуального законодательства, которые должны соответствовать Конституции и законам Республики Беларусь.
Следует отметить, что иногда в юридической литературе можно встретить мнение, что к источникам уголовно-процессуального права относится и Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь», поскольку решения Конституционного Суда Республики Беларусь обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами18. Действительно, согласно ст. 10 указанного Закона, решения Конституционного Суда обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь, но это те решения, которыми отдельные нормативные правовые акты признаны не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой. Такие акты в соответствии со ст. 9 этого Закона считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. В ст. 7 этого же Закона предусмотрено,что Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Из этого следует, что Конституционный Суд не создает новых, в том числе и уголовно-процессуальных, норм. Уголовно-процессуальные нормы создаются теми государственными органами, которые уполномочены на это Конституцией. В соответствии со ст. 41 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», ст. 77 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 года Конституционный Суд может давать толкования своим решениям, которыми разъясняет, как применять уголовно-процессуальный закон, а в случае наличия в нем пробелов разъясняет, какими статьями Конституции следует руководствоваться, учитывая непосредственный характер действия ее норм.