Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

В результате освоения учебного модуля обучающийся должен:

знать:

· основные механизмы социализации личности;

· способы профессионального самопознания и саморазвития;

· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

уметь:

· оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов в разные исторические эпохи к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе;

· обосноватьсвою профессиональную позицию в отношенииразличных проблем образовательной практики;

· проектировать образовательный процесс, соответствующий общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

· создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

владеть:

· способами профессионального самопознания и саморазвития;

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона;

· способами пропаганды педагогической деятельности в ходе профессионального просвещения учащихся; различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

· способами проектной и инновационной деятельности в воспитании (ОПК-1).

Структура и содержание модуля

Объем учебного модуля и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108/3
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 44
в том числе:
лекции с применением мультимедийных технологий 16
семинарские занятия с использованием мультимедийных технологий 12
семинарские занятия с использованием диалоговых технологий (дискуссии, конференции) 8
семинарские занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 6
контрольная работа 2
Самостоятельная работа студента (всего) 64
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 32
подготовка учебного проекта 12
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle 12
Подготовка к контрольной работе 2
Подготовка к зачету 6
Итоговая аттестация в форме: зачета

Тематический план и содержание учебного модуля

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов /зачетных единиц Формируемые компетенции  
 
Тема 1. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики Содержание учебного материала 8 ОПК-1  
Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии.  
Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека).  
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье.  
Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности  
Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности Содержание учебного материала 8  
Образование как процесс и результат педагогической деятельности.
ОПК-1

 
Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры.  
Основные периоды истории образования  
Типы образовательных учреждений  
Педагогические учебные заведения  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 3. Возникновение и исторический генезис учительской профессии Содержание учебного материала 8  
Возникновение профессии «учитель» в странах Древнего Востока. «Ученичество» - как особый вид взаимодействия наставника и воспитанника. Этико-педагогические идеи Конфуция.
ОПК-1

 
Эллинская культура и образование. Педагог, софисты, образовательные идеалы античности, (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).  
Идеал учителя в римской школе. Цицерон. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Квинтилиан о готовности учителя учить, а ученика учиться.  
Генезис учительской профессии в эпоху средневековья. Учителя-схоласты и учителя-гуманисты.  
Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ».  
Гимназия И. Штурма - первое учебное заведение нового типа.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 4. Педагогическая деятельность в условиях традиционного обучения Содержание учебного материала 10  
Гуманизм и демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения
ОПК-1

 
Классно-урочный метод обучения  
Миссионерская роль профессии учителя, требования к подготовке учителя.  
Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока.  
Идеи Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта в практике дореволюционной русской гимназии и народной школы.  
Традиционное обучение в практике советской школы 30-50-х годов. Метод Белла и Ланкастера.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 6  
Тема 5. Истоки подготовки учителя народной школы. Идеи развивающего обучения Содержание учебного материала 8  
Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Гуманистическая теория элементарного образования - основа развивающего обучения.
ОПК-1

 
Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля и лучших учебных заведениях Западной Европы. Ф. Фрёбель – основоположник дошкольного образования.  
Педагогическая деятельность садовниц - воспитателей детского сада.  
«Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега. Воспитывающее обучение. «Элементарный метод», методики преподавания. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега. Подготовка учителя народной школы.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 6. Дифференцированный подход к организации образования Содержание учебного материала 8  
Предпосылки и сущность дифференцированного подхода в образовании. Джон Локк о воспитании «джентльмена» (элитарное образование) и воспитании рабочих в «школах при работных домах»
ОПК-1

 
Дифференцированная начальная школа - Мангеймская система (Й.А. Зиккингер).  
Роль педологии в развитии образования. П.П. Блонский.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 7. Свободное воспитание – детоцентриская ориентация в теории и практике образования Содержание учебного материала 8  
Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. Деятельность педагога-гувернёра.
ОПК-1  

 
Детоцентризм в европейской педагогике конца XIX века – начала XX века (реформаторская педагогика). Принципы взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе, ориентация на «развитие индивидуальности».  
Лига «прогрессивного воспитания». Концепции и практика «нового воспитания». «Дом сирот» Я. Корчака, «Дом ребенка» М. Монтессори, Трудовая школа С. Френе, «Йена-план-школа» П. Петерсена, «Дальтон-план-школа» Э. Паркхерст, Вальдорфская школа Р. Штайнера.  
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) 2  
Самостоятельная работа 6  
Тема 8. Становление и развитие педагогических традиций в России. Национальная школа Содержание учебного материала 6  
Пути создания народной школы и особенности организации обучения в ней. Основные черты русской национальной школы.
ОПК-1

 
Институты воспитания и обучения в Древней Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовство». Мастера грамоты.  
«Домострой» как источник педагогических традиций.  
Школы и училища в России XVI – XVII вв.  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 9. Просвещение и образование в России в ХVIII – ХIХ вв. Содержание учебного материала 8  
Общие направления просветительной политики, подготовка педагогических кадров.
ОПК-1

 
Развитие передовых педагогических идей в практике отечественной школы. Опыт лучших воспитательных и образовательных учреждений.  
Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие теории и практики образования.  
Ведущие деятели русского просвещения: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.  
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 4  
Тема 10. Роль учителя и его подготовка в СССР Содержание учебного материала 8  
Роль учителя в воспитании «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школа.
ОПК-1

 
Педагогическое образование в СССР  
Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко. Их идеи об авторитете и мастерстве учителя.  
Павлышская школа В.А. Сухомлинского.  
Педагоги-новаторы (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов).  
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий 2  
Самостоятельная работа 6  
Тема 11. Педагогическая профессия в современном обществе Содержание учебного материала 8  
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе.
ОПК-1

Наши рекомендации