Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
В результате освоения учебного модуля обучающийся должен:
знать:
· основные механизмы социализации личности;
· способы профессионального самопознания и саморазвития;
· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
уметь:
· оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов в разные исторические эпохи к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе;
· обосноватьсвою профессиональную позицию в отношенииразличных проблем образовательной практики;
· проектировать образовательный процесс, соответствующий общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
· создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
владеть:
· способами профессионального самопознания и саморазвития;
· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона;
· способами пропаганды педагогической деятельности в ходе профессионального просвещения учащихся; различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
· способами проектной и инновационной деятельности в воспитании (ОПК-1).
Структура и содержание модуля
Объем учебного модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108/3 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
лекции с применением мультимедийных технологий | 16 |
семинарские занятия с использованием мультимедийных технологий | 12 |
семинарские занятия с использованием диалоговых технологий (дискуссии, конференции) | 8 |
семинарские занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | 6 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 64 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям | 32 |
подготовка учебного проекта | 12 |
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | 12 |
Подготовка к контрольной работе | 2 |
Подготовка к зачету | 6 |
Итоговая аттестация в форме: зачета |
Тематический план и содержание учебного модуля
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов /зачетных единиц | Формируемые компетенции | ||
Тема 1. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики | Содержание учебного материала | 8 | ОПК-1 | ||
Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии. | |||||
Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). | |||||
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. | |||||
Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности | |||||
Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |||
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. |
| ||||
Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. | |||||
Основные периоды истории образования | |||||
Типы образовательных учреждений | |||||
Педагогические учебные заведения | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 3. Возникновение и исторический генезис учительской профессии | Содержание учебного материала | 8 | |||
Возникновение профессии «учитель» в странах Древнего Востока. «Ученичество» - как особый вид взаимодействия наставника и воспитанника. Этико-педагогические идеи Конфуция. |
| ||||
Эллинская культура и образование. Педагог, софисты, образовательные идеалы античности, (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). | |||||
Идеал учителя в римской школе. Цицерон. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Квинтилиан о готовности учителя учить, а ученика учиться. | |||||
Генезис учительской профессии в эпоху средневековья. Учителя-схоласты и учителя-гуманисты. | |||||
Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ». | |||||
Гимназия И. Штурма - первое учебное заведение нового типа. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 4. Педагогическая деятельность в условиях традиционного обучения | Содержание учебного материала | 10 | |||
Гуманизм и демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения |
| ||||
Классно-урочный метод обучения | |||||
Миссионерская роль профессии учителя, требования к подготовке учителя. | |||||
Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. | |||||
Идеи Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта в практике дореволюционной русской гимназии и народной школы. | |||||
Традиционное обучение в практике советской школы 30-50-х годов. Метод Белла и Ланкастера. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Тема 5. Истоки подготовки учителя народной школы. Идеи развивающего обучения | Содержание учебного материала | 8 | |||
Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Гуманистическая теория элементарного образования - основа развивающего обучения. |
| ||||
Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля и лучших учебных заведениях Западной Европы. Ф. Фрёбель – основоположник дошкольного образования. | |||||
Педагогическая деятельность садовниц - воспитателей детского сада. | |||||
«Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега. Воспитывающее обучение. «Элементарный метод», методики преподавания. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега. Подготовка учителя народной школы. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 6. Дифференцированный подход к организации образования | Содержание учебного материала | 8 | |||
Предпосылки и сущность дифференцированного подхода в образовании. Джон Локк о воспитании «джентльмена» (элитарное образование) и воспитании рабочих в «школах при работных домах» |
| ||||
Дифференцированная начальная школа - Мангеймская система (Й.А. Зиккингер). | |||||
Роль педологии в развитии образования. П.П. Блонский. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 7. Свободное воспитание – детоцентриская ориентация в теории и практике образования | Содержание учебного материала | 8 | |||
Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. Система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. Деятельность педагога-гувернёра. |
| ||||
Детоцентризм в европейской педагогике конца XIX века – начала XX века (реформаторская педагогика). Принципы взаимоотношения учителя и воспитанников в образовательном процессе, ориентация на «развитие индивидуальности». | |||||
Лига «прогрессивного воспитания». Концепции и практика «нового воспитания». «Дом сирот» Я. Корчака, «Дом ребенка» М. Монтессори, Трудовая школа С. Френе, «Йена-план-школа» П. Петерсена, «Дальтон-план-школа» Э. Паркхерст, Вальдорфская школа Р. Штайнера. | |||||
Семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дискуссия) | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Тема 8. Становление и развитие педагогических традиций в России. Национальная школа | Содержание учебного материала | 6 | |||
Пути создания народной школы и особенности организации обучения в ней. Основные черты русской национальной школы. |
| ||||
Институты воспитания и обучения в Древней Руси: «кормильство», «дядьки», «кумовство». Мастера грамоты. | |||||
«Домострой» как источник педагогических традиций. | |||||
Школы и училища в России XVI – XVII вв. | |||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 9. Просвещение и образование в России в ХVIII – ХIХ вв. | Содержание учебного материала | 8 | |||
Общие направления просветительной политики, подготовка педагогических кадров. |
| ||||
Развитие передовых педагогических идей в практике отечественной школы. Опыт лучших воспитательных и образовательных учреждений. | |||||
Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие теории и практики образования. | |||||
Ведущие деятели русского просвещения: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др. | |||||
Лекция с применением мультимедийных технологий | 2 | ||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||
Тема 10. Роль учителя и его подготовка в СССР | Содержание учебного материала | 8 | |||
Роль учителя в воспитании «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школа. |
| ||||
Педагогическое образование в СССР | |||||
Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко. Их идеи об авторитете и мастерстве учителя. | |||||
Павлышская школа В.А. Сухомлинского. | |||||
Педагоги-новаторы (Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов). | |||||
Семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||
Тема 11. Педагогическая профессия в современном обществе | Содержание учебного материала | 8 | |||
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. |
Наши рекомендации
|