Звонких и глухих согласных звуков
План
1. Дефекты озвончения и оглушения.
2. Методы исправления дефектов озвончения и оглушения.
Методические указания и дополнительный материал
Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.
Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з]—[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
— снижении физического слуха;
— несформированности фонематических процессов;
— нарушениях деятельности голосовых складок, обуслов
ленных органическими или функциональными рас
стройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1. Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных зву
ков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабуш
ка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение:например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2. Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда —
«В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен сме
шением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] ® [д] ® [г].
Подготовительные упражнения:
а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы
доха, то стона на вдохе и на выдохе;
б) сопоставление громкого и шепотного произношения глас
ных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки
касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для вос
приятия вибраций голосовых складок следует к гортани при
кладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам про
износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гор
тани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко
получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхи
вать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки,
каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непос
редственно переходят к аналогичному произношению нужно
го согласного. Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [э];громко — [э]; шепотом — [и];громко — [и];шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...
3. Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом:
согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, пода
ется голос.
4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосред
ственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л],
[р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко
го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между
гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрациейгортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
— звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
— установив органы речи в артикуляционном укладе [с],
ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э]
([ы]) на одном длительном выдохе производит много
кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка
касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так,
чтобы воздух мог проходить через межзубное про-
странство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.