Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными

Международные стандарты по обращению с осужденными можно классифицировать по трем основаниям: масштаб действия; специализация; обязанность для государств.

По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы:

  1. универсальные;
  2. региональные.

Универсальные – это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные – Советом Европы или иными региональными объединениями государств.

По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными классифицируются на два вида:

  1. акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты;
  2. акты специализированного характера, определяющие стандарты обращения с осужденными.

По обязанности для государств – применяемые стандарты можно причислить к двум основным разрядам: обязательные нормы; принципы и общие положения.

Нормы – это правила, которые регулируют правоотношения между субъектом и объектом.

На основе норм базируются все институты уголовно-исполнительного законодательства. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы отделить обязательные нормы от рекомендательных.

Рекомендательные нормы – это нормы, которые предоставляют право выбора субъекту.Обязательные нормы – это нормы, которые должны выполняться без права выбора. В том случае, когда стандарты, принципы и общие положения обязательны для каждой страны, ратифицировавшей соответствующие международные акты, тогда стандарты, рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в какой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные нормы, принятые ООН:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  2. Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
  3. Декларация прав ребенка (1959 г.);
  4. Международный акт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  5. Международный акт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  6. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).

Также большое значение имеют такие нормативные акты:

  1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
  2. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
  3. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
  4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.);
  5. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.).

Таким образом, вышеуказанные международные акты показывают, что действие их целесообразно раскрывается относительно двух основных сфер обращения с осужденными:

  1. при использовании мер, не связанных с лишением свободы;
  2. при применении лишения свободы.

В этом случае в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, которые требуют раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.

Принцип законности.

1. Он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны исправлять в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение. Нормальная организация исправительного процесса в каждой колонии - важнейшее средство достижения этой цели.

2. Основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в значительной мере обладают меньшими возможностями в защите своих законных интересов.

3. Он состоит и в соблюдении законов и требований режима осужденными, а также в соблюдении законов и подзаконных актов представителями общественности.

4. Обязательной составляющей этого принципа является контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание. Этот контроль осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти, судебный и ведомственный контроль (ст. 19 - 22 УИК РФ).

Принцип гуманизма.

1. Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных. Представляется, что суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.

2. Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

3. Принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания.

Жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованиям гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью отличаются условия, установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышаются нормы питания.

4. За хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений (ст. 113 УИК РФ).

5. Отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, т.е. изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.

6. Проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.

7. К лицам, доказавшим свое исправление, могут быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким.

8. От отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной хронической или иной тяжкой болезнью.

9. Выражением принципа гуманности является возможность применения амнистии и помилования.

Принцип демократизма.

1. Законы, регулирующие исполнение наказаний и применение к осужденным исправительного воздействия, выражают волю народа. Так, например, проект УИК РФ обсуждался в средствах массовой информации.

2. Руководство деятельностью исправительных учреждений строится на основе демократического централизма, т.е. централизованное руководство органами, исполняющими наказание, в пределах страны сочетается с широкой самостоятельностью местных органов власти и управления.

3. Принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных, и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.

Наши рекомендации