Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса |
Вопрос о закономерностях целостного педагогического процесса находится в состоянии разработки. Нет единых подходов ни в понимании, что считать закономерностями (законами?) в педагогике, ни в номенклатуре (перечне) самих закономерностей. Однако само понятие закономерности педагогического процесса прочно вошло в науку.
Под закономерностями целостного педагогического процессапонимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.
Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности. Можно выделить следующие группы закономерностей педагогического процесса:
—закономерности, обусловленные социальными условиями;
—закономерности, обусловленные природой человека;
— закономерности, обусловленные сущностью воспитания и обучения.
Закономерность, обусловленная социальными условиями — зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты. Общество испытывает потребность в распространении информационных технологий и в большом количестве специалистов в этой сфере, но из-за экономических условий в стране оснащенность школ современными компьютерами даже в крупных городах страны составляет лишь 30—40% .
Закономерности, обусловленные природой человека:
3—1742
— определяющая роль деятельности и общения в формиро
вании личности;
— зависимость воспитания и обучения от возрастных, ин
дивидуальных и половых особенностей ребенка.
Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:
— взаимозависимость процессов воспитания, обучения, об
разования и развития личности;
— взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитатель
ном процессе;
— взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспи
тания и обучения в целостном педагогическом процессе;
— взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаи
модействием и активной деятельностью воспитуемых.
Принципы целостного педагогического процесса |
В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.
Принципы целостного педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность, это — проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах при различном его содержании. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).
Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на отдельные стороны принципа. Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации. Принцип гуманизациипедагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Эти идеи в философской и педагогической мысли зародились еще в древности. Одним из первых четко определил гуманистическую основу взаимодействия учителя и ученика китайский философ, живший до нашей эры, — Конфуций. По-настоящему гуманистической была педагогика А.С. Макарен-
РВ1
ко, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, но впоследствии этот принцип превратился скорее в лозунг, чем в реальное руководство к действию, и вновь был возрожден в отечественной педагогике прежде всего в работах и педагогической деятельности В.А. Су-хомлинского и учителей, выступавших за педагогику сотрудничества: В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского и др. Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей. Правила осуществления принципа гуманизации:
— полное признание прав воспитанника и уважение к нему
в сочетании с разумной требовательностью;
— опора на положительные качества воспитанника ;
— создание ситуации успеха;
— защищенность и эмоциональная комфортность воспи
танника в педагогическом взаимодействии.
Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений.
Принцип демократизациипоявился еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Правила осуществления принципа демократизации:
— индивидуально-ориентированный характер педагогиче
ского процесса;
— организация педагогического процесса с учетом нацио
нальных особенностей обучающихся;
— создание открытого для общественного контроля и влия
ния педагогического процесса;
— нормативно-правовое обеспечение деятельности педаго
га и учащихся, способствующее защите их от неблаго
приятных воздействий среды;
— введение самоуправления учащихся в процессе органи
зации их жизнедеятельности;
— взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во
взаимодействии педагогов и воспитанников;
— широкое вовлечение родителей и общественности в орга
низацию жизнедеятельности воспитанников в образова
тельных учреждениях.
Принцип природосообразностивпервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содер-
жательно Я.А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой он живет, ее изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего свой вклад в развитие этого принципа. Из русских педагогов следует выделить К.Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике.
В советской педагогике этот принцип менялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов XX в. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами. Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс строился по таким правилам:
— организуется как процесс поддерживающий и укрепля
ющий здоровье учащихся, способствующий созданию
здорового образа жизни;
— направлен на самовоспитание, самообразование, само
обучение учащихся;
— строится в соответствии с возрастными и индивидуаль
ными особенностями учащихся;
— опирается на зону ближайшего развития, определяю
щую возможности учащихся.
Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления.
Принцип культуросообразностисвоим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).
Правила осуществления принципа культуросообразности:
— понимание педагогического процесса как составной час
ти культуры общества и семьи, как культурно-историче
ской ценности, заключающей в себе прошлый опыт вос
питания, образования и обучения и закладывающей их
будущее;
— максимальное использование семейной, региональной,
конфессиональной, народной материальной и духовной
культуры;
— обеспечение единства национального, интернационально
го, межнационального начал в воспитании и образовании;
— формирование творческих способностей и установки у
учащихся на потребление, сохранение и создание новых
культурных ценностей.
Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельностии взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системахнаправлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.
Правила осуществления принципа:
— установление прочных связей и отношений между всеми
сферами жизнедеятельности учащихся;
— налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятель
ности учащихся в целях выявления педагогического по
тенциала каждой из них, особенно семьи;
— обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи,
взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер
жизнедеятельности учащихся.
Полная реализация данного принципа должна привести к зарождению взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.
Принцип научностипрежде всего реализуется в отборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники, а следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников. Кроме того, этот принцип проявляется, когда учитель в преподавании конкретных дисциплин применяет методы изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска, способами
научной организации учебного труда. Этому в большой степени способствует использование проблемных ситуаций и организации исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. Школьников необходимо научить слушать и фиксировать устное изложение (особенно лекционное), вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке, овладевать навыками самообразования.
Принцип доступности нарастающей трудности.Все, что передается детям и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Правила реализации принципа, разработаны Я. А. Коменским и другими авторами:
— переходить от близкого к далекому; от легкого к более
трудному; от известного к неизвестному; учитывать уровень
актуального развития каждого ученика и индивидуальную
скорость продвижения при овладении новыми знаниями или
требованиями.
На первый взгляд возникает определенное противоречие между этим принципом и принципом научности. Но сложность педагогического процесса и заключается в том, что каждому ребенку надо изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не на столько, чтобы исказить его научную сущность.
Принцип наглядности.Я.А. Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но не надо этот принцип понимать так, что на всех уроках необходимо использовать какие-то наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Речь идет о разумности и мере, учете специфики предлагаемого материла, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Польский дидакт Ч. Купи-севич и другие сформулировали такие правила его реализации:
— прямое изучение действительности, основанное на наблю
дении, измерении и различных видах деятельности, целе
сообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений
и представлений, которые необходимы для понимания
изучаемого вопроса;
— познавательной деятельностью ученика в процессе ис
пользования наглядных средств надо руководить;
— рационально сочетать слово и наглядное изображение;
— применять разумно и в меру разнообразные иллюстра
ции, демонстрации, лабораторно-практические работы,
наглядные пособия, технические средства обучения
(ТСО) и современные информационные технологии;
— использовать наглядность не только для иллюстрации,
но и как самостоятельный источник знания, метод созда
ния проблемной ситуации;
— предметная наглядность в зависимости от возраста детей
заменяется символической.
Принцип систематичности и последовательности.К.Д. Ушинский считал, что только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Этот принцип реализуется при соблюдении следующих правил:
— предварительное определение имеющегося у обучаемых
уровня знаний и их актуализация;
— доступность и привлекательность предлагаемой инфор
мации, что имеет мотивационное значение;
— выделение существенных, базовых аспектов изучаемого
материла, отделение главного от второстепенного и по
стоянное акцентирование на этом внимания;
— четкое структурирование знания и его логики, что не
только способствует лучшему усвоению информации, но
и вооружает общеучебными умениями самостоятельной
работы с любым материалом;
— включение в структуру изложения постоянных кратких
и обобщающих повторяющихся выводов по каждому за
конченному фрагменту предлагаемого материала и в
конце всего изложения, что способствует не только луч
шему запоминанию, но и формированию системы ассо
циаций, активизации ранее полученных знаний;
— обучение разнообразным способам систематического, логи
ческого развернутого и сжатого изложения своих мыслей с
ранних ступеней: пересказ, рассказ, ответ по плану, сооб
щение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция;
— все должно вестись в неразрывной последовательности
так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и про-
лагало дорогу для завтрашнего ( Я.А. Коменский);
— создание условий для самостоятельного выполнения за
даний, приложения продолжительных и систематиче
ских усилий;
— использование внутрипредметных и межпредметных
связей;
— планирование учебно-воспитательного процесса: систе
матическая подготовка учителя к урокам и другим фор
мам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содер
жания материала и поставленных целей, равномерное
распределение домашнего задания в учебном процессе;
— осуществление постоянного контроля и объективной
оценки результатов обучения и воспитания.
Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством.Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает воспитанникам овладевать материалом и развивать свои умственные способности. Если школьники и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления собственного потенциала под ненавязчивым, консультирующим, направляющим, поддерживающим, компетентным руководством со стороны преподавателя, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение и даст положительный результат как в самоактуализации (самореализации) ученика, так и учителя (воспитателя). Но при этом следует помнить, что познавательная деятельность побуждает активность при следующих условиях:
— деятельность принципиально нова для учащихся;
— действительно выполняется самостоятельно;
— организуется сознательно и целенаправленно на основе
ясного понимания целей и задач предстоящей работы;
— учитываются индивидуальные интересы и потребности
воспитанников, формируются ценностные мотивы к уче
нию;
— создаются ситуации, содержащие противоречия, застав
ляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и
их разрешать;
— область предлагаемых заданий охватывает не только
учебные, но и воспитательные задачи, направленные на
формирование определенных нравственных позиций и
норм жизни;
— коллективный характер воспитания и обучения в сочета
нии с развитием индивидуальных особенностей личности
каждого ребенка. Когда учащиеся приобщаются к сотруд
ничеству и кооперации при решении задач теоретическо
го и практического характера, учатся распределять зада-
ния в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;
— отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления
инициативы, самостоятельности и творчества;
— опора на доверие.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития.На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересно и важно оно для ученика, ценно в плане использования в жизни. Правила реализации данного принципа:
— формирование позитивного отношения к изучаемому;
— организация активного участия воспитанников в подго
товке к усвоению предлагаемой информации;
— самостоятельное решение учащимися (воспитанниками)
доступных им задач;
— сообщение нового знания или формирование новых уме
ний только на основе хорошо усвоенного;
— регулярное повторение изученного с введением элементов
новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;
— систематизация материала, связанная с его самостоя
тельным воспроизведением;
— выработка умений и потребности у обучаемых (воспиты
ваемых) в теоретической и практической проверке рас
сматриваемых законов, научных принципов и правил;
— закрепление знаний, представленных в логически цело
стных структурах;
— систематический контроль и оценка результатов обуче
ния и воспитания;
— применение полученных знаний в новых ситуациях.
Принцип связи теории с практикой и с жизньювыражает
необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Надо довести до понимания воспитанников, что практика прежде всего источник нового знания, новых проблем, новых ситуаций, ставящих человека в ситуацию поиска ответа на возникшие вопросы. Практика — критерий истинности полученного нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение в тех или иных ситуациях, они получают подтверждение истинности или ошибочности полу-
ченного знания. Основными правилами реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе являются:
— организация разнообразной практической деятельно
сти, направленной на применение, проверку, закрепле
ние, выработку умений, навыков, привычек в соответст
вии с характером получаемого знания;
— самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих
теоретическое положение или правильность (ошибоч
ность) его применения на практике;
— организация обучения и воспитания таким образом, что
бы воспитанники самостоятельно переходили от теории
к практике и от практики к теории;
— попытка (где возможно) решить проблему новым путем и
объяснить полученные результаты;
— широкое использование в учебно-воспитательном про
цессе краеведческого материала;
— активное включение воспитанников в общественно-по
лезную деятельность;
— посильное включение в трудовую деятельность.
Принцип единства знаний и поведениявытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.
Принцип положительного эмоционального фона педагогического процессавыступает как бы итоговым, обобщающим. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная деятельность. Участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу. Хорошо организовано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные и рекреационные помещения (цветы, картины, панно и т. д.). Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива. В связи
с этим в настоящее время часто стали говорить о принципе эстетизации детской жизнедеятельности.
Впоследнее время во многих научных работах по педагогике вводится принцип субъектности— развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать собственную нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.
Все принципы целостного педагогического процесса между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Вопросы и задания
1. По нескольким пособиям попытайтесь понять позиции авторов в
определении законов и закономерностей педагогического процесса. Оп
ределите свою позицию и обоснуйте аргументы.
2. Как вы думаете, к чему приведет несоблюдение сложившихся
принципов в процессе обучения и воспитания?
3. Проиллюстрируйте каждый принцип конкретными примерами из
практики воспитания и обучения (на основе примеров из жизни, книг,
кинофильмов, СМИ).
4. Докажите, что все принципы целостного педагогического процесса
между собой взаимосвязаны.
5. Посетите урок по учебному предмету вашей специальности и оп
ределите, какие закономерности и принципы вы смогли увидеть в дейст
вии. Нарушение или игнорирование каких закономерностей или прин
ципов привело к неудачам на уроке? Проанализируйте полученный
материал, сделайте общие выводы о значении знания учителем законо
мерностей и принципов педагогического процесса.
Чтобы обучать другого, требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому.
М. Монтень