Социально-правовая природа содержания под стражей
Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений представляет собой меру государственного принуждения, которая применяется в отношении граждан совершивших преступления и реализуется государственными органами .
Содержание под стражей – это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления. Носит временный характер и применяется в случаях, когда гражданин подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В основном указанная мера пресечения применяется на стадии предварительного расследования.
Содержание под стражей по своей сущности сходна с такими уголовными наказаниями как арест и лишение свободы, однако существенно различаются по социально-правовому назначению и правовой природе. Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения как содержание под стражей. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности, юридически не могут считаться преступниками. А отсюда следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не является ни карой, ни средством исправления. Содержание под стражей применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.
Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемых в совершении преступлений ( ст.122 УПК) и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу ( cт.89 УПК). Оно не является ни мерой уголовного наказания, ни дисциплинарного воздействия. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью являются выяснение причастности задержанного к преступлению либо разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст.122* УПК). Эта мера пресечения направлена на обеспечение интересов правосудия.[67](1) Рассматриваемая мера пресечения применяется при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу или будет заниматься преступной деятельностью (cт.89 УПК).
Cодержание под стражей в качестве меры пресечения допустимо применять для достижения одной или нескольких целей: лишить подозреваемого или обвиняемого возможности скрыться от расследования и суда, помешать ему воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, предупредить совершение им преступных действий, обеспечить исполнение приговора.
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений – это самостоятельная категория лиц, на них не может распространяться режим отбывания наказания, установленный в исправительных колониях. Условия содержания подозреваемых и обвиняемых должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с основополагающими принципами:
законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, действиями причиняющими физические и нравственные страдания .
Принципы содержания под стражей конституционные(ст. 4,13,15,17-19 Конституции РФ). Основополагающим из них является принцип презумпции невиновности.
Принцип законности выражается в провозглашении верховенства закона при регулировании порядка и условий содержания под стражей.
Обвиняемые и подозреваемые признаются законом субъектами права. Они пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законом “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” и иными федеральными законами.
Принцип законности означает и то, что деятельность мест содержания под стражей и их сотрудников должна основываться на строгом соблюдении законов. Для обеспечения и реализации принципа законности в местах содержания под стражей устанавливается прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль.
Принцип равенства всех перед законом состоит в том, что все лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, пользуются правами и несут обязанности, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религии.
Принципы равенства и уважения человеческого достоинства в обращении с подозреваемыми и обвиняемыми состоят в том, что порядок и условия их содержания должны быть гуманными, не причиняющими физических страданий или унижающих человеческое достоинство.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права и международных договоров. К числу таких международно-правовых актов относятся
Всеобщая декларация прав человека (1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 года), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 года), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 года), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 года)
Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
В статье 7 Федерального Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” перечислены места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ими являются:
- следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения системы исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.
Помещения, определенные капитанами морских судов находящихся в плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками.
Основным местом, предназначенным для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются следственные изоляторы. Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.
Деятельность следственных изоляторов регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом “ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, Федеральным законом “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, ведомственными нормативными актами.
25 января 1999 года Министром юстиции РФ утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, в соответствии с которым к их основным задачам относятся:
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
- обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.;
- беспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
Для выполнения выше перечисленных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:
- прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными требованиями закона;
- охрана и надзор за ними;
- обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
- выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых;
- обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка;
- предоставление помещений для проведения следственных действий, амбулаторных экспертиз;
- осуществление проведения встреч подозреваемых и обвиняемых со следователями, защитниками и иными лицами, имеющими на это право;
- конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного изолятора, при выводе осужденных на хозяйственные работы за пределы следственного изолятора, при доставке лиц, бежавших из под охраны, при направлении лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в медицинское учреждение, этапирование по плановым маршрутам;
- своевременное освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании, истек срок отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенный приговором суда;
- проводит мероприятия по соблюдению режимных требований в самом учреждении и на прилегающих к нему территориях;
- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в учреждении в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством РФ;
- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения
- проведение оперативно-розыскных мероприятий
- создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых
- привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду при наличии производства на территории следственного изолятора, и ведение всей финансово-экономической деятельности
- проведение с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми культурно-воспитательной работы и создание условий для получения ими общего среднего образования
- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего делопроизводства.
В деятельности СИЗО важное значение отводится функции по приему подозреваемых и обвиняемых в учреждение. Это важно как для администрации, так и для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу. Момент поступления в СИЗО, особенно для лиц, попавших впервые определяет дальнейшее поведение и отношение к требованиям режима, ведь именно с приема начинается реализация требований режима.
Прием лиц, доставленных в СИЗО осуществляет дежурный помощник начальника следственного изолятора (ДПНСИ) или его заместители. Подозреваемые и обвиняемые доставленные в СИЗО подвергаются обыску, а принадлежащие им вещи досмотру. Эти мероприятия проводятся в целях предотвращения проноса в камеры предметов и вещей, запрещенных к хранению, либо письменной и иной информации, которая может помешать установлению истины по уголовному делу, либо способствовать совершению преступления.
Размещение по камерам лиц, заключенных под стражу осуществляется в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Следственный изолятор реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции РФ. Его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование может производиться из местных бюджетов.
Структура, штаты следственных изоляторов утверждаются органами управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данное учреждение возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. Начальник следственного изолятора осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения на принципах единоначалия и определяет пределы полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений.
Руководящим составом следственного изолятора являются начальник и его заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной работе среди подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по работе с личным составом, по лечебно-профилактической работе, по тылу, которые руководят следующими службами и отделами: дежурной, режима и охраны, оперативным, аналитическим, кадров, по воспитательной работе среди подозреваемых и обвиняемых, по работе с личным составом, специальным, интендантского и хозяйственного обеспечения, медицинским, финансовым.
Деятельность следственных изоляторов контролируется органами государственной власти и управления РФ . Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции РФ, территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы.
Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ. Изоляторы временного задержания предназначены для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступлений. По большинству уголовных дел дознание и предварительное следствие проводится органами внутренних дел поэтому, как правило каждый из них имеет ИВС.
Изоляторы временного содержания Пограничных войск Российской Федерации создаются в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную границу России. Они предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, связанных с нарушением Государственной границы, а также с нарушением правил несения пограничной службы, уставных правил караульной службы в Пограничных войсках.
В ИВС содержатся подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения содержание под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, на основании статьи 13 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» могут временно переводиться в ИВС для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий, судебного процесса, но не более чем на десять суток в течении месяца.
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу могут содержаться в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Эта категория лиц должна содержаться изолированно от осужденных, режим содержания должен быть приближен к следственному изолятору.
Для военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, местом содержания под стражей являются воинские гауптвахты (ст.10).
Содержание подозреваемых и обвиняемых военнослужащих на гауптвахте регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года. Устав распространяется на все рода войск Вооруженных Сил РФ, в том числе и на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск МВД, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны РФ, Государственной противопожарной службы МВД.
На гауптвахте могут содержаться следующие категории военннослужащих:
- военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке;
- военнослужащие, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, с санкции прокурора;
- военнослужащие, осужденные военным судом к лишению свободы, - до получения приговора.
Все вышеперечисленные категории военнослужащих являются самостоятельными. Осужденные и подсудимые содержатся на гауптвахте отдельно от подозреваемых и обвиняемых, офицеры и прапорщики содержатся отдельно от солдат и сержантов.